Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Ошибки в волейболе. Что делать? | Суков Сергей Дмитриевич . Работа №342430

Дата публикации:
Автор:
Описание:

    Правильное обучение технике игры в волейбол - это главная составляющая на начальном этапе занятий волейболом.При изучении технических элементов волейбола у детей иногда возникают сложности с их выполнением. Материал  статьи знакомит с упражнениями, с помощью которых можно как исправить, так и предотвратить возможные ошибки.

 

 

 

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение СОШ№5 Лесозаводского городского округа

Ошибки в волейболе. Что делать?

Составил: Суков Сергей Дмитриевич, учитель высшей категории, учитель физической культуры, педагог дополнительного образования МОБУ СОШ№5 ЛГО.

Данный материал предназначен для педагогов дополнительного образования занимающихся данным видом спорта, учителей физической культуры.

Правильное обучение технике игры в волейбол - это главная составляющая на начальном этапе занятий волейболом. На начальном этапе нужно использовать, эффект переноса механических движений из одного вида спорта в другой. Сейчас во многих странах мира стали применять при обучению волейболу мульти дисциплинарный спорт, разноплановая подготовка. Задача обучить базовым навыкам. Применяются упражнения из гимнастики, раздел акробатика. Легкой атлетики. Элементы хоккея, упражнения с гимнастической палкой ведения мяча как в хоккее, передачи мяча другу, удары по воротам волейбольным мячом. Эти упражнения хорошо ставят работу рук при приеме мяча снизу. Элементы футбола хорошо ставят координацию работы ног. Упражнения из гандбола хорошо применять для обучения нападающему удару. Боулинг при обучении подачи снизу. Есть еще много упражнений из других видов спорта. Параллельно при подборке нужных упражнений происходит обучение основным элементам игры в волейбол. Внесение соревновательного начала (кто лучше?) должно быть весьма ограничено. В современных условиях нужно использовать технические средства обучения, просмотр видеороликов с элементами волейбола, если есть возможность использовать видеозапись. При изучении технических элементов волейбола у детей иногда возникают сложности с их выполнением. Материал статьи знакомит с упражнениями, с помощью которых можно как исправить, так и предотвратить возможные ошибки.

Стойки игрока.

Различают высокую, среднюю и низкую статические стойки, которые различаются положением ног, рук, туловища, углом между бедром и голенью, расположением общего центра тяжести по отношению к опоре. Высокая стойка применяется для разбега, выполнения нападающего удара и блокирования; средняя – для выполнения передач; низкая – для игры в защите.

Ошибки, которые часто выполняют учащиеся.

1. Ноги выпрямлены или чрезмерно согнуты в коленях.

2. Руки опущены.

3. Чрезмерный наклон туловища вперед.

 

Рекомендуемые упражнения.

Поочередное выполнение стоек на месте.

Принятие той или иной стойки по сигналу учителя.

Принятие различных стоек после выполнения каких-либо заданий.

Подвижные игры, где исходными положения

ми являются стойки волейболиста. Пример. Игра в салки. Учащиеся стоят в парах друг перед другом, задача осалить соперника за коленки при этом не дать осалить себя. Хорошая игра «Защита укрепления

»

Имитация различных стоек у зеркала.

Перемещения.

При обучении игре в волейбол особое внимание уделяется перемещению.

Нужно сразу учить динамичной стойке, туловище наклонено вперед, ноги согнуты в коленях, вес тела на передней части стопы, руки должны быть не сцеплены. После приема ученик должен уметь стартовать вправо, лево, вперед, назад. В зависимости от ситуации. Ученик должен хорошо владеть всеми видами перемещений с крестным шагом, приставным шагом, бегом на короткие дистанции, челночным бегом.

Ошибки, которые часто совершают учащиеся.

При приеме мяча

ученик стои

т на пятках

, в результате не может перейти к следующему действию и включится в игру. Пример, доигровщик после приема не может перейти к нападению

.

Неправильно выбирают технику перемещения. Пример, нужно двигаться при выполнении блока центральным защитником с крестным шагом к крайнему блокирующему, а ученик двигается приставным шагом

,

как результат не успевает на блок. И таких примеров много.

Рекомендуемые упражнения.

 

В парах, стоя друг перед другом, быстро перемещаться влево - вправо, взад – вперед, при этом сохраняя среднюю стойку.

Применение в подготовительной части занятий перемещения приставными шагами, с крестными шага

м

и.

Упражнение «Крест»

Два шага вперед, касается руками пола, два шага назад, касается руками пола, два шага влево, касается руками пола, два шага вправо, касается руками пола и так далее. Серии по 10-15 секунд. Спина прямая.

Всевозможные челночные бега.

Перемещения через гимнастические палки

,

различные варианты.

Перемещения на координационной лесенке, различные варианты.

«Восьм

ерка»

 

 

Перемещения по восьмерке вокруг конусов, 3 серии по 10-12 секунд.

8. «Ручеек»

 

 

 

Перемещения два шага в лево вперед касание пола, два шага в право вперед касание пола и так далее.

Спина прямая, смотрим вперед (главное, чтобы приседал, а не наклонялся).

 

Передача сверху.

