Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ в начальной школе | Пахомова Наталья Валерьевна. Работа №351222. Номер работы: №351222

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматриваются основные аспекты организации внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе. Подробно освещаются подходы к адаптации программ, методические рекомендации для учителей, а также значение внеурочных мероприятий в развитии детей с особыми образовательными потребностями. В статье акцентируется внимание на важности индивидуального подхода, создании инклюзивной образовательной среды и интеграции детей с ОВЗ в школьное сообщество через участие в различных видах внеурочной деятельности. Также приведены примеры эффективных методов работы, которые могут использоваться в рамках таких занятий.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, дети с ОВЗ, начальная школа, инклюзивное образование, индивидуальный подход, коррекционная работа, развивающие игры, адаптация программ, социализация.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Пахомова Наталья Валерьевна, учитель коррекционных классов Муниципальное бюджетное учреждение Кадуйского муниципального района Кадуйская средняя школа № 1им.В.В.Судакова
Аннотация: В статье рассматриваются основные аспекты организации внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе. Подробно освещаются подходы к адаптации программ, методические рекомендации для учителей, а также значение внеурочных мероприятий в развитии детей с особыми образовательными потребностями. В статье акцентируется внимание на важности индивидуального подхода, создании инклюзивной образовательной среды и интеграции детей с ОВЗ в школьное сообщество через участие в различных видах внеурочной деятельности. Также приведены примеры эффективных методов работы, которые могут использоваться в рамках таких занятий.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, дети с ОВЗ, начальная школа, инклюзивное образование, индивидуальный подход, коррекционная работа, развивающие игры, адаптация программ, социализация.
Организация внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе — важная и ответственная задача для учителей и педагогов. С каждым годом в системе образования растет внимание к детям с особыми образовательными потребностями, что связано с развитием инклюзивного образования. Внеурочная деятельность в данном контексте приобретает особое значение, так как она помогает не только развивать различные навыки у детей, но и способствует их социализации, улучшению эмоционального фона, установлению позитивных межличностных отношений в коллективе. Важно понимать, что такая деятельность должна быть максимально адаптирована к особенностям детей с ОВЗ и носить развивающий и поддерживающий характер.
Внеурочная деятельность — это образовательная деятельность, которая проводится помимо основных занятий в рамках школьной программы. Она может включать различные формы работы, такие как кружки, спортивные секции, творческие мастерские, экскурсии и другие виды активности. Важно, чтобы эти занятия не только способствовали расширению кругозора и развитию навыков, но и учитывали особенности психофизического развития детей с ограниченными возможностями. Задача педагога — создать условия для того, чтобы ребенок мог проявить свои способности, развивать внутренний потенциал и чувствовать себя частью коллектива.
В первую очередь, при организации внеурочной деятельности необходимо учитывать типы ограничений, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ. Это могут быть дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, аутизмом, а также дети с интеллектуальными нарушениями. Все эти особенности требуют индивидуального подхода в организации мероприятий, особенно в рамках внеурочной деятельности. Каждый ребенок имеет свои особенности восприятия и усвоения информации, поэтому занятия должны быть адаптированы под потребности и возможности каждого ученика.
Для работы с детьми с ОВЗ важно создать инклюзивную образовательную среду, где ребенок будет чувствовать поддержку со стороны педагогов и сверстников. Внеурочные занятия могут стать отличной возможностью для такой социализации. Важно помнить, что дети с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на свои трудности, обладают огромным потенциалом и способностями. Педагог должен выявить эти способности, помочь ребенку раскрыть их и использовать для дальнейшего развития.
Методы работы в рамках внеурочной деятельности могут быть разнообразными и включать как индивидуальные занятия, так и групповую работу. Например, для детей с нарушениями речи могут быть организованы занятия, направленные на развитие коммуникативных навыков, таких как театральные студии или занятия по сценической речи. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата можно предложить физкультурные мероприятия, адаптированные к их состоянию, такие как легкая гимнастика или игры с элементами физкультуры, учитывающие особенности их здоровья. Важно, чтобы занятия не вызывали у детей чувства изолированности, а наоборот, способствовали их интеграции в общий процесс.
