"Орнамент в круге" | Климова Софья Владимировна. Работа №272772
Автор: Климова Софья Владимировна
Технологическая карта урока "Орнамент в круге". Возраст учащихся 10-11 лет.
Технологическая карта урока
ФИО:
Клим
ова Софья Владимировна
Место работы
:
МБОО ДО
«
ДДиЮ
пгт
Тымовское
»
Должность:
педагог дополнительного образования
Предмет:
Объединение
«
Юные художники
»
Класс:
6
год обучения
, группа№1
Тема и номер урока:
«Орнамент в круге»
Базовый учебник:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«
Палитра»
(составитель: Климова Г.А., Климова С.В., Климова Д.В
.
)
Тип урока:
комбинированный
Цель:
Составление
орнамента в круге.
Задачи:
Образовательные задачи:
Расшир
ить
знаний о
декоративно-прикладном искусстве, о различных видах орнамента.
Ознакомить учащихся с
использованием орнамента для украшения одежды, бытовых предметов, ювелирных изделий и др
.
Ознакомить с правилами построения симметричного орнамента
Развивающие задачи:
Расширить кругозор и интерес к
декоративно-прикладному искусству
;
Формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира;
Развить воображение, образное, ассоциативное и композиционное мышление
.
Развить наблюдательность, образн
ое мышление, фантазию и способность к творческому преображению природного и предметного окружения
.
Воспитательные задачи:
Формировать
эстетическое восприятие окружающего мира, художественный вкус
;
Воспитывать уважительное отношение к духовному и культурному наследию
, народному творчеству
;
Формы обучения:
объяснительно-иллюс
тративная,
игровая, тестирование
, практическая деятельность
Технология:
развивающее обучение
,
личностно-ориентированная
Методы преподавания:
Словесные (работа с
наглядным материалом
,
опрос учащихся)
Наглядные (
методические пособия
, наглядный материал
)
Активные (
опрос, обсуждение, тестирование
)
Практические (выполнение заданий)
Оборудование:
Наглядные пособия
,
работы из методического фонда
Раздаточный материал
Простой карандаш средней мягкости, линейка, ластик, бумага для эскизов
Планируемые результаты:
учащиеся должны знать:
Что такое «орнамент», «ось симметрии», «стилизация».
Изобразительные и композиционные приемы составления
орнамента, основные виды орнамента.
учащиеся
должны уметь:
Работать над поиском идеи, выполнять варианты эскизов. Применять знания
о стилизации, симметрии, композиционном центре, графических приемах, выразительных особенностях черно-белого контраста.
Таблица 1.
КОНСПЕКТ УРОКА
№
Этапы урока
Слова педагога
1
Орг. момент
Здравствуйте, ребята! Наш учебный год заканчивается. И мы приберегли для вас задание, которое и развлечет вас, и даст новые знания и навыки. Сегодня мы приступим к выполнению задания на тему «Орнамент в круге». Цель этого задания – составление орнамента в круге. Задание это интересное и увлекательное, и работы получаются, как правило, очень эффектные. Рассчитана это тема на 4 занятия. Работа будет выполнена в черно-белом варианте. Материалы: маркеры, линеры, гелевые ручки (вы определите материалы сами, по наличию)
2
Краткий обзор пройденного материала
Вопрос к учащимся: Ребята, с составлением орнамента вы уже сталкивались на наших занятиях. Объясните, что такое орнамент.
Да, орнамент — это узор из повторяющихся, ритмически упорядоченных элементов.
Можете ли вы вспомнить задания, в которых нужно было создать орнамент?
Да, верно. Мы лепили ленточный орнамент из пластилина. Лепили шкатулку, которую вы украшали орнаментом. В прошлом учебном году вы выполняли очень сложное задание по созданию рисунка для ткани «Стилизация растений». И это задание, с которым вы очень хорошо справились, вам поможет при работе с новой темой. Показ примеров выполненных заданий из методического фонда.
3
Вступительная беседа
Ребята, давайте поговорим об истории. Вы знаете, что когда-то люди жили без излишеств, обходясь самым необходимым. Сейчас мы живем в окружении множества вещей (предметы быта, одежда, техника, игрушки и др.). Как потребители мы хотим, чтобы все вещи были удобными и красивыми. Поэтому в современном мире возрастает потребность в профессионалах, которые могут их создавать. Нужны ученые, изобретатели, инженеры-конструкторы, технологи. И, конечно, художники. Нам необходим не только комфорт, но и красота материального мира. Стремление к красоте заложено в природе человека. Не случайно древние люди украшали свои лицо и тело, жилища и утварь рисунками и узорами. Поражает удивительное разнообразие орнаментов, созданных в разные времена неизвестными народными художниками.
