Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Организация воспитательно-образовательного процесса в средних группах согласно ФОП ДО» | Древина Светлана Петровна. Работа №349827

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Согласно ФГОС ДО, в средней группе педагог может использовать различные формы реализации ФОП ДО в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей: игровая деятельность; общение со взрослым и сверстниками; речевая деятельность; познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребёнка.

Указанные формы используются для развития следующих видов деятельности детей: двигательной; предметной; игровой; коммуникативной; познавательно-исследовательской и экспериментирования; чтения художественной литературы; трудовой; продуктивной; музыкальной.

Главное, что вариативность форм, методов и средств реализации ФОП ДО зависит не только от учёта возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребёнка в образовательном процессе.

Образовательная деятельность в ДОУ включает:

·         образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;

·         образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; самостоятельную деятельность детей;

·         взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО.

Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей. В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, педагог может выбрать один или несколько вариантов совместной деятельности:

·         Совместная деятельность педагога с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, он выполняет функции педагога: обучает ребёнка чему-то новому.

·         Совместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог - равноправные партнеры.

·         Совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей.

·         Совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в роли её организатора, ставящего задачу, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей; самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого участия педагога. Это могут быть самостоятельные игры детей, самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей, самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность.

Игра продолжает занимает особое место в образовательном процессе, выступая как форма организации жизни и деятельности детей, средство разностороннего развития личности; метод или прием обучения; средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции. Учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребёнка и становления его личности, педагог максимально использует все варианты её применения в ДО.

Образовательная деятельность в режимных процессах имеет специфику и предполагает использование особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребёнка. Основная задача педагога в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни ДОУ, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение.

 

 

РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 345 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Организация воспитательно-образовательного процесса в средних группах согласно ФОП ДО»

 

 

 

 

Подготовила:

воспитатель

ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 345

Г.О. ДОНЕЦК» ДНР

Древина С.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Донецк 2024

 

Доклад

«Организация воспитательно-образовательного процесса в средних группах согласно ФОП ДО»

 

Согласно ФГОС ДО, в средней группе педагог может использовать различные формы реализации ФОП ДО в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей: игровая деятельность; общение со взрослым и сверстниками; речевая деятельность; познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребёнка.

Указанные формы используются для развития следующих видов деятельности детей: двигательной; предметной; игровой; коммуникативной; познавательно-исследовательской и экспериментирования; чтения художественной литературы; трудовой; продуктивной; музыкальной.

Главное, что вариативность форм, методов и средств реализации ФОП ДО зависит не только от учёта возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребёнка в образовательном процессе.

Образовательная деятельность в ДОУ включает:

образовательную деятельность

, осуществляемую в процессе

организации

различных видов детской

деятельности

;

образовательную деятельность

, осуществляемую в ходе режи

мных процессов; самостоятельную

деятельность детей

;

взаимодействи

е с семьями детей по реализации

образовательной программы ДО

.

Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей. В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, педагог может выбрать один или несколько вариантов совместной деятельности:

Совместная

деятельность педагога с ребёнком

,

где, взаимодействуя с ребёнком,

он выполняет функции педагога:

обучает ребёнка чему-то новому.

Совместная

деятельность ребёнка с педагогом

, при которой ребёнок и п

едагог - равноправные партнеры.

Совместная

деятельность

группы детей под руководством педаго

га, который на правах участника

деятельности

на всех этапах её выполнения

(от планирования до завершения)

направляет совместную

деятельность группы детей

.

С

ов

местная

деятельность

детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этой

ситуации не является участником

деятельности

, но выступает в роли её

организатора

, ставящего задачу, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей; самостоятельная, сп

онтанно возникающая, совместная

деятельность

детей без всякого участия педагога. Это могут быть самостоятель

ные игры детей, самостоятельная

изобразительная деятельность по выбору детей

, самостоятельная

познавательно-исследовательская

деятельность

.

Игра продолжает занимает особое место в образовательном процессе, выступая как форма организации жизни и деятельности детей, средство разностороннего развития личности; метод или прием обучения; средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции. Учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребёнка и становления его личности, педагог максимально использует все варианты её применения в ДО.

Образовательная деятельность в режимных процессах имеет специфику и предполагает использование особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребёнка. Основная задача педагога в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни ДОУ, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение.

Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, включает:

игровые ситуации, индивидуальные игры

и игры небольшими подгруппами;

беседы с детьми по их интересам, развивающее общение педагога с детьми, рассматривание картин, иллюстраций; практические, проблемные ситуации, упражнения;

наблюдения за объектами и явлениями природы, трудом взрослых;

трудовые поручения и дежурства; индивидуальную работу с детьми в

соответствии с задачами разных

образовательных областей

;

продукти

вную

деятельность

детей по интересам детей;

оздоровительные и закаливающие процедуры,

здоровьесберег

ающие

мероприятия, двигательную

деятельность

.

