Организация совместного досуга детей и родителей с использованием народных игр | Садыкова Галина Прокопьевна. Работа №343954
Играя с детьми в народные игры с раннего детства мы тем самым воспитываем патриотические чувства, посредством развития у детей интереса к культуре, истории, событиям окружающей жизни.
В чем же польза народных игр?
Первый и самый главный плюс – общение.
Общение детей друг с другом, общение детей и родителей. В отличие от компьютерных игр в эти игры в одиночку не поиграешь. Если ребенок играет с папой и мамой, он может объяснить правила, посоветовать что-то, то есть побыть старшим и взрослым, что в обычной жизни ему удается крайне редко.
Второй плюс – дети учатся договориться, ведь необходимо вспомнить правила, установить очередность и т.д.
Третий плюс – учатся разрешать конфликтные ситуации.
Возможно, кто-то сделал неправильный ход или сжульничал. Ребенок получает важную науку, которая в игре усваивается легко, между делом. Четвертый плюс – умение достойно проигрывать.
Победитель, как правило, один, зато остальные получают значимый урок.
Тема: Организация совместного досуга детей и родителей с использованием народных игр
Садыкова Галина Прокопьевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №12»
Игра по определению психологов является ведущей формой деятельности ребенка. Когда-то игра была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла, развивала и держала в форме все человеческие способности сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, умение общаться.
По-разному играет человек от рождения до старости. Но все же само слово «игра» неразрывно связано в нашем восприятии именно с детством.
Детская народная культура, в том числе культура детской игры, возникла и развивалась в лоне культуры взрослой. С одной стороны детский быт и фольклор всегда были связаны с бытом и фольклором взрослых, так как дети являлись полноправными участниками жизни семьи, рода, села. С другой – дети по традиции наследовали то, что уходило из обихода взрослых.
Играя с детьми в народные игры с раннего детства мы тем самым воспитываем патриотические чувства, посредством развития у детей интереса к культуре, истории, событиям окружающей жизни.
В чем же польза народных игр?
Первый и самый главный плюс – общение.
Общение детей друг с другом, общение детей и родителей. В отличие от компьютерных игр в эти игры в одиночку не поиграешь. Если ребенок играет с папой и мамой, он может объяснить правила, посоветовать что-то, то есть побыть старшим и взрослым, что в обычной жизни ему удается крайне редко.
Второй плюс – дети учатся договориться, ведь необходимо вспомнить правила, установить очередность и т.д.
Третий плюс – учатся разрешать конфликтные ситуации.
Возможно, кто-то сделал неправильный ход или сжульничал. Ребенок получает важную науку, которая в игре усваивается легко, между делом. Четвертый плюс – умение достойно проигрывать.
Победитель, как правило, один, зато остальные получают значимый урок.
Народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои.
Поэтому и мы знакомим детей с национальными костюмами детей. Играем с разрезными картинками и в игру «Национальности».
Затем мы обучаем детей той или иной игре в детском саду, а потом играем в эти игры с родителями во внеурочное время. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры.
Я хочу представить вам эти игры.
Русская народная игра «Пирог».
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его да ешь.
Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу.
Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая боль
Русская народная игра « Звонарь»
Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.
Русская народная игра «Колпачок»
Нужно выбрать водящего, который садится на корточки в центре круга.
Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили. После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.
Хлопая в ладоши, поют:
Танцевать заставили.
Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.
Все поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
Повторяю игру несколько раз, после чего занятие заканчивается.
Русская народная игра «Дедушка сапожник»
По считалочке выбирается «дедушка-сапожник». Он становится в центре круга, образованного играющими. Начинается диалог:
Дети: Дедушка-сапожник, сшей нам сапоги!
Сапожник: Погодите, детки, потерял очки!
Дети: Дедушка-сапожник, сколько с нас возьмешь?
Сапожник: Два рубля с полтиной, пятачок и грош.
Дети: Дедушка-сапожник, ты с ума сошел!
Сапожник: Погодите, детки, я очки нашел!
Во время диалога дети сужают круг, приближаясь к «сапожнику». После произнесения последних слов «дедушка» старается поймать кого-нибудь из играющих. Пойманный становится «дедушкой-сапожником».
Татарская игра «Хлоп да хлоп»
На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20—30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.
Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:
Хлоп да, хлоп - сигнал такой
Я бегу, а ты за мной!
С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.
Игра удмуртская «Прятки с платком»
Дети встают по кругу, выбирается считалкой водящий. Он идет по кругу закрытыми глазами и приговаривает вместе с детьми (в это время воспитатель накрывает большим платком любого другого ребенка). Я по кругу хожу, Я ребяток ищу. Один, два, три, Четыре, пять… Кто-то спрятался опять. Водящему нужно отгадать, кто находится под платком. Кого нашли, тот танцует.
Удмуртская игра«Водяной»
По считалке выбирается Водяной. Все играющие встают в круг, а водяной садится в середине круга на корточках и закрывает глаза. Дети идут по кругу и поют: Водяной, водяной, Что сидишь ты под водой? Выйди, выйди хоть на час, Посмотреть который час. После этих слов дети замирают, а водяной встает и ищет ребят. Водяной должен отгадать того, кого поймал. Если отгадывает ребёнка, то он становится водяным. Когда Водяной пытается определить, кто стоит перед ним, его нельзя отвлекать.
Башкирская игра «Угадай и догони»
Цель игры: развитие внимательности, ловкости.
Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.
Правила игры: · если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать; как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.
Башкирская игра «Уголки»
Организация игры: По четырем углам площадки стоят четыре стула, на них четверо детей. В центре стоит водящий. Он по – очереди подходит к сидящим и задает каждому вопрос:
- Хозяйка, можно истопить у тебя баню?
1 играющий отвечает: «Моя баня занята».
2 играющий отвечает: «Моя собака ощенилась»
3 играющий отвечает: «Печка обвалилась»
4 играющий отвечает: «Воды нет»
Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши три раза и кричит: Хоп, хоп, хоп! За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий должен успеть занять свободный стул.
Правила: меняться только после хлопков водящего. Игра может проводиться и с большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует поставить столько стульев, сколько играющих и составить дополнительные ответы для «хозяев».
Удмуртская игра «Не урони полено»
(Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середину ставят полено. Все бегут по кругу в том направлении, как договорятся, стараясь втянуть за руки одного из соседей в середину круга, чтобы тот задел и уронил полено. Сбивший полено выбывает из игры. Продолжают до тех пор, пока в кругу не останется только один человек. Он считается победителем.
В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт.
Таким образом, совместные игры родителей и детей воспитывают в ребенке важные качества, стороны личности, которые так необходимы в современном обществе.