Посмотрите на доску: вы можете увидеть узоры, которые пришли к нам из Древней Греции и востока, великолепные окна готических соборов, народные промыслы России. И сейчас мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры и самодеятельные художники пополняют эту драгоценную коллекцию своими авторскими произведениями. Взгляните на эти предметы декоративно-прикладного искусства, которые украшены красивыми узорами и служат нам в быту (показ принесенных вещей: шкатулка, блюдо, брошь). Каждый из вас мог бы, конечно, рассказать о том насколько много в ваших домах вещей, украшенных узорами. Это посуда, одежда, скатерти, салфетки, обои и многое другое.
4
Объяснение нового материала
Итак, друзья. Есть разные виды орнамента: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый. Первые два вида вам известны по опыту ранее выполненных работ. На этом занятии вы попробуете придумать композиционно замкнутый орнамент, который представляет собой мотив, заключенный в круге. Вписанный в круг узор принято называть розеттой. Как строится орнамент в круге. Вы уже знакомы с понятием «ось симметрии». Задания на симметрию с одной осью вы выполняли еще в течение 1го года обучения. Но в круге можно начертить разное количество осей симметрии. Все они будут исходить из центра окружности. Вы видите на схеме как выглядят круги с осями симметрии от двух до двенадцати. Также между осями у нас образуются сегменты. Чтобы создать орнамент мы возьмем за основу несколько элементов расположим их, повторяя на каждой оси. Показ примера. Орнаменты подразделяются на различные виды: растительный, животный (зооморфный), геометрический, предметный, пейзажный, каллиграфический, фантастический и др. Каждому из этих видов можно посвятить отдельное занятие. Происхождение любого орнамента, основанного на стилизации природных форм, убеждает нас в том, что наблюдательность, воображение и творческая фантазия – вот то, что нужно для создания нового узора. Вспомните, как выглядят следы птиц, животных или машин на талом снегу или влажной земле. Разве они не похожи на цепочки разного плетения. А разнообразный мир растений – неисчерпаемый источник для вдохновения художника. Может показаться, что, если взять красивые цветы, нарисовать их плоскими, и вы получите растительный орнамент. Но вы уже знаете, что все не так просто. Необходимо уметь стилизовать природные формы. А еще сложнее самостоятельно придумать декоративную композицию, решить в каком порядке будут расположены все ее элементы.
5
Экспресс-тест
Давайте проверим как вы поняли новый материал. На доске вы видите образцы применения орнамента в народных промыслах. Напишите на листочках номера тех узоров, которые не являются осевой симметрией.
Проверка результатов.
6
Формулирование проблемы
Цель нашего сегодняшнего занятия: понять тему и выполнить подготовительные эскизы в карандаше. Элементы для узора вы выбираете сами. Он может быть геометрическим, растительным. Советую для начала выбирать не слишком сложные формы, так как вам необходимо повторить их многократно. Не забывайте, что вы можете использовать элементы разного размера. Самое главное, это идея, мотив для составления композиции. Например, орнамент из геометрических форм, либо растительный узор. Есть ли у вас вопросы по выполнению задания?
7
Раздача материала
Возьмите заготовленные для вас схемы для эскизов. Вам предлагаются круги с прочерченными шестью осями симметрии. В дальнейшем, в работе над чистовиком вы будете сами чертить круг циркулем и учиться вычерчивать оси самостоятельно.
8
Физминутка
Небольшая разминка перед работой
9
Практическая деятельность учащихся
Учащиеся приступают к выполнению задания. Педагог наблюдает, советует, направляет.
10
Просмотр эскизов. Обсуждение.
Педагог просматривает эскизы, обсуждает с учащимися результаты работы.
Таблица 2.
Этап урока
Виды работы, формы, методы, приёмы
Содержание педагогического взаимодействия
Формируемые УУД
Планируемые результаты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I этап вводно-мотивационный
Организационный момент
(1 мин)
Словесный
Приветствует. Озвучивает тему урока. Вызывает заинтересованное отношение учащихся.
Внимательно слушают. Воспринимают. Реагируют.
К: Умение слушать и воспринимать информацию.
