Организация самоуправления в малокомплектной школе | Григориус Мария Николаевна. Работа №349575. Номер работы: №349575
Самоуправление в малокомплектной школе - сложная тема. Часто документально оно есть, а по факту отсутствует. В статье даны теоретические основы организации ученического самоуправления, рассказано о важности и необходимости данного вида групповой деятельности и представлен практический опыт на примере малокомплектной сельской школы
Организация самоуправления в малокомплектной школе
Основы понятия ученическое самоуправление. Цели и принципы самоуправления в школе
Важное значение в организации эффективной жизнедеятельности ученического коллектива играет ученическое самоуправление, основная цель которого – совместное творческое решение управленческих задач, создание оптимальных условий для включения обучающихся в разнообразную содержательную коллективную деятельность, стимулирование к социальной активности и творчеству.
Участие учащихся в управлении школой расширяет сферу применения способностей и умений, дает каждому возможность развить талант, проявить инициативу, найти дело по душе.
Самоуправление даёт возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки.
Ученическое самоуправление — это форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения; право, которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. Это право закреплено в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34.
При развитых системах ученического самоуправления в образовательном учреждении существуют различные органы самоуправления: общешкольный ученический совет, гимназический (школьный) парламент, ученический комитет (учеником), старостат, школьная дума и др.
Администрация школы обязана предоставить ученикам возможность этим правом на участие в управлении образовательными организациями пользоваться и создать необходимые условия для реализации данного права при наличии инициативы обучающихся.
Самоуправление в школе - принцип организации жизнедеятельности ученического коллектива. Основными задачами школьного самоуправления являются: обучение школьника элементам управленческой деятельности, создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности.
Один из важных принципов школьного управления — принцип демократизации — невозможно реализовать в работе школы без таких составляющих этой работы, как собственно управление, соуправление и самоуправление.
Ученическое самоуправление — такая организация групповой (коллективной) деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения значимых групповых (коллективных) целей. Субъектами самоуправления являются избранные лица (группа лиц), которым коллектив делегирует право планировать совместную жизнедеятельность, распределять поручения, контролировать и оценивать качество их выполнения.
К школьному ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками и выражающие их интересы. Основными целями ученического самоуправления являются: демократизация жизни ученического коллектива и формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом.
Развитие самоуправления помогает учащимся сформировать свою социальную позицию, определить возможности в реализации организаторских функций, почувствовать сложность социальных отношений, прожить отношения ответственной зависимости, выражающие взаимозависимость и взаимоответственность личности и коллектива.
Итогом развития ученического самоуправления является перевод коллектива учеников из системы управляемой в систему самоуправляемую.
Принципы ученического самоуправления:
– добровольность, равноправность, законность, гласность;
– приоритет человеческих ценностей;
– коллегиальность принятия решения;
– уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена самоуправления.
Цели ученического самоуправления:
– воспитание гражданина, умеющего действовать в интересах общества и Отечества;
– привлечение учащихся к управлению школьной жизнью в соответствии с принципом демократизации школы;
– научить учащихся самим планировать и организовывать свою ученическую жизнь в школе и за ее пределами;
– уважая законность и права всех участников учебного процесса, дать возможности реализовать творческие идеи в общественной жизни школы и развивать управленческие навыки в реализации интересных дел.
Основные заповеди ученического самоуправления:
Вместе мы – сила!
Трудись на благо родной школы.
Твори добро
всегда
,
когда
для этого
есть возможность.
Будь законопослушным, не допускай нарушения правопорядка.
Не делай другим того, чего не желае
шь
себе.
Главная особенность ученического самоуправления – реализация права школьников на соуправление деятельностью школы (п. 17 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). То есть школе нужно обеспечить такие условия, в которых ее ученики смогут влиять на школьную политику. Это может происходить, например, через продвижение ученических инициатив, участие в принятии управленческих решений, активность в управлении внутришкольными делами и событиями. Ученическое самоуправление с этой точки зрения еще является и инструментом защиты прав и интересов школьников.
Еще одна особенность ученического самоуправления – обязательное взаимодействие педагогов и учеников. Педагоги координируют процесс самоуправления: направляют деятельность школьников и их стремление самоутвердиться, помогают разрешать конфликтные ситуации, помогают продвигать и реализовывать ученические инициативы и решения. Важно научить детей не управлять другими детьми, а строить демократические отношения, управлять собой и своей жизнью в коллективе. Ученическое самоуправление – это еще и возможность для школьников самореализоваться и социализироваться в коллективе.
Чтобы ученическое самоуправление помогало реализовать цели воспитания, нужно сделать так, чтобы школьники видели результат его деятельности. Поэтому очень важно на начальном этапе организации проанализировать существующие модели самоуправления, соотнести их с возможностями вашей школы и ее учеников, определить, зачем вы организуете ученическое самоуправление. Это поможет выбрать наиболее подходящую модель именно для вашей школы.
Самоуправление не получится без партнерства и поддержки со стороны педагогического коллектива и администрации, которые предоставят обучающимся перспективу активного участия и представления своих идей. Они обязаны поддерживать и содействовать работе органа, осуществлять обратную связь и вносить изменения, если это необходимо.
В целом, для организации самоуправления в школе потребуется сделать следующие шаги:
1. Создать школьный парламент или другую структуру. Выбрать состав, определить функции, процедуры выборов и направления работы.
2. Провести выборы председателей, заместителей, секретаря и других членов парламента или объединений. Обеспечить прозрачность и демократичность выборов.
3. Разработать и утвердить Устав школьного самоуправления, Положение о парламенте, Правила внутреннего трудового распорядка.
