«Организация воспитательно-образовательного процесса в средних группах согласно ФОП ДО» | Древина Светлана Петровна. Работа №349827
Согласно ФГОС ДО, в средней группе педагог может использовать различные формы реализации ФОП ДО в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей: игровая деятельность; общение со взрослым и сверстниками; речевая деятельность; познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребёнка.
Указанные формы используются для развития следующих видов деятельности детей: двигательной; предметной; игровой; коммуникативной; познавательно-исследовательской и экспериментирования; чтения художественной литературы; трудовой; продуктивной; музыкальной.
Главное, что вариативность форм, методов и средств реализации ФОП ДО зависит не только от учёта возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребёнка в образовательном процессе.
Образовательная деятельность в ДОУ включает:
· образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
· образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; самостоятельную деятельность детей;
· взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО.
Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей. В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, педагог может выбрать один или несколько вариантов совместной деятельности:
· Совместная деятельность педагога с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, он выполняет функции педагога: обучает ребёнка чему-то новому.
· Совместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог - равноправные партнеры.
· Совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей.
· Совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в роли её организатора, ставящего задачу, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей; самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого участия педагога. Это могут быть самостоятельные игры детей, самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей, самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность.
Игра продолжает занимает особое место в образовательном процессе, выступая как форма организации жизни и деятельности детей, средство разностороннего развития личности; метод или прием обучения; средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции. Учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребёнка и становления его личности, педагог максимально использует все варианты её применения в ДО.
Образовательная деятельность в режимных процессах имеет специфику и предполагает использование особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребёнка. Основная задача педагога в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни ДОУ, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение.
РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 345 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Доклад на тему:
«Организация воспитательно-образовательного процесса в средних группах согласно ФОП ДО»
Подготовила:
воспитатель
ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 345
Г.О. ДОНЕЦК» ДНР
Древина С.П.
г. Донецк – 2024
Доклад
«Организация воспитательно-образовательного процесса в средних группах согласно ФОП ДО»
Согласно ФГОС ДО, в средней группе педагог может использовать различные формы реализации ФОП ДО в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей: игровая деятельность; общение со взрослым и сверстниками; речевая деятельность; познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребёнка.
Указанные формы используются для развития следующих видов деятельности детей: двигательной; предметной; игровой; коммуникативной; познавательно-исследовательской и экспериментирования; чтения художественной литературы; трудовой; продуктивной; музыкальной.
Главное, что вариативность форм, методов и средств реализации ФОП ДО зависит не только от учёта возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребёнка в образовательном процессе.
Образовательная деятельность в ДОУ включает:
образовательную деятельность
, осуществляемую в процессе
организации
различных видов детской
деятельности
;
образовательную деятельность
, осуществляемую в ходе режи
мных процессов; самостоятельную
деятельность детей
;
взаимодействи
е с семьями детей по реализации
образовательной программы ДО
.
Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей. В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, педагог может выбрать один или несколько вариантов совместной деятельности:
Совместная
деятельность педагога с ребёнком
,
где, взаимодействуя с ребёнком,
он выполняет функции педагога:
обучает ребёнка чему-то новому.
Совместная
деятельность ребёнка с педагогом
, при которой ребёнок и п
едагог - равноправные партнеры.
Совместная
деятельность
группы детей под руководством педаго
га, который на правах участника
деятельности
на всех этапах её выполнения
(от планирования до завершения)
направляет совместную
деятельность группы детей
.
С
ов
местная
деятельность
детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этой
ситуации не является участником
деятельности
, но выступает в роли её
организатора
, ставящего задачу, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей; самостоятельная, сп
онтанно возникающая, совместная
деятельность
детей без всякого участия педагога. Это могут быть самостоятель
ные игры детей, самостоятельная
изобразительная деятельность по выбору детей
, самостоятельная
познавательно-исследовательская
деятельность
.
Игра продолжает занимает особое место в образовательном процессе, выступая как форма организации жизни и деятельности детей, средство разностороннего развития личности; метод или прием обучения; средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции. Учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребёнка и становления его личности, педагог максимально использует все варианты её применения в ДО.
Образовательная деятельность в режимных процессах имеет специфику и предполагает использование особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребёнка. Основная задача педагога в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни ДОУ, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение.
Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, включает:
игровые ситуации, индивидуальные игры
и игры небольшими подгруппами;
беседы с детьми по их интересам, развивающее общение педагога с детьми, рассматривание картин, иллюстраций; практические, проблемные ситуации, упражнения;
наблюдения за объектами и явлениями природы, трудом взрослых;
трудовые поручения и дежурства; индивидуальную работу с детьми в
соответствии с задачами разных
образовательных областей
;
продукти
вную
деятельность
детей по интересам детей;
оздоровительные и закаливающие процедуры,
здоровьесберег
ающие
мероприятия, двигательную
деятельность
.
