Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка в начальной школе | Колесникова Ирина Валерьевна. Работа №348635

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает вопросы организации самостоятельной работы на уроках русского языка в начальной школе. Освещаются методические аспекты планирования и проведения самостоятельных заданий, направленных на развитие языковых и коммуникативных навыков младших школьников. Особое внимание уделяется формам и видам самостоятельной работы, которые способствуют формированию у учеников ответственности, самостоятельности и мотивации к изучению русского языка. В статье приведены примеры практических заданий, которые помогают учащимся усваивать новый материал и закреплять уже пройденное.

Ключевые слова: самостоятельная работа, русский язык, начальная школа, обучение, языковые навыки, развитие самостоятельности, учебная мотивация.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Колесникова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ №14 им. В.А. Уварова, ст-ца Тенгинская

Аннотация. Статья рассматривает вопросы организации самостоятельной работы на уроках русского языка в начальной школе. Освещаются методические аспекты планирования и проведения самостоятельных заданий, направленных на развитие языковых и коммуникативных навыков младших школьников. Особое внимание уделяется формам и видам самостоятельной работы, которые способствуют формированию у учеников ответственности, самостоятельности и мотивации к изучению русского языка. В статье приведены примеры практических заданий, которые помогают учащимся усваивать новый материал и закреплять уже пройденное.

Ключевые слова: самостоятельная работа, русский язык, начальная школа, обучение, языковые навыки, развитие самостоятельности, учебная мотивация.

 

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка играет ключевую роль в формировании у младших школьников не только языковых навыков, но и таких качеств, как самостоятельность, ответственность и умение эффективно распределять своё время. В условиях начальной школы ученики должны научиться выполнять задания без постоянного контроля учителя, что стимулирует их познавательную активность и развивает навыки саморегуляции. Самостоятельная работа также позволяет детям глубже осмыслить изучаемый материал и закрепить его на практике. Важно, чтобы учитель правильно организовал этот процесс, предложив ученикам такие задания, которые не только соответствовали бы их уровню знаний, но и поддерживали бы интерес к предмету.

Самостоятельная работа на уроках русского языка может включать разнообразные формы, от выполнения простых упражнений по орфографии и пунктуации до более сложных творческих заданий, таких как написание сочинений или составление текстов. Одной из главных целей организации самостоятельной работы является развитие языковых навыков учащихся, таких как грамотность, правильное употребление слов и построение предложений. Например, при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова» ученикам можно предложить самостоятельно подобрать слова с безударными гласными, вписать их в текст, а затем объяснить свои выборы. Это задание позволяет детям не только закрепить правило, но и развить навык самопроверки.

Особое внимание следует уделить самостоятельной работе, связанной с развитием навыков чтения и анализа текста. Например, после прочтения небольшого рассказа детям можно предложить самостоятельно составить план текста или краткое содержание, выделив основные моменты. Такое задание развивает у учащихся навыки структурирования информации, способствует формированию умений логически мыслить и выделять главное. Кроме того, оно помогает детям осознать, что самостоятельная работа с текстом — это не просто выполнение задания, а важный этап процесса обучения, который способствует пониманию и запоминанию материала.

Самостоятельная работа также может быть направлена на развитие коммуникативных навыков учеников, что особенно важно на уроках русского языка. Например, после изучения темы «Диалог и монолог» ученикам можно предложить самостоятельно составить диалог между двумя персонажами на заданную тему, а затем представить его в классе. Такое задание способствует развитию навыков устной речи, учит детей правильно выражать свои мысли и строить диалоги, что важно для формирования полноценной языковой компетенции. При этом учитель должен предоставить учащимся необходимые ориентиры и примеры, чтобы процесс выполнения задания был понятен каждому ученику.

Одним из ключевых аспектов самостоятельной работы является развитие орфографической и пунктуационной грамотности. Например, после изучения правил постановки запятых при однородных членах предложения, можно предложить учащимся самостоятельно составить несколько предложений с однородными членами и указать, где нужно поставить запятые. Это задание способствует закреплению теоретического материала на практике и учит детей применять правила грамматики в реальных ситуациях. Также такие задания помогают развивать внимание к деталям, что важно для успешного изучения русского языка в дальнейшем.

Творческие задания играют важную роль в организации самостоятельной работы на уроках русского языка. Например, написание небольшого сочинения на тему «Моя семья» позволяет не только закрепить изученный материал, но и развить творческие способности учеников. Учитель может предложить детям самостоятельно выбрать структуру сочинения, определить ключевые моменты, которые они хотят включить, и выразить свои мысли в свободной форме. Такое задание помогает детям почувствовать себя самостоятельными авторами, что стимулирует их учебную мотивацию и развивает любовь к письму.

Для того чтобы самостоятельная работа была действительно эффективной, учителю необходимо учитывать возрастные особенности учеников и степень их подготовленности. В начальной школе дети ещё только учатся работать самостоятельно, поэтому важно предоставить им задания, которые будут понятны и выполнимы. Например, при изучении темы «Корень слова» можно предложить детям самостоятельно выделить корень в простых словах и объяснить значение каждого слова. Это позволит ученикам развить аналитические навыки и научиться самостоятельно справляться с заданиями, не испытывая при этом излишнего напряжения.

Самостоятельная работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ученик мог чувствовать себя успешным и уверенным в своих силах. Важно, чтобы учитель поощрял инициативу и самостоятельность, помогая детям справляться с трудностями, но не вмешиваясь в процесс выполнения заданий. Ученикам необходимо предоставить возможность самостоятельно оценивать свои результаты, что способствует формированию чувства ответственности за свою работу. Например, после выполнения задания по орфографии можно предложить детям самостоятельно проверить свои работы, сравнив их с образцом. Это учит детей критически относиться к своей работе и делать выводы о своих успехах и ошибках.

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка в начальной школе играет важную роль в формировании у учащихся навыков самостоятельности, ответственности и способности к саморегуляции. Самостоятельная работа способствует развитию языковых и коммуникативных компетенций младших школьников, помогает им глубже осмыслить изучаемый материал и закрепить его на практике.

 

Список литературы

1. Крикун Д. Ю. Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка / Д. Ю. Крикун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 36-40.

2. Лобчевская Е. С. Особенности организации уроков русского языка в начальной школе, способствующих развитию творческих способностей младших школьников / Е. С. Лобчевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 245-247.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×