Организация самостоятельной работы начинающего флейтиста | Суворова Анна Павловна. Работа №273149
Автор: Суворова Анна Павловна
При начальном обучении игре на флейте важной задачей становится организация самостоятельной (домашних занятий) работы ученика. В статье рассматриваются главные аспекты, которые необходимо учитывать, а также рассматривается роль родителей в процессе организации домашних занятий юного флейтиста.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Кузьмоловская школа искусств»
«Организация самостоятельной работы начинающего флейтиста»
Концертмейстера класса флейты
Суворовой Анны Павловны
П.Кузьмоловский 2021
Задача педагога состоит не только в обучении игре на инструменте, но и в воспитании навыков самостоятельной работы. Педагог организует, направляет и контролирует домашние занятия ученика. Это важно потому, что занятия в классе под наблюдением педагога составляют лишь небольшую часть времени учебного процесса. Самостоятельная работа частично начинается уже в классе, когда ученику предлагается на уроке заниматься так же свободно, как дома, а дома так же сосредоточенно, как в классе.
При организации домашней работы необходимо учитывать возраст ученика, степень его способностей, подготовки, а также индивидуальные особенности. Успех самостоятельной работы зависит в основном от понимания учеником цели и смысла занятий, регулярности занятий, трудолюбия, степени включенности, сосредоточенности в процессе занятий. Главное условие прочности знаний и навыков, получаемых учеником в классе на уроке -это регулярные домашние занятия. Необходимость ежедневных занятий вызвана тем, что способ дыхания, работа губ, языка и пальцев в процессе игры на флейте имеет специфический характер, то есть отличается от их действия в обычных бытовых условиях, образуя так называемый исполнительский аппарат флейтиста, который нуждается в ежедневной тренировке для поддержания в готовом для работы состоянии. Пропущенные дни занятий отрицательно сказываются на успеваемости, а надежда наверстать упущенное удвоением времени занятий приводит к обратному результату – переутомлению мышц исполнительского аппарата и ослабеванию интереса к занятиям.
Заниматься лучше в 2-3 приема, постепенно увеличивая время занятия от 15-20 минут в день до часа и больше. В начальный период освоения инструмента занятия начинаются с контроля правильной постановки, точного выполнения требований педагога о положении корпуса и рук. В это время полезны занятия с зеркалом. Незаменимой может быть помощь родителей, которые могут помочь выбрать подходящее время для занятий, организовать рабочее место (например, приобрести инструмент хорошего качества и подставку для нот), а на первых порах и контролировать ход домашних занятий, избегая при этом навязчивости и чрезмерной заботы. Однако главное, что требуется от родителей на протяжении всего периода обучения--это проявление интереса к занятиям ребенка, внимания и участия к его делам. Например, важно обязательно присутствовать на концертных выступлениях своего ребенка, чтобы порадоваться, если он выступил успешно, и утешить и ободрить, если не удачно. Еще раз подчеркнем губительность для развития ребенка как родительского безразличия, так и жесткой чрезмерной требовательности к нему.
При выполнении домашнего задания очень важно стараться играть красивым звуком. Обычно занятие начинается с игры упражнений на головке флейты у начинающих флейтистов или с игры протяженных звуков у более старших учеников. Затем следует разучивание гамм и арпеджио, обращая внимание на ровность, ритмичность исполнения и красоту звука. Далее следует работа над этюдами, которые тщательно разучиваются несколько уроков подряд. Это необходимо для улучшения качества звука, точности интонации, ритмической устойчивости и выразительности. Следующий этап занятия--подготовка к сдаче задания педагогу на предстоящем уроке. На завершающем этапе хороши чтение с листа несложных произведений, а также игра «для удовольствия» давно выученных или особенно понравившихся произведений.