Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация урочной и внеурочной деятельности | Гордеева Татьяна Александровна. Работа №295591

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Гордеева Татьяна Александровна
Современный урок и занятие по внеурочной деятельности. Возможна ли их интеграция?

 «Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность… Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность», - так сказано в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. То же самое требование распространяется и на ступень среднего образования. Следовательно, современная школа – это разумное, правильное сочетание урочной и внеурочной деятельности. На мой взгляд, именно такая организация учебной деятельности школьника и должна стать средством для развития его познавательной и творческой активности.

В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Именно поэтому развитие познавательных и творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы считаю основополагающим.В данной статье я хотела бы обобщить опыт своей работы по изложенной выше теме.

Организация урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности обучающихся

Современный урок и занятие по внеурочной деятельности. Возможна ли их интеграция?

«Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность… Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность», - так сказано в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. То же самое требование распространяется и на ступень среднего образования. Следовательно, современная школа – это разумное, правильное сочетание урочной и внеурочной деятельности. На мой взгляд, именно такая организация учебной деятельности школьника и должна стать средством для развития его познавательной и творческой активности.

В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Именно поэтому развитие познавательных и творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы считаю основополагающим.

Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие:

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы – как истории планет.

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

На уроке должна царить атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. Для этого я привлекаю своих учеников к учительским функциям. Так появились экзаменаторы, ассистенты, консультанты. Стараюсь, чтобы даже самый слабый ученик чувствовал себя нужным в классе.

Необходимо с первых минут урока мобилизовать на работу как класс в целом, так и каждого ученика в отдельности. Ведь начало урока – это так важно! От него зависит, захотят ли ученики узнать новое. Для поисков темы и цели урока используем SMART-технологии. Учитель – личность творческая, и всегда может найти для начала урока что-то яркое, особенное, запоминающееся. Это может быть небольшая инсценировка или игра, викторина или проникновенное слово учителя, или просто необычный вопрос, даже жест учителя и так далее.

Урок в 11 классе по теме «Лирика Марины Цветаевой» всегда начинаю с какой-либо лирической песни на ее стихи. Делаю паузу. Говорю сначала тихо и медленно. Это настраивает на нужный лад, урок проходит продуктивно и запоминающе. А вот уроки по творчеству Маяковского требуют громкого и тихого голоса , резких и быстрых движений одновременно, ведь надо показать разного Маяковского, чтобы поняли и узнали. И вот уже на лицах ребят улыбки, и такой далекий и непонятный Маяковский становится ближе. А я рада тому, что заинтересовала, а значит, и урок получится.

А как важно в самом начале урока активизировать познавательную деятельность обучающихся. Для этого можно использовать самые разные способы. Например, на любом уроке по орфографии можно воспользоваться простым и давно известным всем способом: перед началом урока записать на доске предложения или ряд слов с ошибками. Это обязательно привлечёт внимание школьников и заставит их задуматься.

Этап актуализации знаний обучающихся считаю очень интересным проводить в стиле «фактчекинг», который позволяет проверять достоверность сведений и тем самым развивает мыслительную деятельность.

Часто провожу уроки в форме деловой игры, где тоже вполне можно использовать элементы проектной деятельности. Педагогическое осмысление приводит к выводам о том, что подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В проект такого урока входят: цели обучения, развитие и воспитание учеников, формулировка изучаемой проблемы, план деловой игры, содержание деятельности членов игры, правила игры. Деловая игра включает следующие этапы:

1. актуализация базовых знаний, мотивация деятельности учеников, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

2. формирование творческих групп по 3-5 человек, презентация команд (обсуждение названия, девиза, эмблемы каждой команды). В каждой игровой группе выбираются ведущие (или ответственные);

3. создание проблемной ситуации, формулировка проблемы;

4. работа в творческих группах.

Каждая команда получает творческое задание и материалы, необходимые для его выполнения, и вырабатывает свою концепцию решения проблемы:

1.общее обсуждение проблемы (на данном этапе совершается коллективная выработка решения проблемы);

2. анализ деятельности каждой команды, выведение суммарных поощрений и штрафных баллов, оценка деятельности всех участников группы;

3. домашнее задание.

На уроках русского языка и литературы ученики часто выполняют проекты творческого характера. Например, оформление сборника стихов, в которых использованы только имена существительные. Вот пример такого стихотворения, написанного ученицей 6 класса:

 

Мороз, лыжи, салазки,

Варежки, шарфик, пальто,

Снежная баба из сказки-

Без дела не будет никто!

Кто-то катится с горки,

Кто-то катает снежки,

Кругом мандаринов корки-

Так зимой веселимся мы.

Новый год наступает,

Радуемся всею душой!

Снег на ладошках тает,

И в душу приходит покой!