Р: Пробуждение интереса к теме урока.
П: Готовность восприятия новой темы.
Готовность восприятия новой темы. Заинтересованность учащихся.
Краткий обзор пройденного материала (2 мин)
Словесный. Опрос. Объяснительно-иллюстративный. Наглядный.
Напоминает о ранее выполненных заданиях. Показывает работы из выставочного фонда и собственные работы учащихся. Вызывает на обсуждение.
Отвечают на вопросы. Анализируют, проводят аналогию между заданиями.
П: Умение анализировать, определять основные задачи.
К: умение слушать, отвечать, формулировать, обсуждать.
Познавательная и аналитическая активность. Концентрация памяти. Осознание и осмысление собственного опыта. Позитивный настрой и желание научиться новому.
II этап открытие знаний
Вступительная
беседа (3 мин)
Словесный. Информативный. Наглядный. Обсуждение.
Беседа об истории декоративно-прикладного искусства и областях применения орнамента. Показывает наглядный материал.
Воспринимают информацию. Задают вопросы. Отвечают на вопросы. Вовлекаются в процесс обсуждения. Получают эмоциональный настрой. Рассматривают наглядные пособия.
К: Умение слушать, вступать в диалог.
Л: Образно-эмоциональное восприятие новой темы.
Р: предвосхищение результата
П: Познавательная активность
Познавательная активность. Эмоциональное восприятие материала. Пробуждение творческой активности.
Объяснение нового материала (7 мин)
Объяснение. Информативный. Словесный. Наглядный.
Информирует учащихся о видах орнамента. Показ наглядных пособий и работ из методического фонда. Поясняет понятия «композиционно замкнутого орнамент», «ось симметрии». Сюжетные виды орнамента. Стилизация форм.
Внимательно слушают. Воспринимают новый материал.
Изучают наглядные пособия.
К: Умение слушать и воспринимать информацию.
Л: Образно-эмоциональное восприятие новой темы.
Р: Стремление к освоению новых знаний и умений
Восприятие нового материала. Систематизация знаний. Активизация образного мышления.
III этап обобщение и систематизация
Экспресс-тест (2 минуты)
Тестирование. Активный.
Предлагает учащимся тест с использованием наглядного пособия
Выполняют тестирование
Р: умение анализировать
П: выбор правильных вариантов
Систематизация знаний. Аналитическая деятельность.
Формулирование проблемы (2 мин.)
Объяснение. Обсуждение. Постановка задач.
Формулирует поставленные задачи. Рассказывает о правилах построения композиции. Предлагает мотивы и сюжеты для создания орнамента.
Воспринимают объяснение, концентрируют внимание на нужной информации. Задают необходимые вопросы по выполнению задания.
П: концентрация на выборе способов решения задачи.
К: умение слушать, воспринимать, вступать в диалог.
Р: Обдумывание собственных творческих целей
Готовность к восприятию нового задания. Осмысление и обдумывание поставленной задачи. Пробуждение желания решить новую задачу изобразительными средствами.
Раздача материала (2 минуты)
Словесный. Наглядный. Практический
Предлагает учащимся заготовленные шаблоны для создания эскизов
Готовят материалы и листы для выполнения задания.
П: Готовность к работе
Подготовка оборудования и материалов для работы
Физминутка (1 мин.)
Педагог с учащимися выполняют физические упражнения
Практическая деятельность учащихся (20 мин)
Наглядный. Словесный. Обсуждение. Практический
Проводит индивидуальную работу с учащимися. Советует, корректирует, поощряет.
Выполняют эскизы, поправляют, ищут лучшие варианты композиции
П: Самостоятельная творческая работа. Поиски самовыражения
Р: Определение последовательности действий. Выбор сюжета, мотива, элементов. Поиск композиции. Вариативность.
Л. Развитие творческих способностей
Поиски композиционных решений, оригинальные находки в построении композиции. Применение полученных знаний на практике.
Просмотр эскизов. Обсуждение. Рефлексия (5 мин.)
Наглядные. Словесные. Просмотр.
Просматривает вместе с учащимися эскизы. Обобщает результаты, задает вопросы, предлагает провести самооценку.
Представляют эскизы. Проверяют и оценивают проделанную работу. Отвечают на вопросы. Высказываются.
К: умение слушать, проявлять внимание и интерес к работе других. П: оценка процесса и результатов деятельности. .
Умение анализировать и оценивать результаты работы. Умение аргументированно выражать свое мнение.