Организация внеурочной деятельности детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием ДОТ | Хамицаева Эмма Тазретовна . Работа №148136
Автор: Хамицаева Эмма Тазретовна
Доклад на тему "Организация внеурочной деятельности детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием ДОТ" в помощь педагогам, работающим с детьми с ОВЗ.
Структурное подразделение — Центр дистанционного образования детей-инвалидов
(Республиканский ресурсный центр по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья)
Доклад
Организация внеурочной деятельности детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием ДОТ.
Составил:
тьютор ЦДО ГБОУ СОШ г. Беслана
Хамицаева Эмма Тазретовна
2019 год
Развитие творческих способностей детей начинается с создания наилучших условий, так сказать атмосферы, которая бы подталкивала к развитию.
По мнению Н.К. Платонова, способности – это …совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней. Способности являются внутренними условиями развития человека, поэтому в трудах многих видных деятелей психолого-педагогической науки (А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, В.Н.Мясищева, К.К. Платонова и др.) подчеркивается важная роль способностей в процессе обучения.
Важное условие развития творческих способностей – учащимся надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д.
Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых.
Есть великая формула дедушки космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог-дефектолог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом пошагового обучения, который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах.
Эти дети под руководством опытных педагогов могут добиться больших успехов в изготовлении мягких игрушек, композиций из природных материалов, вышивки крестом, техники оригами, плетения бисером и т.д. Осуществляется связь эмоциональных состояний с конкретными ситуациями, которые могут повториться или встретиться ребенку в жизни. На образном уровне ребенок держит себя в руках учится адекватно выражать свои чувства.
Все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Изготовление конкретных поделок или заучивание каких-либо стихотворений не является самоцелью, а служит средством развития творческих способностей обучающихся.
На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук.
В педагогических словарях и энциклопедиях, в исследованиях ученых-педагогов 1920-1970-х годов чаще всего встречался термин внеклассная работа. Она рассматривается как организованные и целенаправленные занятия с обучающимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей, а также для проведения ими разумного отдыха. Этим вопросом занимались ряд российских исследователей (И.Я. Лернер, Л.М. Румянцев и др.)
В Российской педагогической энциклопедии, изданной в 1993 году, внеклассная работа вообще не рассматривается, но раскрывается понятие внеурочная работа.
Таким образом, сегодня в связи с усложнением процессов социализации личности использование внеурочной деятельности как условия творческого развития современного школьника с ОВЗ становится актуальной социально-педагогической задачей.
Внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.Внеурочная деятельность должна быть ориентирована на воспитательные результаты.
В процессе дистанционного обучения необходимо сформировать систему внеурочной деятельности обучающихся, цели и задачи которой должны сочетаться с основными целями и задачами обучения и целями и задачами информатизации образования, выявить основные направления содержания этого вида деятельности на основе применения информационных и коммуникационных технологий.На основе анализа педагогической и научно-методической литературы, выделим основные цели внеурочной деятельности обучающихся, осуществляемой с помощью информационных технологий:• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с помощью средств информационных технологий;• удовлетворение интересов и запросов обучающихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у обучающихся мировоззрения открытого информационного общества;• формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;• подготовка личности информационного общества;В соответствии с сформулированными целями, определим основные задачи внеурочной деятельности обучающихся, осуществляемой с помощью информационных технологий:• организация внеурочной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий;• организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;• развитие информационных ресурсов образовательного учреждения внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий. В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.Исходя из перечисленных целей и задач, можно выделить функции внеурочной деятельности обучающихся, основанной на применении информационных технологий.
К ним относятся:•Образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;•Воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование культурной информационной среды;•Креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;•Компенсационная - освоение ребенком новых направлений информационной деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;•Рекреационная - организация содержательного досуга, реализуемого средствами информационных технологий, как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;•Профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучаемого, включая предпрофессиональную ориентацию, компьютерное тестирование;•Функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;•Функция самореализации - самоопределение ребенка в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;•Контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени;К общим требованиям к содержанию внеурочной деятельности обучающихся можно отнести следующие особенности:•социальная направленность применения информационных технологий;•актуальность изучаемых разделов по предметам и программам;•интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся по предметам.
При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта).
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей. Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу.
Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Например, экскурсионные поездки в другие города, выставки, выездные мероприятия, посещения театров и театральных кружков и др.
Цель внеурочной деятельности:создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Программа внеурочной деятельности по ФГОС НОО ОВЗ предполагает следующие направления: коррекционно-развивающее, нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.
Содержание коррекционно-развивающего направления регламентируется содержанием соответствующей области, представленной в учебном плане.
Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ. Образовательная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять формы её организации с учетом реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
Необходимо учитывать, что внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, способна сформировать учебную мотивацию.
Виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений, кроме коррекционно-развивающей, не закреплены в требованиях ФГОС.
Для реализации в ЦДО доступны следующие виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
Принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Выбор ОУ модели организации внеурочной деятельности младших школьников с ОВЗ в конкретных условиях реализации образовательного процесса целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:
I этап- определение целей, принципов внеурочной деятельности, их отражение в адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования;
II этап- анализ предлагаемых моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением;
III этап- анализ ресурсного обеспечения реализации различных моделей организации внеурочной деятельности;
IV этап- выбор модели организации внеурочной деятельности, её содержательное наполнение и описание в соответствии с целями, принципами внеурочной деятельности, ресурсными условиями её реализации.
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Внеурочную деятельность включает: индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественнойжизни.В связи с этим, одним из основным направлением своей педагогической деятельности считается развитие творческих способностей, критического мышления обучающихся посредством использования дистанционных форм обучения.Актуальность применения данной технологии обусловлена тем, что без ее использования не могут быть глубоко осмыслены вопросы модернизации образования. Проведение мероприятий в дистанционном режиме дает равные возможности школьникам в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование, наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности.Кроме того внеурочной деятельности обучающихся свойственны основные черты. Своеобразие применения информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности проявляется в:• целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей посредством информационных технологий;• свободе выбора направлений и содержания информационный деятельности;• реализации межпредметных связей при использовании компьютера в качествеинструментаобучения;• особенностях взаимоотношений ребенка и педагога, когда в роли помощника педагога может выступать компьютер (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);• возможности получить допрофессиональную подготовку с помощью дистанционногообразования;• реализации информационного досуга (сетевое общение, компьютерные игры);
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения. Одной из причин этого является необходимость смены видов деятельности для предотвращения переутомления обучающихся при работе школ полного дня.
Список использованной литературы:
АкатовЛ.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Психол. основы: Учеб. пособие для студентоввузов, обучающихся по специальности 350500 "Социальная работа"/ Л.И. Акатов. -М.:Владос, 2004.
Григорьев Д.В., П.В. Степанов: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.
Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушением интеллектуального развития 2010 г., Владос
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, 1967г, м.
Выготский Л.С. Педагогическая психология
Шмелёва Н. Б., Донина О. И. Педагогические основы социальной работы. Уч. пос. - Москва; Ульяновск: УлГУ, 2001.