"Организация современных физкультурных занятий" | Мухлынина Анна Юрьевна. Работа №350255
В настоящее время возрастает роль детского сада во всестороннем физическом развитии детей. Это связано с тем, что в последние годы в силу объективных причин заметно увеличивается количество физически ослабленных детей. Большая часть родителей и педагогов обеспокоены интеллектуальным развитием ребенка, а физическому развитию не уделяют должное внимание. Связи с этим в детских садах вводятся дополнительные развивающие занятия, это и аэробика, и ритмика, и спортивные танцы. Все больше и больше появляется детских садов с бассейнами. Но все же, основная нагрузка в плане физического развития детей в дошкольной организации ложится на физкультурные занятия, так как они являются одной из основных форм систематического обучения, воспитания и физического развития детей в детском саду.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Ягодка»
Консультация для педагогов
«Организация современных физкультурных занятий»
Подготовила: А. Ю. Мухлынина
Воспитатель средней группы № 4 «Солнышко»
г. Чебаркуль
2024 год
В настоящее время возрастает роль детского сада во всестороннем физическом развитии детей. Это связано с тем, что в последние годы в силу объективных причин заметно увеличивается количество физически ослабленных детей. Большая часть родителей и педагогов обеспокоены интеллектуальным развитием ребенка, а физическому развитию не уделяют должное внимание. Связи с этим в детских садах вводятся дополнительные развивающие занятия, это и аэробика, и ритмика, и спортивные танцы. Все больше и больше появляется детских садов с бассейнами. Но все же, основная нагрузка в плане физического развития детей в дошкольной организации ложится на физкультурные занятия, так как они являются одной из основных форм систематического обучения, воспитания и физического развития детей в детском саду.
Выход из этой ситуации есть – использование альтернативных, нетрадиционных физкультурных занятий в дошкольных организациях. Всё разнообразие в проведении альтернативных физкультурных занятий помогает педагогу развить в детях интерес к физкультуре, повысить двигательную активность детей и моторную плотность занятий.
Современные научно-методические представления об альтернативных занятиях по физкультуре основываются на научных исследованиях и опыте практических работников. Обоснованы определенные подходы к структуре, содержанию, типам занятий, определены критерии оценки их эффективности.
Таким образом, альтернативная физкультура в детском возрасте – это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса. Альтернативные занятия отличаются от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным главное:
• на каждом занятии должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребёнка;
• обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;
• содержание и методика проведения должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.
Итак, предлагаются следующие варианты проведения альтернативных физкультурных занятий в детском саду.
1. Тренировочные занятия
Тренировочные занятия обеспечивают возможность многократно повторить движение, потренироваться в технике его выполнения. Традиционная структура может быть несколько нарушена за счет исключения общеразвивающих упражнений и увеличено время работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении разумной и правильной физиологической нагрузки.
Варианты тренировочного занятия :
а) занятия, построенные на одном движении
Цель данных занятий - закрепление определенных видов движений. Структура его построения аналогична предыдущему, но для упражнения в основных движениях отбирается только один из видов (например, лазание, и дети упражняются в разных его видах: в ползании по скамейке, в лазании по гимнастической стенке, в пролезании в обруч и т. д. При планировании такого занятия важно продумать последовательность упражнений, чтобы чередовать нагрузку на разные группы мышц.
б) занятия с одним пособием
Они интересны уже тем, что у педагога есть возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования какого-либо спортивного предмета в различных видах деятельности (прыжках, беге, метании, лазании, равновесии). Оно включает в себя разнообразные упражнения, что обеспечивает развитие физических качеств, двигательных умений, оказывает положительное влияние на различные виды мышц и способствует воображению, фантазии, дети учатся использовать один предмет в разных ситуациях. Например: занятие с обручем.
Вводная часть – бег из обруча в обруч, ходьба приставным шагом боком по обручу. ОРУ – с обручем. Основные движения –прыжки в обруч различными способами, бег змейкой между ними.
Подвижные и малоподвижные игры подбираются также с использованием обруча.
2. Круговая тренировка
Круговая тренировка является одним из наиболее эффективных способов повышения общей физической подготовки детей старшего дошкольного возраста. Такой способ организации позволяет обеспечить высокую моторную плотность, дает возможность детям проявить творчество и инициативу, придумывая самим способы выполнения упражнений на спортивных снарядах, совершенствуются навыки основных движений, развиваются навыки совместных взаимодействий.
Принцип организации данных занятий достаточно прост : вводная и заключительная части проводятся в традиционной форме. Время, отведённое для общеразвивающих упражнений и основных движений, организуется круговая тренировка.
Варианты круговой тренировки:
а) на занятии используются разнообразные снаряды (предметы) и соответствующие движения.
б) подбор разнообразных снарядов или предметов для однотипных движений. Например: мячи, палки, мешочки, кольцебросы, летающие тарелки – для метания; обручи, косички, канат, скамейка – для прыжков и т. д.
в) выполнение движений по карточкам. Например, карточки с графическим изображением определенного движения располагаются по кругу. Дети передвигаются по кругу, останавливаются и смотрят по карточке, какое движение им предстоит выполнить.
Основное условие - все снаряды (предметы) и движения на карточках должны быть хорошо знакомы детям, так как это занятие проводится для закрепления навыков. Следует использовать безопасные движения при выполнении детьми упражнений, в основном такие, где вообще не нужна страховка.
