Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация смыслового чтения на современном уроке | Половинко Валентина Алексеевна. Работа №350808

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает особенности организации смыслового чтения на уроках в начальной школе. Подчёркивается значимость смыслового чтения для формирования у младших школьников навыков анализа текста, осознанного восприятия информации и критического мышления. Рассматриваются методические приёмы и подходы, способствующие активному и вдумчивому восприятию прочитанного. Статья адресована учителям начальных классов, заинтересованным в развитии читательской грамотности у своих учеников.

Ключевые слова: смысловое чтение, начальная школа, читательская грамотность, осознанное восприятие, критическое мышление, современный урок, методические приёмы.

ОРГАНИЗАЦИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ

 

Половинко Валентина Алексеевна, учитель начальных классов

МКОУ СОШ №19 г. Ивделя, пос. Старая Сама

 

Аннотация. Статья рассматривает особенности организации смыслового чтения на уроках в начальной школе. Подчёркивается значимость смыслового чтения для формирования у младших школьников навыков анализа текста, осознанного восприятия информации и критического мышления. Рассматриваются методические приёмы и подходы, способствующие активному и вдумчивому восприятию прочитанного. Статья адресована учителям начальных классов, заинтересованным в развитии читательской грамотности у своих учеников.

Ключевые слова: смысловое чтение, начальная школа, читательская грамотность, осознанное восприятие, критическое мышление, современный урок, методические приёмы.

 

Смысловое чтение становится одним из ключевых навыков, которые учитель начальных классов должен прививать своим ученикам. Современное образование требует от школьников умения не только читать текст, но и понимать его содержание, анализировать идеи и смысловые связи, формировать собственное мнение. Это особенно важно в условиях информационного общества, где поток информации огромен, и лишь критически настроенный, умеющий мыслить ученик способен правильно интерпретировать и осмыслить полученные знания. Смысловое чтение способствует повышению уровня читательской грамотности, улучшает понимание текстов разного уровня сложности и является основой для дальнейшего интеллектуального развития ребенка.

Организация смыслового чтения на уроках начальной школы включает в себя три основных аспекта: подготовку к чтению, само чтение и анализ текста после прочтения. На этапе подготовки важно не просто настроить учащихся на работу, но и создать мотивацию для чтения, заинтересовать их темой или сюжетом. Учителю необходимо дать детям понять, почему текст, с которым они работают, интересен и важен. Это достигается с помощью предварительного обсуждения, вопроса или небольшого вступительного рассказа, связанного с основной темой. Например, перед чтением рассказа о природе учитель может предложить детям поделиться своими впечатлениями от прогулок в лесу или понаблюдать за погодными изменениями. Таким образом, активируется их личный опыт и возникает желание больше узнать о теме.

Чтение текста в рамках смыслового подхода предполагает медленное, вдумчивое восприятие информации. Учащиеся должны стремиться к осознанному пониманию каждого предложения, делая паузы для обдумывания или обсуждения прочитанного. Одним из эффективных методов является «останавливающееся чтение», когда после каждого абзаца или ключевого предложения учитель задает детям вопросы о том, что они поняли, что их удивило или заинтересовало. Такие паузы помогают сосредоточиться на смысловых аспектах текста, создают основу для обсуждения и позволяют детям глубже осмыслить содержание.

Особое значение имеет работа над словарным запасом и пониманием лексики. Смысловое чтение невозможно без осознания значений слов, так как это создает базу для полноценного восприятия текста. Учителю необходимо подбирать тексты с учетом уровня понимания и речевого развития учеников. Трудные слова или выражения лучше объяснять заранее или во время чтения, чтобы у детей не возникало трудностей в понимании ключевых идей. Также полезно предлагать детям объяснять значение слов друг другу, стимулируя их языковую активность и интерес к новым словам.

После чтения важно организовать этап анализа текста, который поможет учащимся закрепить понимание прочитанного, осмыслить главные идеи и выделить наиболее значимые моменты. Этот этап можно проводить в форме дискуссий, вопросов и ответов, постановки проблемных ситуаций. Учитель может предложить ученикам сформулировать основную мысль текста или дать название прочитанному, что позволит лучше осмыслить содержание и найти ключевые смысловые акценты. В процессе анализа дети учатся обобщать информацию, делать выводы и выражать своё мнение, что способствует формированию их критического мышления.

Методы смыслового чтения включают также использование разнообразных наглядных и графических средств, таких как схемы, таблицы и кластерные карты. Эти инструменты помогают визуализировать ключевые идеи и логику текста, что особенно важно для младших школьников, склонных к наглядно-образному мышлению. Например, после прочтения рассказа о путешествии можно создать карту, где дети обозначат последовательность событий, места и героев. Визуальные образы облегчают восприятие информации, позволяют детям лучше структурировать материал и лучше запомнить основные моменты.

Смысловое чтение тесно связано с развитием аналитических способностей школьников. Прочитав текст, учащиеся должны уметь выделять факты, отличать их от мнений, сопоставлять аргументы и делать обоснованные выводы. Учитель может предложить детям искать ответы на конкретные вопросы или объяснять, какие действия героев произведения им понравились, а какие вызвали вопросы. Такая работа стимулирует рефлексию, помогает ребенку занять активную позицию и понять, как его личное мнение влияет на восприятие текста.

Смысловое чтение способствует также развитию навыков самоконтроля. Учащиеся учатся контролировать свое понимание текста, исправлять возможные ошибки, которые они допустили в ходе чтения. Например, если ребенок не понял какую-то часть текста, он может перечитать её, спросить у учителя или обсудить с одноклассниками. Такое осознанное чтение формирует у детей способность самостоятельно работать с текстами и анализировать прочитанное. Учащиеся постепенно начинают осознавать, что полное понимание текста — это результат их собственных усилий, что повышает их уверенность в себе и готовность к дальнейшему обучению.

Формирование навыков смыслового чтения оказывает положительное влияние и на другие учебные предметы. Умение вдумчиво работать с текстом необходимо не только на уроках литературы и русского языка, но и на уроках окружающего мира, математики и других дисциплинах, где дети сталкиваются с информацией в текстовой форме. На уроках окружающего мира дети осмысливают научные тексты, учатся задавать вопросы и находить ответы, что помогает им глубже понимать природу и окружающий мир. На уроках математики смысловое чтение помогает школьникам вдумчиво работать с задачами, что снижает риск механических ошибок и улучшает понимание алгоритмов.

Таким образом, смысловое чтение является важной частью образовательного процесса, направленного на формирование полноценного восприятия текстов, критического мышления и осознанного отношения к информации. Организация смыслового чтения на уроке требует от учителя тщательной подготовки, умения задавать проблемные вопросы, подбора текстов и методов, которые помогают ученикам анализировать и осознавать содержание текста. Применение методик смыслового чтения помогает формировать у младших школьников не только читательскую грамотность, но и навыки самостоятельного и осмысленного подхода к любой учебной деятельности.

 

Список литературы

 

1. Котельникова А. А. Проблема формирования навыка смыслового чтения как метапредметного результата при работе с текстом у обучающихся начальной школы / А. А. Котельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 159-161.

2. Прокина Л. П. Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника / Л. П. Прокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 229-233.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×