Согласно требованиям СанПиН 1.2.3685-21 в режиме дня предусмотрено время для проведения занятий. Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; как деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно.

Занятие является формой организации обучения, наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и другими. Оно может проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей, творческих и исследовательских проектов и так далее. В рамках отведенного времени педагог организовывает образовательную деятельность с учётом интересов, желаний детей, их образовательных потребностей, включая детей дошкольного возраста в процесс сотворчества, содействия, сопереживания.

При организации занятий педагог использует опыт, накопленный при проведении образовательной деятельности в рамках сформировавшихся подходов. Время проведения занятий, их продолжительность, длительность перерывов, суммарная образовательная нагрузка для детей среднего дошкольного возраста определяются СанПиН 1.2.3685-21.

Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:

наблюдения за объектами и явлениями природ

ы, направленные на установление

разнообразных

связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;

подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;

экспериментирование с объектами неживой природы;

сюжетно-ролевые и конструктивные игры;

элементарную трудовую

деятельность

детей на участке ДО

У

;

свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу;

проведение спортивных праздни

ков

(при необходимости)

.

Образовательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня, включает:

элементарную трудовую 

деятельность детей 

(уборка групповой комнаты;

ремонт книг, настольно-печатных игр;

стирка кукольного белья;

изготовление игрушек-самоделок для игр малышей);

проведение зрелищных мероприятий, развлечений, праздников (кукольный, на

стольный, теневой театры, игры-

драматизации;

концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги и другое);

игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и другие);

опыты и эксперименты, практико-ориентированные проекты, коллекционирование и другое;

чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей лучших 

образов чтения

, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и так далее;

слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, м

узыкальные игры и импровизации;

организация и

посещени

е выставок детского творчества,

изобразительного искусства

, мастерских;

просмотр репродукций картин классиков и современных художников и другого;

индивидуальную работу по всем видам 

деятельности и образовательным областям

;

работу с родителями 

(законными представителями)

.

Для организации самостоятельной деятельности детей в гpyппe создаются различные центры активности (игровой, литературный, спортивный, творчества, познания и другое). Самостоятельная деятельность предполагает самостоятельный выбор ребёнком её содержания, времени, партнеров. Педагог может направлять и поддерживать свободную самостоятельную деятельность детей (создавать проблемно-игровые ситуации, ситуации общения, поддерживать познавательные интересы детей, изменять предметно-развивающую среду и другое).

Во вторую половину дня педагог может организовывать культурные практики. Они расширяют социальные и практические компоненты содержания образования, способствуют формированию у детей культурных умений при взаимодействии со взрослым и самостоятельной деятельности. К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы.

Культурные практики предоставляют ребёнку возможность проявить свою субъектность с разных сторон, что, в свою очередь, способствует становлению разных видов детских инициатив:

в игровой практике ребёнок проявляет себя как творческий субъект

творческая инициатива);

в продуктивной - созидающий и волевой субъект 

(инициатива целеполагания)

;

в познавательно-исследовательской прак

тике — как субъект исследования

(познавательная инициатива)

;

коммуникативной практике — как партнер

по взаимодействию и собеседник

(коммуникативная инициатива)

;

чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных практик детей (игровой, познавательно-

исследовательской, продуктивной

деятельности

.

Тематику культурных практик педагогу помогают определить детские вопросы, проявленный интерес к явлениям окружающей действительности или предметам, значимые события, неожиданные явления, художественная литература и другое. В процессе культурных практик педагог создает атмосферу свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик предполагает подгрупповой способ объединения детей.

В ФОП ДО (п. 35) представлен примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, который установлен с учётом требований СанПиН 1.2.3685-21, условий реализации программы ДОУ, потребностей участников образовательных отношений.

Основными компонентами режима дня в ДОУ являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка, образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (самостоятельная деятельность, прием пищи, личная гигиена). Содержание и длительность каждого компонента, а также их роль в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности.

При организации режима следует предусматривать оптимальное чередование самостоятельной детской деятельности и организованных форм работы с детьми, коллективных и индивидуальных игр, достаточную двигательную активность ребёнка в течение дня, обеспечивать сочетание умственной и физической нагрузки.

Согласно пункту 2.10 CП 2.4.3648-20 при организации образовательного процесса и режима дня должны соблюдаться следующие требования:

режим двигательной

активности детей в течение дня

организуется

с учётом возрастных

особенностей

и состояния здоровья;

при

организации образовательной деятельности

предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования электронных средств обучения;

физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные мероприятия

, туристские походы, спортивные

соревнования

организуются с учётом возраста

, физической подготовленности и состояния здоровья детей.

Время образовательной деятельности организуется таким образом, чтобы вначале проводились наиболее насыщенные по содержанию виды деятельности, связанные с умственной активностью детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, условия организации образовательного процесса должны соответствовать требованиям, предусмотренным СанПиН 1.2.3685-21 и CП 2.4.3648-20.

 


Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×