"Осень" ☼☼☼☼☼☼☼☼☼ | Заярко Елена Сергеевна. Работа №220986
Автор: Заярко Елена Сергеевна
Цель: создание условий для развития речи
16.09.2018 г.
Конспект занятия в старшей группе
по лексической теме: «Времена года. Осень»
Цель: создать условия для развития познавательных процессов ( восприятия, мышления, памяти) и навыков произвольного поведения посредством проверки и обогащения знаний детей по теме.
Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнять и расширять представление детей о зимующих птицах, формировать понятие зимующие птицы.
Актуализировать словарь по теме. Активизировать в речи словарь признаков. Учить отвечать на вопросы, составлять предложения.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать зрительное внимание и восприятие, речевого внимания и памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: картинки с изображением птиц, массажный мяч, карандаши, раздаточный материал с контурным изображением птиц.
Ход:
Организационный момент. [Объявление темы занятия.]
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?????
С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! Вы проснулись?
«Сюрпризный момент» (кукла в осеннем наряде).
Осень в гости к нам пришла и зарядку принесла (артикуляционная гимнастика).
«Улыбочка – трубочка» ( ии-уу), «Окошечки» (аа-оо),
«Почисти зубки языком», «Оближи верхнюю и нижнюю губку», «Уколи щёки языком», «Качели», «Часики», «Лошадка».
Основная часть на полянку сели, пение птиц прослушали.
Что вы услышали?
Раз, два, три, четыре, пять,
Становитесь в круг играть,
Будем мячик отдавать
Слова осенние вспоминать
Игра «Картинки осени»
( знакомство с признаками осени)
Кукла «Осень» будет показывать тебе по одной предметной картинке и произносить начало предложения, а ты его закончи. Затем повтори предложение полностью.
- Осенью бывает ….(дождь).
- Осенью бывает ….(листопад).
- Осенью бывает ….(холод).
- Осенью бывает ….(ветер).
- Осенью бывают ….(овощи).
- Осенью бывают ….(фрукты).
- Осенью бывают ….(желтые листья).
Игра «Волшебный мяч»
( расширение глагольного словаря)
Мяч будет к вам в руки скакать и вопросы задавать. Назови как можно больше слов-действий. (знакомство с птицами)
- Птицы осенью (что делают?) – улетают.
Физминутка
Игра «Вот такие мы»
( развитие общей моторики, выполнение движений согласно тексту)
Осенью холодно, солнышко плохо греет, давайте погреемся.
Мы ногами: топ, топ, топ!
Мы руками: хлоп, хлоп, хлоп!
Головою: круть, круть, круть!
Мы себя ударим в грудь, грудь!
Погладили животики!
Улыбнулись ротики! (указательными пальцами растягиваем уголки рта)
Вот такие мы молодцы!
Конспект подгруппового занятия
по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи
в подготовительной логопедической группе с ОНР 3 ур.
(2-й год обучения)
Тема: «Времена года. Осень»
Цель:
создать условия для развития навыков связной речи.
Задачи:
- Продолжать наращивать и активизировать словарь по теме “Осень”;
- Закреплять и уточнять знания детей по теме “Осень”;
- Согласование сущ. С уменьшительно –ласкательными суффиксами
- Образование синонимов, антонимов;
- Учить составление сложносочинённых предложений с союзом «а»
- Продолжать учить полному и последовательному составлению связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении
- Продолжать развивать слуховую память и внимание;
- Воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование:
- шарик Су-Джок
- набор картин «Времена года. Осень»
Содержание непосредственно организованной деятельности
Орг. момент. Сядет тот, кто ласково назовёт (лист, солнце, ветер,дождь...)
Появляется Ёжик (игрушка на руке логопеда),и просится погреться. Дети приглашают его поиграть с ними.
Пальчиковая гимнастика «Ёжик» с шариком Су-Джок (упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на лево)
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
(дети катают Су- Джок между ладонями)
На спине иголки
(массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие.
(массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал,
(массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал,
(массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже
(массажные движения мизинца)
на ежа похожи
(дети катают Су- Джок между ладонями).
Логопед : Ребята , а где можно увидеть ёжика?
Дети: В лесу.
Логопед: правильно ребята и я вас хочу пригласить в осенний лес
читает стихотворение:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землёю прощается.
Хмурая осень в окошко стучит.
- Ребята какие чувства вы испытали, когда слушали стихотворение?
- Что делают листья? Дождик? Небо?
- Как можно сказать про осень. Осень, какая? Осенний день, какой? Осеннее солнце, какое? Осенние листья ,какие?
-Давайте расскажем ежику о приметах осени, которые мы уже знаем, и вспомним осенние месяцы. (Побуждать отвечать полными предложениями)
Игры с ёжиком. (шарик Су-Джок)
Д/У «Скажи иначе»
Унылая пора- скучная, грустная, тоскливая, хмурая;
Небо серое - тёмное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие- голые, обнажённые (без листьев)
Цветы высохшие – увядшие, засохшие.
Д/У «Скажи наоборот»
Осень ранняя- поздняя;
День дождливый - солнечный;
Небо голубое - серое;
Погода пасмурная - ясная;
Трава мокрая – сухая;
Д/у «Исправь предложение» работа с деформированными предложениями
Дует, осень, ветер, холодный.
Желтеют на, листья, деревья.
Земля, трава, на, увядает.
Улетают, юг, на, птицы.
Мелкий, осень, моросит, дождь.
Д/У «Угадай слово»
Ветер дует, а ветры ….
Птица улетает, а птицы…
Лист желтеет, а листья…
Дождь моросит, а дожди …
Цветок увядает, а цветы …
Холод наступает, а холода …
Урожай созревает, а урожаи …
Лист падает, а листья …
Д/И «Помоги ёжику составить рассказ» Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении:
«Прошло лето, и наступила … Дни стали …, а ночи … Подул … Стало …
Люди одеваются … На деревьях …. На землю … Моросит … Увядает… Птицы … Люди собирают … Скоро наступит ….
Физминутка. «Мы листики осенние»
Мы листики осенние
На дереве сидели.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Завертел их, закружил
И на землю опустил
Дети повторяют рассказ без помощи логопеда, логопед стимулирует детей у которых более полные рассказы.
Итог:
Ежик: Какие ребята молодцы, как хорошо пересказали мой рассказ.
Логопед: А ещё они с тобой играли. Помогите Ёжику вспомнить, в какие игры мы играли и как правильно и красиво говорили. (Дети вспоминают и логопед подводит итог