Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация самоуправления в малокомплектной школе | Григориус Мария Николаевна. Работа №349575. Номер работы: №349575

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Самоуправление в малокомплектной школе - сложная тема. Часто документально оно есть, а по факту отсутствует. В статье даны теоретические основы организации ученического самоуправления,  рассказано о важности и необходимости данного вида групповой деятельности и представлен практический опыт на примере малокомплектной сельской школы

Организация самоуправления в малокомплектной школе

Основы понятия ученическое самоуправление. Цели и принципы самоуправления в школе

Важное значение в организации эффективной жизнедеятельности ученического коллектива играет ученическое самоуправление, основная цель которого – совместное творческое решение управленческих задач, создание оптимальных условий для включения обучающихся в разнообразную содержательную коллективную деятельность, стимулирование к социальной активности и творчеству.

Участие учащихся в управлении школой расширяет сферу применения способностей и умений, дает каждому возможность развить талант, проявить инициативу, найти дело по душе.

Самоуправление даёт возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки.

Ученическое самоуправление — это форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения; право, которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. Это право закреплено в Федеральном законе Российской Федерации  от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34.

При развитых системах ученического самоуправления в образовательном учреждении существуют различные органы самоуправления: общешкольный ученический совет, гимназический (школьный) парламент, ученический комитет (учеником), старостат, школьная дума и др.

Администрация школы обязана предоставить ученикам возможность этим правом на участие в управлении образовательными организациями пользоваться и создать необходимые условия для реализации данного права при наличии инициативы обучающихся.

Самоуправление в школе - принцип организации жизнедеятельности ученического коллектива. Основными задачами школьного самоуправления являются: обучение школьника элементам управленческой деятельности, создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности.

Один из важных принципов школьного управления — принцип демократизации — невозможно реализовать в работе школы без таких составляющих этой работы, как собственно управление, соуправление и самоуправление.

Ученическое самоуправление — такая организация групповой (коллективной) деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения значимых групповых (коллективных) целей. Субъектами самоуправления являются избранные лица (группа лиц), которым коллектив делегирует право планировать совместную жизнедеятельность, распределять поручения, контролировать и оценивать качество их выполнения.

К школьному ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками и выражающие их интересы. Основными целями ученического самоуправления являются: демократизация жизни ученического коллектива и формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом.

Развитие самоуправления помогает учащимся сформировать свою социальную позицию, определить возможности в реализации организаторских функций, почувствовать сложность социальных отношений, прожить отношения ответственной зависимости, выражающие взаимозависимость и взаимоответственность личности и коллектива.

Итогом развития ученического самоуправления является перевод коллектива учеников из системы управляемой в систему самоуправляемую.

 

Принципы ученического самоуправления:

добровольность, равноправность, законность, гласность;

приоритет человеческих ценностей;

коллегиальность принятия решения;

уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена самоуправления.

 

Цели ученического самоуправления:

– воспитание гражданина, умеющего действовать в интересах общества и Отечества;

– привлечение учащихся к управлению школьной жизнью в соответствии с принципом демократизации школы;

– научить учащихся самим планировать и организовывать свою ученическую жизнь в школе и за ее пределами;

– уважая законность и права всех участников учебного процесса, дать возможности реализовать творческие идеи в общественной жизни школы и развивать управленческие навыки в реализации интересных дел.

 

Основные заповеди ученического самоуправления:

Вместе мы – сила!

Трудись на благо родной школы.

Твори добро

всегда

,

когда

для этого

есть возможность.

Будь законопослушным, не допускай нарушения правопорядка.

Не делай другим того, чего не желае

шь

себе.

 

Главная особенность ученического самоуправления – реализация права школьников на соуправление деятельностью школы (п. 17 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). То есть школе нужно обеспечить такие условия, в которых ее ученики смогут влиять на школьную политику. Это может происходить, например, через продвижение ученических инициатив, участие в принятии управленческих решений, активность в управлении внутришкольными делами и событиями. Ученическое самоуправление с этой точки зрения еще является и инструментом защиты прав и интересов школьников.

Еще одна особенность ученического самоуправления – обязательное взаимодействие педагогов и учеников. Педагоги координируют процесс самоуправления: направляют деятельность школьников и их стремление самоутвердиться, помогают разрешать конфликтные ситуации, помогают продвигать и реализовывать ученические инициативы и решения. Важно научить детей не управлять другими детьми, а строить демократические отношения, управлять собой и своей жизнью в коллективе. Ученическое самоуправление – это еще и возможность для школьников самореализоваться и социализироваться в коллективе.

Чтобы ученическое самоуправление помогало реализовать цели воспитания, нужно сделать так, чтобы школьники видели результат его деятельности. Поэтому очень важно на начальном этапе организации проанализировать существующие модели самоуправления, соотнести их с возможностями вашей школы и ее учеников, определить, зачем вы организуете ученическое самоуправление. Это поможет выбрать наиболее подходящую модель именно для вашей школы. 

Самоуправление не получится без партнерства и поддержки со стороны педагогического коллектива и администрации, которые предоставят обучающимся перспективу активного участия и представления своих идей. Они обязаны поддерживать и содействовать работе органа, осуществлять обратную связь и вносить изменения, если это необходимо.

В целом, для организации самоуправления в школе потребуется сделать следующие шаги:

1. Создать школьный парламент или другую структуру. Выбрать состав, определить функции, процедуры выборов и направления работы.

2. Провести выборы председателей, заместителей, секретаря и других членов парламента или объединений. Обеспечить прозрачность и демократичность выборов.

3. Разработать и утвердить Устав школьного самоуправления, Положение о парламенте, Правила внутреннего трудового распорядка.

