Организация выставок детского творчества как способ развития эстетического вкуса | Зуева Ирина Анатольевна. Работа №348054
Аннотация. Организация выставок детского творчества в дошкольных образовательных учреждениях является важным элементом воспитательной работы, который способствует развитию эстетического вкуса у детей. Через участие в выставках ребенок не только развивает творческие способности, но и учится воспринимать красоту, гармонию, понимать искусство и ценить результаты своего труда. В статье рассматриваются способы организации таких мероприятий, их роль в воспитании дошкольников, а также приводятся примеры тем и практических методов вовлечения детей в творческий процесс.
Ключевые слова: детское творчество, эстетический вкус, дошкольники, выставка, искусство, творчество, организация, воспитание.
Организация выставок детского творчества как способ развития эстетического вкуса
Зуева Ирина Анатольевна, воспитатель
Муниципальное образовательное учреждение Веневский центр образования №1 имени И.И. Мусатова структурное подразделение «Детский сад №5», г.Венев
Аннотация. Организация выставок детского творчества в дошкольных образовательных учреждениях является важным элементом воспитательной работы, который способствует развитию эстетического вкуса у детей. Через участие в выставках ребенок не только развивает творческие способности, но и учится воспринимать красоту, гармонию, понимать искусство и ценить результаты своего труда. В статье рассматриваются способы организации таких мероприятий, их роль в воспитании дошкольников, а также приводятся примеры тем и практических методов вовлечения детей в творческий процесс.
Ключевые слова: детское творчество, эстетический вкус, дошкольники, выставка, искусство, творчество, организация, воспитание.
Организация выставок детского творчества является эффективным средством воспитания у дошкольников эстетического вкуса и осознанного восприятия искусства. Этот вид деятельности позволяет детям не только проявить свои творческие способности, но и почувствовать значимость своего труда, оценить вклад других детей, а также научиться анализировать произведения искусства. Важно, чтобы каждая выставка не просто демонстрировала выполненные работы, но и передавала определенную идею или тему, знакомя детей с основными принципами красоты и гармонии.
Детское творчество, как правило, разнообразно: это и рисунки, и поделки, и работы с использованием природных материалов, пластилина или бумаги. Через эти материалы ребенок выражает свое восприятие окружающего мира, свое видение красоты. Организация выставок помогает систематизировать эти творческие попытки, задать им общий концептуальный уровень, который будет развивать эстетические вкусы детей. Это особенно важно на этапе дошкольного возраста, когда ребенок активно учится восприятию мира и формирует свои представления о прекрасном.
Выставки детского творчества можно организовывать как в рамках образовательного процесса, так и как отдельные мероприятия, приуроченные к праздникам, временам года или тематическим неделям. Например, осенняя выставка может быть посвящена работе с природными материалами, а весенняя — рисункам и аппликациям, вдохновленным природными явлениями. Такие тематические подходы помогают ребенку увидеть и осознать красоту в повседневных вещах, развивая его художественное мышление и наблюдательность.
Организация таких выставок — это процесс, который требует вовлеченности не только воспитателей, но и детей, а иногда и родителей. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя участником этого события на всех этапах — от выбора темы до презентации своих работ. Это придает ребенку уверенность в своих силах, развивает чувство ответственности и повышает самооценку. Важно также уделить внимание коллективной работе: создание больших коллективных проектов способствует развитию не только эстетического вкуса, но и навыков сотрудничества, взаимопомощи и уважения к чужим идеям.
Примером такой выставки может стать «Мой любимый сезон». Дети под руководством воспитателя создают работы, отражающие их восприятие определенного времени года. Это могут быть не только традиционные рисунки, но и поделки из природных материалов, аппликации из бумаги, фигурки из пластилина. В ходе подготовки к выставке воспитатель рассказывает детям о красоте природы в разное время года, предлагает рассмотреть картины известных художников, чтобы дети смогли погрузиться в атмосферу того или иного сезона. Таким образом, через творчество дети учатся видеть и передавать красоту окружающего мира, что и является основой развития эстетического вкуса.
Не менее важным аспектом является оформление выставки. Здесь воспитатель играет ключевую роль. Выставка должна быть эстетически привлекательной, продуманной до мелочей. Работы должны быть размещены так, чтобы они были видны каждому ребенку, а также всем посетителям — это могут быть родители, другие воспитатели, гости детского сада. Эстетика самой выставки помогает детям понять, что красота проявляется не только в отдельных вещах, но и в общей гармонии, в том, как эти вещи взаимодействуют друг с другом.
Стоит также отметить, что организация выставок детского творчества может стать средством развития у ребенка критического восприятия искусства. Важно, чтобы дети не просто участвовали в выставках, но и обсуждали свои работы и работы сверстников. Например, после открытия выставки можно провести небольшую экскурсию, в ходе которой воспитатель предложит детям рассказать, почему они выбрали ту или иную тему, что хотели выразить через свою работу. Такие обсуждения помогают развивать у детей способность анализировать искусство, что является важной составляющей эстетического воспитания.
Примером дискуссионного подхода может стать выставка «Моя семья глазами ребенка», где детям предлагается создать рисунки или поделки, посвященные их семье. В ходе обсуждения воспитатель может предложить каждому ребенку рассказать о том, как он изобразил своих родителей или братьев и сестер, а также спросить у других детей, что они видят в этих работах. Это учит ребенка не только выражать свои мысли и чувства через творчество, но и уважительно относиться к взглядам других.
Кроме того, регулярное участие в таких выставках помогает развивать у ребенка чувство гордости за свои достижения. Когда его работа демонстрируется перед аудиторией, ребенок чувствует признание, что повышает его самооценку и мотивацию к дальнейшему творчеству. Это особенно важно на этапе дошкольного воспитания, когда закладываются основы личностного развития и самооценки.
Таким образом, организация выставок детского творчества играет важную роль в развитии эстетического вкуса у детей дошкольного возраста. Это не просто демонстрация выполненных работ, а важный воспитательный процесс, направленный на формирование у детей понимания красоты, гармонии и искусства. Через участие в выставках дети учатся видеть и создавать прекрасное, выражать свои мысли и чувства, уважать чужие идеи и ценить результаты коллективного труда.
Список литературы
Барехова
Анастасия Михайловна, Керимов Махмуд Магомедович
Н
аправления и формы организации художественно-эстетического воспитания детей в дошкольных образовательных организациях // Проблемы современного педагогического образования.
2021. №71-3.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-i-formy-organizatsii-hudozhestvenno-esteticheskogo-vospitaniya-detey-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiyah
Лыкова И. А. Специфика выставки детского творчества // Гуманитарное пространство. 2014. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-vystavki-detskogo-tvorchestva
Мосина, Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников / Н. В. Мосина. —
Текст :
непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I
Междунар
. науч.
конф
. (г. Москва, апрель 2012 г.). —
Москва :
Буки-Веди, 2012. — С. 119-125. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2011/
Шеставина
Галина Николаевна
Э
стетическое развитие дошкольников: инновационный подход // Актуальные проблемы педагогики и психологии.
2021.
№7. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskoe-razvitie-doshkolnikov-innovatsionnyy-podhod