Особое внимание стоит уделить методике проведения развивающих и коррекционных игр. Игровая деятельность является одним из самых эффективных методов работы с детьми с ОВЗ, поскольку она способствует не только развитию моторики и координации, но и развивает воображение, внимание, память и творческое мышление. Например, для детей с нарушениями слуха можно использовать игры, направленные на развитие тактильных ощущений, а для детей с нарушениями зрения — игры с использованием элементов рельефных букв или тактильных объектов, что позволяет развивать восприятие и память.
Не менее важным аспектом является использование творческих занятий в рамках внеурочной деятельности. Мастер-классы по рисованию, лепке, музыке, хореографии — все эти занятия могут быть адаптированы для детей с ОВЗ. Творчество позволяет не только развить ребенка интеллектуально, но и снять стресс, улучшить эмоциональное состояние. Для детей с аутизмом, например, музыкальные занятия могут стать хорошим способом развить навыки общения и взаимодействия с окружающими. Хореография, в свою очередь, поможет детям с ограничениями в движении развивать координацию, гибкость и уверенность в своих силах.
Рассматривая организацию внеурочной деятельности, нельзя не отметить важность включения в этот процесс родителей. Родители должны быть осведомлены о видах деятельности, в которых участвуют их дети, а также иметь возможность влиять на выбор занятий, которые будут наиболее полезны для ребенка. Важным элементом является и обратная связь с родителями, поскольку они могут предоставить ценную информацию о том, как ребенок реагирует на те или иные занятия и какую помощь ему нужно оказывать.
Педагог, работающий с детьми с ОВЗ, должен быть готов к постоянной профессиональной самооценке и саморазвитию. Важно учитывать, что внеурочная деятельность — это не просто дополнительное занятие для детей, а важный элемент их развития, который требует внимательного подхода. Необходимо постоянно адаптировать методы и формы работы в зависимости от изменений в состоянии детей, а также учитывать их психологические и физиологические особенности.
Кроме того, в организации внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ очень важно учитывать сотрудничество с другими специалистами — психологами, логопедами, дефектологами, которые могут дать рекомендации по проведению занятий, направленных на развитие конкретных навыков у детей. Взаимодействие этих специалистов способствует более комплексному подходу в обучении и воспитании, что важно для успешной социализации ребенка в обществе.
Одной из успешных практик в организации внеурочной деятельности является создание проектных групп, в которых дети с ОВЗ могут работать совместно с другими школьниками. Это способствует интеграции и улучшению взаимодействия между детьми с различными образовательными потребностями, а также позволяет развить у них командный дух, инициативность и ответственность.
Таким образом, важно понимать, что успешная организация внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ требует не только профессиональных знаний, но и большого терпения, эмпатии и любви к детям. Педагог должен быть настроен на индивидуальную работу с каждым ребенком, поддерживать его в трудных ситуациях, помогать развивать уверенность в себе и своих силах. Внеурочная деятельность может стать не только способом коррекции и развития, но и источником радости и удовлетворения для детей, что способствует их более успешному обучению и социализации.
Список литературы
Богданова А.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов, реализующих инклюзивное обучение // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. №3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogov-realizuyuschih-inklyuzivnoe-obuchenie
Зак Г.Г. Инновационные подходы к организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на начальной ступени общего образования // Педагогическое образование в России. 2015. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-podhody-k-organizatsii-vneurochnoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-na
Моисеева Т.А. Теоретико-методологические основы по разработке специальной индивидуальной программы развития для детей с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы науки. 2018. №11 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-po-razrabotke-spetsialnoy-individualnoy-programmy-razvitiya-dlya-detey-s-ogranichennymi
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×