4. Организовать обучение участников в вопросах лидерства, коммуникации, урегулирования конфликтов и других навыков.

5. Планировать и проводить регулярные встречи парламента, классные собрания, обсуждения и мероприятия, на которых ученики смогут выражать свое мнение, принимать решения и участвовать в управлении.

6. Поддерживать открытость и диалог между администрацией, учителями и родителями, содействовать сотрудничеству и взаимопониманию.

7. Оценивать результаты работы, проводить анализ действенности и корректировать планы, учитывая потребности и интересы.


 

 

 

Самоуправление в малокомплектной школе (на основе опыта МБОУ «Городковическая СШ» Спасского района Рязанской области)

Самоуправление в школе – сложная тема. Во многих школах документально оно есть, а фактически отсутствует. Чаще всего это слово можно услышать в преддверии Дня Учителя, когда старшеклассники ведут уроки в младших классах. На этом все и заканчивается.

Так было и в нашей школе. Но инициативная группа, состоящая из педагогов, понимающих важность и необходимость данного вида групповой деятельности, решила все изменить. Была поставлена задача организовать не формальное, навязанное сверху, а реальное ученическое самоуправление.

Сложность состояла прежде всего в том, что школа является малокомплектной и учатся в ней всего 44 ученика с 1 по 11 класс. При этом в классах от одного до семи обучающихся. В таких условиях сложно сформировать активы классов, да и система старостата часто под вопросом. Поэтому решено было сформировать актив школы и привлечь к участию в школьном самоуправлении всех желающих, в том числе и учеников начальной школы, хотя в методической литературе по этому вопросу часто можно увидеть рекомендации, осуществлять данную работу с ними в игровой форме и лишь на уровне классов.

Начали работу мы с обсуждения и разъяснения всех нюансов на заседании методического объединения классных руководителей. Необходимо было убедить коллег, что это не игра, не баловство, не кружок по организации праздников, а важная и нужная форма работы.

Определены были следующие полномочия и направления деятельности школьного самоуправления:

Работа с основными документами школы и внесение своих предложений к ним путем направления письменных запросов в администрацию школы

с последующим получением официальных ответов на них.

Проведение регулярных встреч с администрацией школы, собраний актива и других регламентированных мероприятий на территории школы.

Создание и использование в работе школьных СМИ

Разрешение конфликтов

Улучшение школьного пространства

Организация и участие в мероприятия

х по плану воспитательной работы

Следующим этапом работы стало собственно формирование актива школы. Мы написали объявление с приглашением всех желающих на первый сбор. Разместили его в соцсетях, на стенде в школе, распечатали для классных руководителей, чтобы была возможность донести информацию до каждого ученика. В назначенное время представители каждого класса собрались в актовом зале. Главной целью собрания было рассказать школьникам о возможности совместными усилиями изменить школу к лучшему. На собрании мы постарались соблюсти баланс официальности и комфорта. Рассказали, что такое самоуправление, выслушали и записали все идеи и пожелания. В конце мероприятия назначили дату нового собрания, целью которого заявили распределение обязанностей и определение первого дела.

На второе собрание пришли не все, но актив был сформирован. Активисты пришли с конкретными предложениями. Решено было, что первое дело должно быть интересным, веселым, творческим, объединяющим, полезным, но не слишком сложным и масштабным. Выбрали идею создать на полу в коридорах школы интересные и полезные арт-объекты. Из предложенных вариантов выбрали четыре: лабиринт для начальной школы, схему Ледового побоища перед кабинетом истории, змейку с английским алфавитом и розу ветров.

По итогам выполнения было проведено собрание с целью получения обратной связи. Обсудили что получилось, с какими трудностями столкнулись, как преодолели их, какие эмоции испытали в процессе работы и по ее завершении. Воодушевленным первым успехом активистам было предложено разработать свои новые проекты коллективных дел к следующему заседанию и оформить их в виде презентаций с целями, макетами, расчётами всего необходимого.. Так в планах у нах появилось создание свободной библиотеки, сенсорной комнаты, альпийской горки, постановка сказки, производство окопных свечей для воинов СВО, модернизация актового зала, создание школьных СМИ и многое другое.

А пока старшеклассники-активисты совместно с педагогами и администрацией школы разрабатывают новые положения о школьной форме и использовании мобильных телефонов, вносят предложения и изменения в Устав школы.

Работа по созданию функционирующей системы школьного самоуправления только начата, но мы уже видим положительные изменения. Ребята готовятся к новому учебному году ответственно и увлеченно, формируя вокруг себя комфортное школьное пространство.

 

Список литературы

Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство Смысл, издательство ЭКСМО, 2004. 512 с.

Ясникова

Л. Д. Демократизация современной школы и ученическое самоуправление // Демократизация средней школы: проблемы, поиски, опыт. — М., 1990. — С. 5-13

Классному руководителю о самоуправлении в классе. Методические рекомендации. / Авт. – сост. М.А. Александрова, Е.И. Баранова, Е.В. Володина, Е.Н. Степанов. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

Рогаткин Д.В. Что может самоуправление? Право на участие в управлении школой. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2004.

Наносова

Е.В. Демократизация школы. г. Красноярск, 2005.- 144 стр.

Хочу быть лидером! Выпуск 3. –

Н.Новгород

, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004. - 90 с.

Интернет-ресурсы:

Лопатина Т.,

Сабельникова

С. «Ученическое самоуправление: как организовать в школе».

 

Материал из Справочной системы «Завуч».

https://1zavuch.ru/#/document/16/41636/bssPhr266/?of=copy-ad5b78cc4c

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×