 

Или это может быть сборник стихотворений любого поэта Серебряного века с использованием технологий обработки информации, ученики составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, выступают в различных ролях (фотографа, режиссера, художника), которые требуют от школьников умения владеть способами познавательной деятельности:

-создавать организационные структуры хранения данных, именовать, сохранять объекты;

-пользоваться экранной справочной системой;

-строить информационные модели различных объектов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики, облако тегов…).

Очень интересна такая форма проведения урока как урок- творческий отчет, где дети также создают свои программы, разрабатывают сценарии, готовят публичные выступления перед аудиторией. Этот урок требует длительной подготовки. Дети получают темы заранее, они готовятся по ним самостоятельно или с помощью родителей, под пристальным вниманием учителя. Форму отчета выбирают самостоятельно. Такая работа может быть индивидуальной или групповой (по желанию учеников).Уроки-отчеты проходят весело, с хорошим настроением, так как каждому интересно, чем удивит одноклассник. Кто-то читает стихи или исполняет песню под гитару по мотивам художественных произведений, кто-то придумал игру и привлекает в неё остальных, кому-то интересно работать на компьютере, и он составил презентацию по творчеству писателя, один нарисовал рисунки-иллюстрации к текстам, а другой в это же время их раскрасил, а кто-то рассказывает о любимом Викторе Цое …-дети находят огромное множество способов проявить себя, ведь никто не ограничивает полёт их фантазии, и поэтому каждый находит себе задание по силам и желанию! И вот оно, желание учиться, а отсюда и всё остальное! Например, на одном из уроков ученица прочитала такое стихотворение, которое стало у неё самым первым, а после этого урока появились ещё и ещё!

Река весенняя

Свобода, свобода, свобода –

Чувство крылатой души.

Катятся снежные воды

Вдоль хрипло ревущей реки.

Катится, бьется и свищет,

Пеною брызжет из рта.

Смуглыми плечами плещет,

Возле смущенного пня.

Дальше бежит и смеется,

Не видно вдали ей конца!

Несется, больная, несется,

Ведь наступила весна!

 

Одной из актуальных проблем для учителя является подготовка выпускников к ГИА. Формы заданий для подготовки к ГИА очень разнообразны. Можно предложить старшеклассникам самостоятельно (или работая в группе) составить тесты по темам; взаимопроверку с последующим обсуждением результатов; составление опорных конспектов для слабых учеников; взаимообучение (работа в парах постоянного (или сменного) состава), обобщение видов заданий по теме; работу с компьютерной программой, предполагающей решение онлайн-тестов с последующей их проверкой и анализом результатов; составление тестов для младших школьников по той или иной теме, предлагаемой на экзамене; иллюстрирование языковых явлений примерами (составление сборника задач и упражнений); предложения разных точек зрения на проблему; диалог с книгой, собеседником; организацию дискуссии (например, «Патриотизм: знак вопроса») и т.п. Ко многим упражнениям обучающиеся самостоятельно придумывают задания. Эта работа осуществляется на основе анализа учебного материала. Например, в карточке даётся запись:

1) абон…мент, б…тон, д…ректор

2) вел…колепный, вест…бюль, инж…нер

3) д…зинфекция, д…мократия, пр..ц…дент

4) кр…терий, л…цензия, с…рвиз

Внимательно прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней своё задание.

Готовить школьников к решению заданий ГИА необходимо с 5 класса. Для этого существуют самые разные формы организации занятий, в том числе и уроки-рассуждения. В 5-6 классах - это лишь знакомство с текстами – рассуждениями, а вот с 7 класса, как я считаю, можно уже строить уроки по принципу проектов и готовить детей к тому, чтобы самим создавать полноценные тексты. Для начала надо научить их рассуждать на самые простые темы. К примеру, в начале каждого урока я прошу детей обратить внимание на то, какая сегодня погода, каким было их настроение, когда они шли в школу или, каким оно будет, когда после уроков они пойдут домой. Прошу их описать всё это в нескольких предложениях сначала устно, а затем и письменно. У кого- то всё получается достаточно хорошо сразу, а у кого-то не будет получаться еще долго, но делать это необходимо. Это учит детей рассуждать на разные темы. Конечно, помогает в этом литература. Именно на уроках литературы мы учим детей видеть окружающий мир и учим их составлять свое мнение о нём. Мне очень нравятся в этом плане произведения Н.Заболоцкого (его рассуждения о красоте как нельзя кстати придутся в подростковом возрасте). На таком уроке надо сначала заинтересовать учеников не самим произведением, а поговорить с ними о таких простых понятиях, как «радость», «красота». Я предлагаю ребятам сначала назвать красивые вещи, красивого человека, рассказать о том, что им приносит радость, когда это случается…, а на уроке они находят определение этим словам в словаре, дома пытаются найти произведения писателей, композиторов, художников, изображающих, по их мнению, истинную красоту и радость, и лишь потом мы читаем и анализируем стихотворение Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка». Итогом такой работы становятся сочинения-рассуждения: «Что есть красота?», «Что приносит мне радость?»

