Органы Внутренних Дел Их место в правоохранительной системе | Дарья Дмитриевна Горина. Работа №317440
Системообразующее положением ОВД Относительно других правоохранительных органов Российской Федерации. Непосредственно от возможностей, а также работы ОВД зависит положение и состояние законности, степень социальной защищенности и качество соблюдения правопорядка в государстве. Кроме того немаловажно выделить, то что работа ОВД касается практически всех, без исключений, областей социальных взаимоотношений, урегулированные законодательством. При этом в настоящее время существует несколько проблематичных задач, связанных с нормативным правовым регулированием деятельности ОВД в целом, а также единичных подразделениях, входящих в их структуру, а кроме того проводятся обсуждения вопроса, связанного с должным порядком формирования ОВД и с необходимостью повышения эффективности деятельности ОВД.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»
Кафедра «Уголовное право, уголовный процесс и правоохранительная деятельность» Юридического института
Статья на тему: Органы Внутренних Дел: Их место в правоохранительной системе и социальное значение
Автор:
Горина Дарья Дмитриевна
Дисциплина:
Проектная деятельность
Преподаватель:
Горовой Виктор Владимирович, уч. Степень кандидат юридических наук , звание доцент, должность Доцент
Москва 2023 г.
Настоящая статья посвящена комплексному изучению процессов формирования и функционирования системы органов внутренних дел Российской Федерации. В статье определено и проанализировано правовое положение органов внутренних дел в системе правоохранительных органов Российской Федерации, а также выдвинуты предложения, направленные на совершенствование правового регулирования деятельности органов внутренних дел, обеспечение и повышение ее эффективности.
Ключевые слова: органы внутренних дел, Министерство внутренних дел Российской Федерации, деятельность органов внутренних дел, правоохранительные органы, правоохранительная система.
Internal affairs bodies: Their place in the law enforcement system and social significance
This article is devoted to a comprehensive study of the processes of formation and functioning of the system of internal affairs bodies of the Russian Federation. The article defines and analyzes the legal status of internal affairs bodies in the system of law enforcement bodies of the Russian Federation, as well as proposes aimed at improving the legal regulation of the activities of internal affairs bodies, ensuring and increasing its effectiveness.
Keywords: internal affairs bodies; the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; the activities of internal affairs bodies; law enforcement agencies; the law enforcement system.
На современном этапе развития Российского государства вопросы, касающиеся статуса и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (далее — ОВД), бесспорно, имеют важное значение. Особый интерес вызывает проблема определения правового статуса ОВД как элемента правоохранительной системы Российской Федерации (далее — РФ; Россия) и его законодательного закрепления. Органы внутренних дел являются юридически и организационно обособленными органами государственной власти, образующимися в законодательном порядке с целью осуществления в рамках своей компетенции задач и функций по обеспечению соблюдения законов, прав и свобод граждан, охране общественного порядка и частной собственности, борьбы с преступностью. Для выполнения данных функций они наделены государственно-властными полномочиями.
Актуальность данной темы обусловленная рядом вопрос исходящим от социума. Ведутся споры на темы о ряде полномочий, о статусе ОВД и так далее. Общество не до конца осведомлено, по какой причине данный правоохранительный орган и проходящие службу в нем имеют столь широкий спектр влияния.
