Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация тренировок по возрастным группам: особенности работы с младшими и старшими футболистами | Рябов Сергей Михайлович. Работа №350229

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации тренировочного процесса по возрастным группам в футболе. Рассматриваются основные особенности работы с младшими и старшими футболистами, учитывая возрастные и психологические различия, а также этапы физического и тактического развития. Описаны ключевые принципы, методы и стратегии, которые помогают тренеру создать эффективную тренировочную программу, ориентированную на возрастные особенности игроков. Особое внимание уделяется разнице в подходах к физическим, техническим и психоэмоциональным аспектам подготовки на разных этапах развития.

Ключевые слова: организация тренировок, возрастные группы, футбол, младшие футболисты, старшие футболисты, физическая подготовка, психоэмоциональное развитие, тактика, техника.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОК ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ: ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ И СТАРШИМИ ФУТБОЛИСТАМИ

 

Рябов Сергей Михайлович, тренер-преподаватель

МБУ ДО СШ "Старый городок", Московская область,

пос. Старый городок

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации тренировочного процесса по возрастным группам в футболе. Рассматриваются основные особенности работы с младшими и старшими футболистами, учитывая возрастные и психологические различия, а также этапы физического и тактического развития. Описаны ключевые принципы, методы и стратегии, которые помогают тренеру создать эффективную тренировочную программу, ориентированную на возрастные особенности игроков. Особое внимание уделяется разнице в подходах к физическим, техническим и психоэмоциональным аспектам подготовки на разных этапах развития.

Ключевые слова: организация тренировок, возрастные группы, футбол, младшие футболисты, старшие футболисты, физическая подготовка, психоэмоциональное развитие, тактика, техника.

 

Футбол — это командный вид спорта, который требует от игроков не только высокой физической подготовки, но и технической, тактической грамотности, а также психологической устойчивости. В работе с детьми и подростками важно учитывать возрастные особенности, так как разные возрастные группы требуют различных подходов в обучении. Это связано с изменяющимися физиологическими и психоэмоциональными процессами, которые происходят в организме ребенка в разные периоды его развития.

Организация тренировочного процесса по возрастным группам является основой эффективной подготовки футболистов. Работа с младшими и старшими детьми требует различного подхода, поскольку у младших игроков в первую очередь необходимо развивать базовые технические навыки, а у старших — углубленную тактическую подготовку и психологическую зрелость.

Особенности работы с младшими футболистами

Младшая возрастная группа футболистов, как правило, включает игроков в возрасте от 6 до 12 лет. В этом возрасте основное внимание должно быть уделено формированию базовых навыков, развитию физических качеств и мотивации к занятиям футболом. Тренировки должны быть разнообразными, увлекательными и включать элемент игры, чтобы поддерживать высокий интерес детей к футболу.

Основные задачи тренировки для младших игроков

Основной целью тренировок с младшими игроками является развитие базовых технических и физических навыков, таких как:

Техника игры с мячом: дриблинг, удары по мячу, передача, прием мяча. Эти навыки закладываются в самые первые годы занятий футболом и являются основой для более сложных движений и действий на поле.

Физическое развитие: для детей младшего возраста очень важно развивать координацию, выносливость, силу и ловкость. Основное внимание должно уделяться упражнениям на общую физическую подготовку, упражнениям с мячом, которые развивают физическую выносливость.

Игровая активность и развитие командных навыков: в этом возрасте необходимо научить детей работать в команде, понимать основы игрового взаимодействия, развивать навыки совместных действий с партнерами.

Методики работы с младшими игроками

Основные методические принципы работы с младшими футболистами включают:

Игровой подход. В младшем возрасте важнейшим элементом является игровая форма занятий, которая должна быть максимально увлекательной и интересной для детей. Игры, конкурсы и упражнения, максимально приближенные к игровым ситуациям, должны составлять основу тренировочного процесса.

Постоянное повторение. Для того чтобы навыки закреплялись, тренировки с младшими игроками должны включать повторения различных технических элементов.

Эмоциональная поддержка и мотивация. В этом возрасте дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию тренера. Поддержка, похвала, позитивное подкрепление помогут создать доверительные отношения и мотивацию к дальнейшему обучению.

Пример тренировки для младших футболистов

Тренировка для младшей группы должна включать следующие элементы:

Разминка (динамические растяжки, простые упражнения на координацию).