3. Занятия на спортивных комплексах и тренажерах
Такие занятия помогают достичь нужного оздоровительного эффекта за сравнительно небольшой период времени. Оздоровительная техника помогает решить и проблему дефицита пространства, поскольку легко умещается даже на ограниченной площади. Современные тренажеры имеют привлекательный вид, регулируются, что позволяет использовать их в работе с детьми разной физической подготовки и побуждает их к двигательной активности. В ходе таких занятий в значительной мере повышается эмоциональный тонус детей, активизируется познавательная деятельность, развивается творческое воображение.
4. Сюжетно-игровые занятия
Варианты сюжетных занятий :
а) образно-игровое;
б) сюжетно-игровое;
в) предметно-образное;
г) по сказкам;
д) по литературным произведениям.
5. Занятия, построенные на музыкально-ритмических движениях
Вводная часть таких занятий состоит из разных видов ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. ОРУ чаще проводятся в виде ритмической гимнастики. После нее целесообразно провести музыкальные игры и танцы, закончив их хороводом или медленными танцевальными движениями, чтобы снизить нагрузку. Эти занятия проводятся не менее двух раз в месяц. Они служат своеобразным отчетом о проводимой работе по обучению детей музыкально-ритмическим движениям.
6. Занятия по карточкам
После проведения вводной части и общеразвивающих упражнений каждый ребёнок получает карточку, на которой в виде пиктограмм изображены основные движения, в которых нужно поупражняться данному ребёнку, и указана последовательность выполнения упражнений. По сигналу педагога дети упражняются в первом, изображенном на карточке виде движения, через 2 минуты переходят к следующему и т. д. На индивидуальных карточках может быть изображен и предмет, с которым надо поупражняться ребёнку.
7. Занятия на свободное творчество
Цель данных занятий : выявлять и развивать творческие двигательные способности детей в каком-либо виде спорта; вырабатывать умение преодолевать физические и психологические препятствия; учить чувствовать движение, наслаждаться им и получать радость и удовлетворение от него.
8. Интегрированные занятия.
Интеграция – процесс сближения и связи наук. Поскольку в детском саду проводится много интеллектуальных занятий, иногда можно проводить интегрированные занятия : «физкультура – математика» или «физкультура – конструирование». Важно то, что такие занятия не должны быть частыми, и должны быть очень хорошо продуманы воспитателем и инструктором. В основном, такое занятие можно провести на закрепление материала.
9. Контрольные занятия
Цель занятий : определить уровень физической подготовленности, состояние здоровья каждого ребенка и группы в целом для осуществления индивидуального подхода; выявить способности и интересы каждого ребенка по его результативности для их дальнейшего развития.
Варианты контрольных занятий.
а) занятие проводится в форме игровых упражнений (подгруппами и всей группой) с использованием образов, сюжетов сказок;
б) занятие в форме соревнований и эстафет;
в) занятие по принципу круговой тренировки;
в) занятие по интересам с использованием одного вида движения;
г) занятие с использованием свободного творчества;
д) спортивные досуги и праздники, походы и т. д.
10. Занятия, построенные на подвижных играх
Вводная часть такого занятия может быть недолгой, т. к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой подвижности или средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть обеспечивает снижение нагрузки.
11. Занятия в форме эстафет и соревнований
Варианты:
а) наличие элементов соревнования в игровых упражнениях;
б) наличие элементов эстафет в игровых упражнениях;
в) элементы эстафет и соревнований в процессе всего занятия;
г) «Веселые старты» – занятие проводится в форме эстафет и соревнований;
д) занятие типа КВН, построено в форме эстафет и соревнований с делением детей на команды (преодоление препятствий, выход из проблемных ситуаций).е) соревнование по одному виду движения или спорта, например лыжи и т. д.
12. Занятия-походы – это длительная спортивная ходьба по заданному маршруту. Эти занятия позволяют детям укрепить свое здоровье, так как ходьба и бег – универсальные виды движения, при которых работают все группы мышц. Расстояние, которое дети проходят во время похода – от 1,5 до 3 км, время непрерывного движения – от 15 до 25 минут, длительность промежуточного привала – 5–10 мин., большой привал, на котором организуются игры, соревнования и отдых перед обратной дорогой – 30–40 минут.
13. Занятия с элементами спортивного ориентирования проводятся на участке детского сада. Перед занятием 2 команды получают маршрутные листы. На них схематично изображен участок, где будет проходить занятие и путь следования команд. После небольшой разминки команды отправляются в путь в сопровождении воспитателя и преодолевают различные препятствия: перелезают через барьеры или пролезают сквозь них, лазают по гимнастической лестнице, идут по бревну и т. д. Заканчивают маршрут обе команды в одном месте, где их поджидает письмо или сказочный персонаж с предложением поиграть, провести эстафету и т. д.
14. По интересам
Цель: выявлять интерес детей к какому-либо виду спорта с учетом их возможностей для развития потребности в физических упражнениях; развивать и укреплять интерес и самостоятельность в организации индивидуальных и групповых игр и игровых упражнений. Дети самостоятельно и по желанию выбирают любимые игры, снаряды и пособия; по карточкам определяют и выбирают любимые спортивные упражнения.
Таким образом, разнообразие в проведении физкультурных занятий помогает педагогу развить в детях интерес к физкультуре, повысить двигательную активность детей и моторную плотность занятий.
Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека – в здоровом образе жизни.