Целью данного исследования является изучение места Органов Внутренних дел в системе правоохранительных органов и его их социальной значимости
ОВД РФ как возглавляемую МВД России систему органов исполнительной власти, осуществляющих правоохранительную деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и административными правонарушениями, охране общественного порядка и обеспечению общественной и личной безопасности. В целом, правовая основа регулирования деятельности ОВД объемна и динамична в своем развитии. Однако назвать ее совершенной не представляется допустимым. В «Концепции правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 год» отмечается, что «до сих пор наблюдается неполнота нормативно-правового регулирования основных направлений оперативно-служебной деятельности, кроме того существуют правовые нормы и институты, которые препятствуют развитию правоохранительной системы в целом». При этом способы решения данных проблем не указаны. Однако имеется указание на то, что должны быть разработаны планы реализации Концепции, однако информация о программах реализации Концепции в отдельных субъектах РФ отсутствует. Назначение, задачи, функции и цели деятельности органов внутренних дел определены Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». Вопросы статуса и организационного построения органов внутренних дел Российской Федерации, а также их подчиненности урегулированы Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации». ОВД осуществляют различные функции, реализуемые в рамках задач, поставленных перед ОВД: от разработки нормативных правовых актов до обеспечения безопасности граждан и правопорядка в общественных местах. МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел и органы управления внутренними войсками. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
Органы внутренних дел Российской Федерации в системе исполнительной власти являются самой многочисленной и многофункциональной структурой. Система органов внутренних дел представляет собой сложную подсистему системы органов государственной исполнительной власти. Данная система имеет следующие характеристики: наличие структурных элементов (подсистем); отношений субординации и координации; целостность, качественное своеобразие и относительную самостоятельность. ОВД в процессе осуществления своей деятельности взаимодействуют с иными органами правоохранительной системы. Данное взаимодействие, носящее системный характер, можно подразделить на два больших направления: взаимодействие с государственными правоохранительными органами и взаимодействие с негосударственными правоохранительными органами. Разница между указанными направлениями состоит в том, что государственные правоохранительные органы осуществляют двухстороннее взаимодействие по отношению друг к другу, в отличие от негосударственных правоохранительных органов, что обусловлено субординационным характером административно-правовых отношений между ОВД и негосударственными правоохранительными органами, так как эти отношения построены на авторитарности властных волеизъявлений. Так, при реализации взаимодействия в рамках данного направления ОВД могут требовать предоставления какой-либо информации, а негосударственные правоохранительные органы таким правом по отношению к ОВД не обладают.
В свою очередь взаимодействие двух государственных органов предполагает наличие взаимных прав и обязанностей по отношению друг к другу, обуславливаемое координационным характером административно-правовых отношений. Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации;
федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации);
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов
субъектов Российской Федерации.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
государственная гражданская служба;
военная служба;
правоохранительная служба.
Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
На сегодняшний день, можно с уверенностью сказать, что система ОВД меняется вместе с обществом, подстраиваясь под новые общественные отношения, находя пути решения возникающих проблем, и, действительно, является ведущим элементом правоохранительной системы РФ. Так, анализируя статистику по выявлению преступлений различной направленности, можно заключить, что лидирующее положение среди иных правоохранительных органов занимает ОВД. Одной из перспектив развития и повышения эффективности деятельности ОВД является совершенствование нормативно-правового регулирования как деятельности ОВД в целом, так и деятельности отдельных подразделений ОВД, что позволит более четко определить с законодательных, а не только с практических позиций место ОВД в системе правоохранительных органов РФ. Существующих на сегодняшний день актов, на которых базируется деятельность ОВД, недостаточно для того, чтобы исчерпывающе определить место ОВД в системе правоохранительных органов РФ и полноценно урегулировать их организацию и деятельность.
Как говорилось ранее, ОВД занимает широкий спектр в правоохранительной структуре государства. Они имеют огромное количество возможностей, и с первого раза не всегда понятно, где же заканчиваются полномочия ОВД. В структуре государственных органов исполнительной власти, можно сказать, что органы внутренних дел представляют собой юридически и организационно обособленные органы государственной власти, образуемые в установленном законом порядке для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и наделенные для этого государственновластными полномочиями.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31 — Ст. 4398.
Васильев Н.Н. Внутренняя безопасность: становление и развитие Российской национальной
полиции
и совершенствование системы подготовки кадров // Актуальные проблемы совершенствования организации и правовых основ деятельности органов внутренних дел: Тр. Акад. управления МВД России
/ О
тв. ред. А.П. Калинин. М., – 1999
Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ
Об утверждении Концепции правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 год
:
приказ МВД России от 09 января 2017 г. № 1
Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. –1997. –№3.
Официальный сайт УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве. — URL: https://.мск
.м
вд.рф/Dlja_grazhdan/
Pravovaja
_
pomoshh