В 11 классе хорошо проходят уроки-рассуждения по произведениям Е.Замятина «Мы» и А.Платонова «Котлован». Эти тексты достаточно сложны для восприятия школьников. Далеко не каждый дочитывает их до конца к первому уроку по их изучению, поэтому важно построить уроки по этим текстам так, чтобы ученикам все-таки захотелось их дочитать.

На уроках, организованных в нетрадиционной форме, школьник может заявить о себе, представив свою работу на конференции, конкурсе, поместить свою работу в Интернете Это помогает ему самоутвердиться, почувствовать свою значимость, это развивает его познавательную активность.

Уроки-ролевые игры возможны во всех классах. Например: при проведении такого жанра урока, как урок-суд, требуется со стороны обучающихся и учителя домашняя подготовка. Это и разработка сценария урока, и распределение и подготовка ролей. Такую форму организации урока можно использовать при проведении урока литературы в 9 классе по произведению Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Урок-семинар логично проводить в старших классах. Данный урок требует самоподготовки учащихся. А в ходе его необходимо постоянно вызывать у учащихся желание высказать собственное мнение.

Урок-конференция (например, встреча с автором произведения) очень нравится детям разного возраста, он позволяет подробно изучать биографии и творчество писателей.

Урок- интеллектуальная игра (7-11 класс) развивает у школьников «дух соревновательности», желание узнать и понять больше, чем они знают тему урока на данном этапе.

Словарная работа проводится во всех возрастных группах как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Формы словарной работы разнообразны:

-составление тематических словарей;

-составление словарей неологизмов;

-словарная работа на уроках русского языка по выяснению лексического значения слова и правильности его написания;

-исследовательская работа;

-проектная работа «Портрет одного слова» и многие другие.

Велика ценность организации самостоятельной работы ученика. Она заключается в конкретном показе поступательного продвижения обучающихся от простого к сложному, от подражания к творчеству. А выполнение самостоятельных работ заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи. Особый интерес у детей вызывают выборочные задания. Они повышают мотивацию выполнения упражнений, стимулируют поисковую активность учащихся. А когда ученик сам задаёт себе задание, умеет его правильно сформулировать, в этом случае исследование приобретает особый характер и повышает вероятность возникновения идеи, оригинального хода мыслей.

Большое значение в своей работе я придаю домашнему заданию и считаю, что оно тоже должно быть в духе урока и должно заставлять ребенка думать, решать, исследовать.

Типы домашнего задания:

 

- подготовка словарных диктантов;

- составление вопросника к зачёту по теме;

- составление конспекта, опорных таблиц, графиков, схем

- письмо по памяти;

-различные типы диктантов;

- творческая работа;

-лингвистическое исследование текста;

- подготовка иллюстраций к литературным произведениям;

- рисование обложек к литературным произведениям;

- художественное чтение;

-инсценировка художественного произведения;

- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

- продолжение неоконченных произведений;

- наблюдение за природой…

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме, мыслить творчески.

Урочная и внеурочная деятельность неразрывно связаны друг с другом! Именно их интеграция позволяет говорить о продуктивности обучения на современном этапе, поэтому большое значение имеет преемственность между уроком и занятием внеурочной деятельности.

Выделяют следующие формы внеклассной работы: устные и письменные; систематические и эпизодические; по количеству участников — индивидуальные, групповые и массовые.

Каждая из указанных форм внеклассной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объёмом используемого материала, характером участия обучающихся в работе.

Формы и виды занятий внеурочной деятельности, используемые в моей практике:

 -школьный кружок

-сочинение стихов и прозаических произведений

-литературные гостиные

-недели русского языка и литературы

-выпуск школьной газеты

-выставки творческих работ

- поэтические и литературные конкурсы

- конкурсы чтецов

- лингвистические игры

-решение лингвистических задач

-викторины

-проекты

-написание статей различной тематики

-исследовательская работа

-виртуальные и заочные экскурсии

-проведение мероприятий к Дню славянской письменности и культуры, к Дню родного языка и многое другое.

Все эти и другие формы и виды реализации внеурочной деятельности тоже позволяют активизировать познавательную активность учащихся и развивают их творческие способности. Подобные занятия проходят в более непринуждённой форме и позволяют ученику полнее раскрыть свои таланты, а учителю, осуществив индивидуальный подход, - помочь ему в этом.

Такой подход к организации уроков и внеурочной деятельности обязательно даст свои «плоды» и в познавательном, и в творческом плане, ведь ещё средневековые гуманисты говорили: «Ребёнок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую следует зажечь».

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×