4. Организовать обучение участников в вопросах лидерства, коммуникации, урегулирования конфликтов и других навыков.
5. Планировать и проводить регулярные встречи парламента, классные собрания, обсуждения и мероприятия, на которых ученики смогут выражать свое мнение, принимать решения и участвовать в управлении.
6. Поддерживать открытость и диалог между администрацией, учителями и родителями, содействовать сотрудничеству и взаимопониманию.
7. Оценивать результаты работы, проводить анализ действенности и корректировать планы, учитывая потребности и интересы.
Самоуправление в малокомплектной школе (на основе опыта МБОУ «Городковическая СШ» Спасского района Рязанской области)
Самоуправление в школе – сложная тема. Во многих школах документально оно есть, а фактически отсутствует. Чаще всего это слово можно услышать в преддверии Дня Учителя, когда старшеклассники ведут уроки в младших классах. На этом все и заканчивается.
Так было и в нашей школе. Но инициативная группа, состоящая из педагогов, понимающих важность и необходимость данного вида групповой деятельности, решила все изменить. Была поставлена задача организовать не формальное, навязанное сверху, а реальное ученическое самоуправление.
Сложность состояла прежде всего в том, что школа является малокомплектной и учатся в ней всего 44 ученика с 1 по 11 класс. При этом в классах от одного до семи обучающихся. В таких условиях сложно сформировать активы классов, да и система старостата часто под вопросом. Поэтому решено было сформировать актив школы и привлечь к участию в школьном самоуправлении всех желающих, в том числе и учеников начальной школы, хотя в методической литературе по этому вопросу часто можно увидеть рекомендации, осуществлять данную работу с ними в игровой форме и лишь на уровне классов.
Начали работу мы с обсуждения и разъяснения всех нюансов на заседании методического объединения классных руководителей. Необходимо было убедить коллег, что это не игра, не баловство, не кружок по организации праздников, а важная и нужная форма работы.
Определены были следующие полномочия и направления деятельности школьного самоуправления:
Работа с основными документами школы и внесение своих предложений к ним путем направления письменных запросов в администрацию школы
с последующим получением официальных ответов на них.
Проведение регулярных встреч с администрацией школы, собраний актива и других регламентированных мероприятий на территории школы.
Создание и использование в работе школьных СМИ
Разрешение конфликтов
Улучшение школьного пространства
Организация и участие в мероприятия
х по плану воспитательной работы
Следующим этапом работы стало собственно формирование актива школы. Мы написали объявление с приглашением всех желающих на первый сбор. Разместили его в соцсетях, на стенде в школе, распечатали для классных руководителей, чтобы была возможность донести информацию до каждого ученика. В назначенное время представители каждого класса собрались в актовом зале. Главной целью собрания было рассказать школьникам о возможности совместными усилиями изменить школу к лучшему. На собрании мы постарались соблюсти баланс официальности и комфорта. Рассказали, что такое самоуправление, выслушали и записали все идеи и пожелания. В конце мероприятия назначили дату нового собрания, целью которого заявили распределение обязанностей и определение первого дела.
На второе собрание пришли не все, но актив был сформирован. Активисты пришли с конкретными предложениями. Решено было, что первое дело должно быть интересным, веселым, творческим, объединяющим, полезным, но не слишком сложным и масштабным. Выбрали идею создать на полу в коридорах школы интересные и полезные арт-объекты. Из предложенных вариантов выбрали четыре: лабиринт для начальной школы, схему Ледового побоища перед кабинетом истории, змейку с английским алфавитом и розу ветров.
По итогам выполнения было проведено собрание с целью получения обратной связи. Обсудили что получилось, с какими трудностями столкнулись, как преодолели их, какие эмоции испытали в процессе работы и по ее завершении. Воодушевленным первым успехом активистам было предложено разработать свои новые проекты коллективных дел к следующему заседанию и оформить их в виде презентаций с целями, макетами, расчётами всего необходимого.. Так в планах у нах появилось создание свободной библиотеки, сенсорной комнаты, альпийской горки, постановка сказки, производство окопных свечей для воинов СВО, модернизация актового зала, создание школьных СМИ и многое другое.
А пока старшеклассники-активисты совместно с педагогами и администрацией школы разрабатывают новые положения о школьной форме и использовании мобильных телефонов, вносят предложения и изменения в Устав школы.
Работа по созданию функционирующей системы школьного самоуправления только начата, но мы уже видим положительные изменения. Ребята готовятся к новому учебному году ответственно и увлеченно, формируя вокруг себя комфортное школьное пространство.
Список литературы
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство Смысл, издательство ЭКСМО, 2004. 512 с.
Ясникова
Л. Д. Демократизация современной школы и ученическое самоуправление // Демократизация средней школы: проблемы, поиски, опыт. — М., 1990. — С. 5-13
Классному руководителю о самоуправлении в классе. Методические рекомендации. / Авт. – сост. М.А. Александрова, Е.И. Баранова, Е.В. Володина, Е.Н. Степанов. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
Рогаткин Д.В. Что может самоуправление? Право на участие в управлении школой. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2004.
Наносова
Е.В. Демократизация школы. г. Красноярск, 2005.- 144 стр.
Хочу быть лидером! Выпуск 3. –
Н.Новгород
, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004. - 90 с.
Интернет-ресурсы:
Лопатина Т.,
Сабельникова
С. «Ученическое самоуправление: как организовать в школе».
Материал из Справочной системы «Завуч».
https://1zavuch.ru/#/document/16/41636/bssPhr266/?of=copy-ad5b78cc4c