Организация театрализованной деятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации | Доронина Наталья Александровна. Работа №364344
Организация театрализованной деятельности воспитанников
в дошкольной образовательной организации
ВЫПОЛНИЛА:
Доронина Наталья Александровна,
воспитатель МБОУ ЗАТО г. Североморск «СОШ №11»
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что в сегодняшнем мире, где все меньше остается место добрым эмоциям и сопереживанию, именно театрализованная деятельность так необходима в воспитании дошкольника. Она пробуждает в ребенке доброе и светлое начало, дает возможность педагогам обратиться к эмоциональной сфере ребенка, заниматься «воспитанием чувств». Именно театрализованная деятельность имеет огромные возможности, как в воспитании, так и в обучении. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
В процессе театрализованной деятельности активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль ставят ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляются принцип обучения: учить играя.
Цель проектной работы: создание условий в ДОО для организации театрализованной деятельности воспитанников.
В соответствии с целью работы определен ряд следующих задач:
1. Сформировать развивающую предметно – пространственную среду по театрализованной деятельности, соответствующую возрастным особенностям детей;
2. Развивать творческие способности детей средствами театрализованной деятельности;
3. Вовлечение родителей в изготовление своими руками разных видов театра.
Организация театрализованной деятельности воспитанников
в дошкольной образовательной организации
ВЫПОЛНИЛА:
Доронина Наталья Александровна,
воспитатель МБОУ ЗАТО г. Североморск «СОШ №11»
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что в сегодняшнем мире, где все меньше остается место добрым эмоциям и сопереживанию, именно театрализованная деятельность так необходима в воспитании дошкольника. Она пробуждает в ребенке доброе и светлое начало, дает возможность педагогам обратиться к эмоциональной сфере ребенка, заниматься «воспитанием чувств». Именно театрализованная деятельность имеет огромные возможности, как в воспитании, так и в обучении. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
В процессе театрализованной деятельности активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль ставят ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляются принцип обучения: учить играя.
Цель проектной работы: создание условий в ДОО для организации театрализованной деятельности воспитанников.
В соответствии с целью работы определен ряд следующих задач:
Сформировать развивающую предметно – пространственную среду по театрализованной деятельности, соответствующую возрастным особенностям детей;
Развивать творческие способности детей средствами театрализованной деятельности;
Вовлечение родителей в изготовление своими руками разных видов театра.
Основная часть
1. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Планируемые результаты реализации Федеральной образовательной программы:
- воспитывать у детей устойчивый интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения;
- формировать положительные, доброжелательные, коллективные взаимоотношения;
- формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей;
- формировать умение у детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением). Познакомить детей с различными видами театра (кукольным, настольным, пальчиковым, театром теней, театром на фланелеграфе); знакомить детей с приемами вождения настольных кукол;
- формировать у детей умение сопровождать движения простой песенкой; вызывать желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и так далее) и атрибутами как внешними символами роли;
- формировать у детей интонационную выразительность речи в процессе театрально-игровой деятельности; развивать у детей диалогическую речь в процессе театрально-игровой деятельности;
- формировать у детей умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях;
- формировать у детей умение использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках.
Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволило мне в наблюдениях отслеживать, что мои малыши могут сами разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»). Поэтому очень важно поощрять желания детей участвовать в инсценировках.
2.Формирование развивающей предметно – пространственной среды по театрализованной деятельности, соответствующей возрастным особенностям детей
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, необходимые для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Как известно, основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, соответственно неотъемлемая часть предметно-развивающей среды - это игровое оборудование, которое ребёнок использует в своих играх.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная социально-организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием, инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Требования к развивающей предметно – пространственной среде (игровому оборудованию):
• содержательно-насыщенной,
• трансформируемой,
• полифункциональной,
• вариативной,
• доступной
• безопасной.
Центр театрализованной деятельности «В гостях у сказки» — один из активных секторов в нашей группе, он создает уют для полноценного проживания ребенком дошкольного детства в условиях ДОУ.
В театральном уголке размещаются:
- театр на руке: би-ба-бо «Теремок», «Маша и медведь»
-пальчиковый деревянный театр «Теремок», «Колобок»
-настольный театр «Кот, петух и лиса», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»
-пальчиковый театр, связанный крючком «Теремок»
Имеется ширма с декорациями, фланелеграф, уголок костюмов, элементов костюмов для героев сказок, уголок ряженья с набором шапочек, юбочек.
Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Особенно мне помогла театрализованная деятельность в период адаптации. Не все дети сразу принимают незнакомых взрослых и новую обстановку. Именно в этот период ребенку необходим эмоциональный комфорт. Как его создать? Тут на помощь педагогу приходит театральная деятельность. Театр помогает установить контакт с ребенком. Любимые сказочные герои помогают ребенку окунуться в эмоционально-комфортную для него среду, и адаптация проходит значительно легче.
Дети учатся разыгрывать простейшую сказку, используя настольный театр, знакомятся с многообразием окружающего мира через образы, звуки, музыку… Театр способствует сплочению детского коллектива, укреплению культурных связей между педагогами и семьями воспитанников, интереса к театру и театрализованной деятельности;
3.Вовлечение родителей в изготовление своими руками разных видов театра
Для формирования интереса детей к театральной деятельности, усилия одного воспитателя мало, пример родителей играет огромную роль. Ввиду современного ритма жизни у многих родителей, из-за работы, домашних дел, и т.д., нет свободного времени в нужном количестве, поэтому я обратилась к ним с просьбой читать русские народные сказки на ночь.
Русские народные сказки – это занимательные устные рассказы, повествующие о невероятных, но поучительных историях, которые имеют неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Но наибольшей пользы детям они приносят при прочтении их родителями. Так как они их эмоционально сближают и объединяют, что в дальнейшем помогает преодолевать сложности.
В процессе создания центра театрализованной деятельности «В гостях у сказки» совместно с родителями обсудили сколько спектаклей мы поставим, сколько новых сказок узнаем, перевоплотимся в героев, и окунёмся в мир детских фантазий.
Для достижения этой цели я составила план взаимодействия с родителями. В него вошли: изготовление папок-передвижек, буклетов, выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы.
Благодаря нашим родителям у нас в группе появился театральный уголок. Изготовлены руками родителей театр на стаканчиках, на палочках, теневой театр, из рулончиков, персонажи к сказкам на фланелеграфе. И наша гордость - вязанный кукольный театр «Народные сказки».
Заключение
Таким образом, в результате работы по организации театрализованной деятельности воспитанников можно сделать следующие выводы.
1. Театрализованная деятельность эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу и активизирует речевую деятельность. В ходе работы в центре театрализованной деятельности «В гостях у сказки» у детей наблюдалась положительная динамика личностного развития.
2. Театральный центр – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, раскрыть индивидуальные способности ребёнка, демонстрируя неожиданные грани его характера.
3. Проект «В гостях у сказки» позволил проявить творческую активность детей, педагогов и родителей полностью раскрыть у каждого скрытые творческие возможности.
Анализируя опыт работы: этот вид деятельности увлекателен не только для детей, но и для взрослого.