Технические упражнения (упражнения на дриблинг, пас, удары по воротам).

Игровая часть (малые игровые формы, эстафеты с элементами футбола).

Заключительная часть (постепенное замедление, растяжка).

Особенности работы с старшими футболистами

Старшая возрастная группа, как правило, включает игроков от 12 до 18 лет. На этом этапе у футболистов начинают развиваться более сложные тактические и технические навыки. В этом возрасте уже можно уделять внимание углубленной подготовке, повышению уровня игры, улучшению физической подготовки и тактического восприятия игры.

Основные задачи тренировки для старших игроков

Старшие футболисты должны обладать не только базовыми навыками, но и углубленной технической и тактической подготовкой:

Развитие тактики: старшие игроки должны освоить сложные тактические схемы игры. Это включает в себя действия в атаке и обороне, взаимодействие с партнерами на поле, выбор позиций в зависимости от ситуации, создание игровых преимуществ.

Физическая подготовка: на данном этапе нужно уделить внимание специализированной физической подготовке, в частности, развитию быстроты, силы, выносливости и ловкости.

Психологическая подготовка: старшие игроки должны научиться справляться с давлением на поле, правильно реагировать на стрессовые ситуации и проявлять лидерские качества в команде.

Методики работы с старшими игроками

Методы работы с более старшими игроками отличаются от тех, что применяются для младших. Важно создать условия для углубленного понимания игры и повышения индивидуальной эффективности:

Анализ игры: на этом этапе можно использовать видеоанализ, чтобы детально рассмотреть действия каждого игрока и команды в целом. Такой подход помогает игрокам лучше осознавать свои ошибки и работать над ними.

Тактические схемы: тренировки старших игроков должны включать детальное изучение тактических схем и игровых стратегий. Это требует от тренера большей подготовки и способности объяснять сложные игровые ситуации.

Упражнения на психоэмоциональную устойчивость: тренировки должны включать элементы психоэмоциональной подготовки, помогающей игрокам справляться с давлением, стрессом и агрессией.

Пример тренировки для старших футболистов

Тренировка для старшей группы может состоять из:

Разминки (динамическая разминка, упражнения на координацию).

Основной части (упражнения на технические и тактические навыки, игровые ситуации).

Тактические разборы (построение различных игровых схем и их отработка).

Заключение (анализ выполненных упражнений, работа над улучшением слабых сторон).

Общие принципы организации тренировок по возрастным группам

Независимо от возрастной категории, важно соблюдать несколько принципов, которые помогут сделать тренировочный процесс более эффективным:

Индивидуальный подход. Каждый ребенок и подросток развивается по-своему, и тренер должен учитывать индивидуальные особенности игроков, их физическую форму, мотивацию и уровень подготовки.

Постоянная мотивация. Успех тренировки во многом зависит от того, насколько тренер может поддерживать интерес футболистов к занятиям, давать положительные и конструктивные отзывы, предлагать интересные упражнения.

Систематичность. Важно следить за систематичностью тренировок и последовательным развитием каждого элемента игры. Тренировки должны быть направлены на постепенное повышение уровня подготовки игроков.

Организация тренировочного процесса для разных возрастных групп футболистов требует внимательного подхода и учета возрастных особенностей. Для младших игроков главное — это развитие базовых технических навыков и физической подготовки, а для старших — углубленная тактика, психология и физическая сила. Комплексный подход, грамотное распределение нагрузок и разнообразие упражнений помогут тренеру добиться высоких результатов в подготовке футболистов на каждом этапе их развития.

 

Список литературы

Алиев И. С. Сравнительное изучение возрастных особенностей функциональной и физической подготовки футболистов-подростков // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Биология. Химия. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnoe-izuchenie-vozrastnyh-osobennostey-funktsionalnoy-i-fizicheskoy-podgotovki-futbolistov-podrostkov

Гузь Сергей Михайлович, Волкова Ульяна Сергеевна Специальная физическая подготовка футболистов 13-15 лет // E-Scio. 2023. №2 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnaya-fizicheskaya-podgotovka-futbolistov-13-15-let

Жумадилханов Аскар Анесович, Попов Василий Петрович, Маженов Сериказы Турсынбаевич Физическая подготовка детей 7 - 10 лет на начальном этапе занятий футболом // Педагогика: история, перспективы. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-podgotovka-detey-7-10-let-na-nachalnom-etape-zanyatiy-futbolom

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×