«Ортобиотический подход в ДОУ" | Никифорова Елена Сергеевна. Работа №319443
Ортобиотика – технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма. В основе ортобиотики лежит учение об ортобиозе – здоровом образе жизни, разработанное лауреатом Нобелевской премии И. И. Мечниковым.Суть технологии ортобиоза опора на целостный подход связь воображения и телесных ощущений взаимосвязь и взаимоподдержка слуховых, зрительных кинетических тактильных ощущений. Триада "Вижу - Слышу- Ощущаю".т.е. эта технология способствует укреплению физического, психического и духовно-нравственного аспектов здоровья; обеспечивает гармоничное и поступательное развитие воспитанников, «формирует общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.В результате применении ортобиотики повышается результативность образовательного процесса. наблюдается положительная динамика снижения заболеваемости.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№48»
«Ортобиотический подход
к здоровьесбережению и здоровьеформированию дошкольников»
Подготовили воспитатели группы №8:
Никифорова Елена Сергеевна
I квалификационной категории
Северск 2023 г.
Ортобиотический подход к здоровьесбережению и здоровьеформированию дошкольников.
На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
В современной науке понятие «культура здоровья» рассматривается как важная составляющая общей культуры личности.
Ортобиотика – технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма. В основе ортобиотики лежит учение об ортобиозе – здоровом образе жизни, разработанное лауреатом Нобелевской премии И. И. Мечниковым.
Большое значение в развитии чувства жизни Мечников придавал усовершенствованию органов чувств обеспечивающих жизнедеятельность человека. Суть технологии ортобиоза опора на целостный подход связь воображения и телесных ощущений взаимосвязь и взаимоподдержка слуховых, зрительных кинетических тактильных ощущений. Триада "Вижу - Слышу- Ощущаю". т.е. эта технология способствует укреплению физического, психического и духовно-нравственного аспектов здоровья; обеспечивает гармоничное и поступательное развитие воспитанников, «формирует общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.
По мнению В. М. Шепеля, существуют три группы здоровьесберегающих
мероприятий (слагаемых здорового образа жизни):
Рекреация - укрепление физического здоровья (в том числе развитие
двигательной активности, приносящей ребенку чувство мышечной радости),
Релаксация - укрепление психического здоровья (умение снимать
мышечное и эмоциональное напряжение — рефлексия и саморефлексия)',
Катарсис - укрепление духовно-нравственного здоровья (создание
ценностных ориентаций, самоободрение).
Крайне важным для достижения здоровьесберегающего эффекта является
разумная реализация каждой позиции. Автор называет это «формулой
самосбережения», когда суточное время жизнедеятельности человека разумно
используется в целях обеспечения его физического, психического и нравственного
здоровья.
Для развития у ребенка «формулы самосбережения» необходимо
придерживаться такого важного ортобиотического правила, как включение в
любую деятельность всех анализаторов: «вижу», «слышу», «ощущаю», делая
основой элемент игры и позитивный настрой.
Опора на различные виды игровой деятельности обеспечивает единство
духовно-нравственного, психического и физического развития ребенка,
оптимизирует процесс обучения и воспитания. Во многом этим требованиям
отвечает принцип игрового освоения ведущей деятельности, благодаря которому
игра становится для ребенка ярким событием, а мотивационно-эмоциональный
механизм включения ребенка в здоровьесберегающую деятельность во всех
случаях будет один и тот же.
Выстраивая работу с дошкольниками по созданию здоровьесберегающего
пространства, нельзя забывать о том, что их жизненный опыт складывается под
влиянием окружающих условий и людей, а также собственной жизнедеятельности.
Если в течение дня двигательная активность дошкольника ограничена, значит, не реализуются его физиологические потребности. Если у дошкольника нет возможности для саморефлексии поступающей информации, следовательно, она не может стать личностно значимой, поэтому психологические потребности в осмыслении, мышлении и т. п. также не будут реализованы. Нарушения в духовно – нравственной сфере ребёнка вызваны пребыванием в течение дня в рамках роли обучаемого. Поведение, основанное на правиле «Не быть собой, а быть как все», приводит к проявлениям у ребёнка невротических реакций и различным заболеваниям.
Задача педагога – заинтересовать ребёнка и предложить ему такую деятельность, которая способствовала бы удовлетворению этих потребностей.
В результате применении ортобиотики повышается результативность образовательного процесса, наблюдается положительная динамика снижения заболеваемости.
Следовательно, данная технология продуцирует у педагогов и родителей ориентацию на сохранение и укрепление здоровья детей, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.