Если правильно использовать подводящие упражнения при обучении то ошибок можно избежать в принципе. При обучении нужно создать представление о правильном положении кистей на мяче. Первое упражнение подойти к стене положить руки на мяч на уровне чуть выше лба и покатать мяч вверх, в вниз. При этом все пальцы касаются мяча, между большими и указательными пальцами образуется треугольник. Так же для создания представления о правильности положения рук хорошо использовать упражнение «Шлем» – приставить большие пальцы рук к вискам, а остальными пальцами обхватить голову сзади, затем, не меняя положения пальцев, снять «шлем», сохраняя его форму. При этом руки займут необходимое для передачи мяча положение.

Передача мяча об пол с отскока в наклоне или стоя на коленях. Нужно следить, чтобы ребенок правильно ставил кисти рук, большие пальцы не выставлял вперед. Передача мяча лёжа на спине. Контроль за постановкой рук, особое внимание уделяем большим пальцам. Это упражнение хорошо ставит на место большие пальцы.

Передача мяча у стены. Руки слегка согнуты, игра ногами. Контроль за постановкой рук ( чашечка, вижу – не вижу, чем играю? Ногами!)

Передача мяча над собой ( кисти образуют чашечку, игра ногами)

Передача мяча над собой стоя на коленях.

Выполняя передачи над собой ложимся на спину, затем встаем 10 раз.

Во всех упражнениях обращается внимание на постановку кистей рук, положение больших пальцев. После этих упражнений мы избегаем ошибок связанных с постановкой рук. Большие пальцы стоят правильно, локти широко не разводятся, кисти образуют воронку, локтевые суставы работают правильно, прихват мяча отсутствует, несимметричное положение кистей отсутствует. Все эти упражнения нужно периодически применять для профилактики ошибок. Так же хорошо использовать утяжеленные мячи MVT-500 для тренировок, выполняя передачи у стены как стоя так и сидя.

Затем переходим к передачам в парах.

Передача мяча в парах сверху.

Передача мяча над собой 2-3 раза, затем передача партнеру.

Передача мяча партнеру + касание партнера рукой затем касающийся возвращается на свое место, партнер передает мяч над собой давая время вернуться партнеру а место, затем передает ему мяч (8-10 касаний, меняются ролями, ключевое упражнение).

Передал – присел (мяч посылается вверх)

Передачи сидя.

Передача над собой, поворот, передача спиной.

«Волчок»

Один передает партнеру и затем бежит ему за спину, партнер делает 2-3 передачи над собой и отдает мяч за спину и т.д. (8-10 раз, смена партнеров).

Передача, два шага назад, касание пола (для старших).

 

Передача снизу.

Используется при приеме подач, при игре в защите, при перебивании мячей через сетку. Очень часто дети принимают мяч на кисти. Происходит это оттого, что волейбол – единственная игра, в которой активно используются предплечья. Учащиеся же привыкли ловить мяч именно кистями. Как и в предыдущем разделе особое внимание уделяем обучению на раннем этапе. Это упражнения из мульти спорта раздел хоккей и конкретные упражнения из раздела волейбол. При обучении создаем представление о правильном положении рук. Руки в локтях выпрямлены, кисти отведены вперед, предплечья образуют платформу, играем ногами, руки высоко не поднимаем, мяч ложится на предплечья. Главная задача на этом этапе выпрямить и расслабить руки. Хорошее упражнение «Черепаха». И. п. – низкая стойка, сцепленные руки вытянуты вперед. Втягивая голову, попытаться достать плечами мочек ушей.

Ученикам нужно объяснить, что передача снизу это игра прямых рук и согнутых ног. При показе задается вопрос. Чем я играю? Ногами. При обучении приема с подачи особое внимание уделяется динамической стойке. Как только соперник подкинул мяч для подачи принимающий принимает низкую стойку и начинает перебирать ногами, это позволяет легко перейти к движению и как следствие легко выйти под мяч.

 

Ошибки, которые часто совершают учащиеся.

В

момент приема руки согнуты в локтях

.

Р

езко

е встречное движение рук к мячу.

П

ри приеме мяча сбоку руки ра

сполагаются не под углом к полу.

Прием мяча кистями.

Т

уловище отклонено назад.

 

Рекомендуемые упражнения.

Передач

и

мяча снизу, так называемое жонглирование.

Передач

и

мяча у стены.

Упражнение на прием мяча снизу. Стоя спиной к стене, ноги врозь. Бросок мяча в пол между ног, отскок мяча от стенки, поворот, прием мяча

снизу

.

Передач

и

мяча снизу с отскоком об пол. Ученик выполняет

3-4 передачи снизу, следующая – высокая. В это время мяч падает на пол, ученик должен успеть кос

нуться пола и подбежать под мяч и продолжает выполнять то же самое, что делал.

Со временем это упражнение усложняем можно касаться 2 ра

за, делать при этом шаги вправо

, лево.

Так же садится

, ложится, выполнять кувырок назад.

Это упражнение хорош

о

ставит выход под мяч

.

Передача мяча у стены, касания руками пола.

3передачи сверху над собой+3 передачи снизу

.

При приеме мяча, летящего с большой скоростью, важно амортизировать удар, одновременно снижая свой центр тяжести.

Верхняя прямая подача.

В своей практике я отошел от изучения нижней прямой подачи, обучаю сразу детей верхней прямой подаче. Наибольшие сложности при обучении этому элементу вызывают исходное положение, подбрасывание и удар по мячу. Исходная стойка левая нога впереди мяч находится напротив глаз на ладони левой руки, правая рука находится вверху за головой готовая нанести удар по мячу. