Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация самостоятельных учащихся по классу домра | Кенден Шончалай Орлановна. Работа №350380

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Организация самостоятельных работ учащихся по классу домра.

Исполнителю-домристу как и любому музыканту-инструменталисту нужен постоянный контакт с инструментом.Необходимость постоянных ежедневных занятий диктуется спецификой игры на домре. Любому домристу также хорошо известно,что при отсутствуии мозолей на пальцев левой руки полноценная игра на домре совершенно невозможно. Поэтому содержание пальцев постоянной готовности при игре составляют основную заботу домриста. Для этой цели нужны постоянные ежедневные занятия.

Министерство культуры Республики Тыва

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств пгт. Каа-Хем

 

 

 

 

 

Статья

На тему: « Организация самостоятельной работы учащихся по классу домра»

 

 

 

 

Преподаватель; Кенден Шончалай Орлановны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пгтаа-Хем

 

Статья : «Организация самостоятельной работы учащихся по классу домра»

Исполнителю-домристу, как и любому музыканту-инструменталисты, нужен постоянный контакт с инструментом: необходимость постоянных ежедневных занятий диктуется спецификой игры на домре. Любому домристу хорошо известно, что при отсутствии мозолей на пальцах левой руки полноценная игра совершенно невозможно. Поэтому содержание пальцев в постоянной готовности к игре составляет основную заботу домриста. Для этой цели нужны постоянные ежедневные занятие ( в том числе и в период летних каникул). В течение учебного периода ежедневная порция занятий может составлять любое разумное количество времени: определение времени зависит от объема находящегося в работе материала и может колебаться от нескольких десятков минут в день до нескольких часов. Что это значит? Если в какой-либо из дней невозможно выделить время для работы с инструментом, тогда лучше поддерживать игровую форму, 20-30 минут в день, чем совсем пропустить.

Но домристу следует помнить и о том, что постоянные многочасовые занятие на домре могут привести к образованию слишком твердых мозолей на пальцах левой руки ,а это, в свою очередь создаст ненужные шумовые призвуки в процессе игры.

В предконцертный период подготовки продолжительность ежедневных занятий лучше оставить без изменений, т их сокращение или увеличение по времени может спровоцировать появление излишней нервозности, а в некоторых случаях даже вызвать панику.

 

Планирование работы:

Перед тем как сесть за инструмент, необходимо составить план и наметить порядок предстоящей работы. Начальная стадия работы над текстом музыкального произведения включает в себя определения жанра, характера, формы. Нелишне составить на листе бумаги своеобразную схему: расположение частей произведения, указать тональный план, динамику и темпа. Встречающиеся иностранные термины и обозначения нужно обязательно расшифровать.

Определив игровые примы, расставив аппликатуру, можно приступать к озвучиванию. Основная задача на этом этапе - добиться максимальной чистоты интонирования ( под чистым интонированием на домре подразумевается извлечение звука заданной высоты без шумовых призвуков, возникающих от трения медиатора о струны, при неточном выборе места прижатия струны к металлическому порожке в левой руке) и четкости произношения.

Следующий этап-работа над возведением метроритмического фундамента. Здесь нужно обеспечить пульсацию сильных долей в такте, установить меру динамического уровня ударных и безударных звуков. Такая работа особенно необходимо при наличии сложных ритмических группировок, при соединении разных ритмических групп.

Следующие виды работы: установка динамических уровней в фразах, предложениях, частях; установка цезур-дыханий, обеспечение соответствующего типа движений пальцев левой руки в связи с характером произведения: в кантилене- тянущиеся, « ползущие», в пассажах- энергичные, пружинистые короткие броски.

 

О роли сознания:

Всякий раз перед началом игры нужно мысленно обозначить конкретные задачи для каждой руки. Для правой руки- расположение медиатора на струне ( или у струны), плавное или резкое нажатие на струну; если предстоит игра приемом тремоло- постепенный или быстрый набор скорости чередования импульсов.

Задачи левой руки - расположение пальцев близко к струнам, выбор точки прижатия струны к металлическому порожку. Приступая к озвучиванию домристу следует помнить о степени напряжения мышц рук в связи с выполняемыми функциям. В тихой динамике пальцы левой руки прижимают струну с достаточной силой, пальцы правой минимальным усилием удерживают медиатор в равновесии; в громкой динамике мышцы обеих рук в достаточной степени напряжены.

В ежедневные занятия обязательно включать упражнения. Каждый домрист выбирает необходимые на данном этапе разновидности упражнений: быстрые или умеренно быстрые пассажи в виде гамм, арпеджио, созвучий, аккордов, упражнения в приемом тремоло и т.д.

Для оперативного решения технических проблем необходимо научиться конструировать упражнения из фрагментов, извлекаемых из разучиваемых музыкальных произведений.

 

О предконцертном режиме занятий.

В преддверии концертного выступления нужно выстроить соответствующую стратегию занятий. Фрагментарная работа должна быть заменена на проигрывании программы целиком. Произойти это должно за 2-3 недели до выступления. К этому моменту нужно научиться играть каждое произведения программы целиком, без ошибок и остановок. Для этого можно применить метод репетиций-тренировок. Дать самому себе задание исполнить каждое произведение 2-3 раза с небольшими остановками между очередными повторениями. В каждом исполнении- проигрывании необходимо ставить исполнительские задачи самому себе: сыграть максимально законченно, в необходимых темпах и с соответствующим эмоциональным настроем. Такие двух-трехразовые проигрывании по 3-4 раза в течение 5-6 дней.

Концертную программу можно готовить таким же методом. В течение 10-14 дней всякий раз перед проигрыванием желательно создать концертную обстановку: настроиться на выступления, одеться в концертный костюм, прорепетировать выход на сцену, поклон, исполнить все произведения концертной программы в соответствующем порядке. После краткого отдыха еще раз исполнить всю программу. Такие репетиции-проигрывании можно выполнить 2-3 раза в день. В оставшиеся 5-6 дней перед выступлением количество повторений можно уменьшить до одного двух в день.

Почему рекомендуется именно такой метод подготовки? Навык безошибочного, законченного исполнения концертной программы необходимо воспитывать и тренировать так же, как и другие игровые навыки- методом повторения. В результате таких репетиций у ученика воспитывается физическая выносливость, вырабатывается привычка настраиваться на нужный характер каждого последующего произведения исполняемой программы, появляется и формируется уверенность в успешном выступлении на сцене.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×