Согласно требованиям СанПиН 1.2.3685-21 в режиме дня предусмотрено время для проведения занятий. Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; как деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно.
Занятие является формой организации обучения, наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и другими. Оно может проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей, творческих и исследовательских проектов и так далее. В рамках отведенного времени педагог организовывает образовательную деятельность с учётом интересов, желаний детей, их образовательных потребностей, включая детей дошкольного возраста в процесс сотворчества, содействия, сопереживания.
При организации занятий педагог использует опыт, накопленный при проведении образовательной деятельности в рамках сформировавшихся подходов. Время проведения занятий, их продолжительность, длительность перерывов, суммарная образовательная нагрузка для детей среднего дошкольного возраста определяются СанПиН 1.2.3685-21.
Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:
наблюдения за объектами и явлениями природ
ы, направленные на установление
разнообразных
связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
экспериментирование с объектами неживой природы;
сюжетно-ролевые и конструктивные игры;
элементарную трудовую
деятельность
детей на участке ДО
У
;
свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу;
проведение спортивных праздни
ков
(при необходимости)
.
Образовательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня, включает:
элементарную трудовую
деятельность детей
(уборка групповой комнаты;
ремонт книг, настольно-печатных игр;
стирка кукольного белья;
изготовление игрушек-самоделок для игр малышей);
проведение зрелищных мероприятий, развлечений, праздников (кукольный, на
стольный, теневой театры, игры-
драматизации;
концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги и другое);
игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и другие);
опыты и эксперименты, практико-ориентированные проекты, коллекционирование и другое;
чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей лучших
образов чтения
, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и так далее;
слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, м
узыкальные игры и импровизации;
организация и
посещени
е выставок детского творчества,
изобразительного искусства
, мастерских;
просмотр репродукций картин классиков и современных художников и другого;
индивидуальную работу по всем видам
деятельности и образовательным областям
;
работу с родителями
(законными представителями)
.
Для организации самостоятельной деятельности детей в гpyппe создаются различные центры активности (игровой, литературный, спортивный, творчества, познания и другое). Самостоятельная деятельность предполагает самостоятельный выбор ребёнком её содержания, времени, партнеров. Педагог может направлять и поддерживать свободную самостоятельную деятельность детей (создавать проблемно-игровые ситуации, ситуации общения, поддерживать познавательные интересы детей, изменять предметно-развивающую среду и другое).
Во вторую половину дня педагог может организовывать культурные практики. Они расширяют социальные и практические компоненты содержания образования, способствуют формированию у детей культурных умений при взаимодействии со взрослым и самостоятельной деятельности. К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы.
Культурные практики предоставляют ребёнку возможность проявить свою субъектность с разных сторон, что, в свою очередь, способствует становлению разных видов детских инициатив:
в игровой практике ребёнок проявляет себя как творческий субъект
творческая инициатива);
в продуктивной - созидающий и волевой субъект
(инициатива целеполагания)
;
в познавательно-исследовательской прак
тике — как субъект исследования
(познавательная инициатива)
;
коммуникативной практике — как партнер
по взаимодействию и собеседник
(коммуникативная инициатива)
;
чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных практик детей (игровой, познавательно-
исследовательской, продуктивной
деятельности
.
Тематику культурных практик педагогу помогают определить детские вопросы, проявленный интерес к явлениям окружающей действительности или предметам, значимые события, неожиданные явления, художественная литература и другое. В процессе культурных практик педагог создает атмосферу свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик предполагает подгрупповой способ объединения детей.
В ФОП ДО (п. 35) представлен примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, который установлен с учётом требований СанПиН 1.2.3685-21, условий реализации программы ДОУ, потребностей участников образовательных отношений.
Основными компонентами режима дня в ДОУ являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка, образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (самостоятельная деятельность, прием пищи, личная гигиена). Содержание и длительность каждого компонента, а также их роль в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности.
При организации режима следует предусматривать оптимальное чередование самостоятельной детской деятельности и организованных форм работы с детьми, коллективных и индивидуальных игр, достаточную двигательную активность ребёнка в течение дня, обеспечивать сочетание умственной и физической нагрузки.
Согласно пункту 2.10 CП 2.4.3648-20 при организации образовательного процесса и режима дня должны соблюдаться следующие требования:
режим двигательной
активности детей в течение дня
организуется
с учётом возрастных
особенностей
и состояния здоровья;
при
организации образовательной деятельности
предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования электронных средств обучения;
физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные мероприятия
, туристские походы, спортивные
соревнования
организуются с учётом возраста
, физической подготовленности и состояния здоровья детей.
Время образовательной деятельности организуется таким образом, чтобы вначале проводились наиболее насыщенные по содержанию виды деятельности, связанные с умственной активностью детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, условия организации образовательного процесса должны соответствовать требованиям, предусмотренным СанПиН 1.2.3685-21 и CП 2.4.3648-20.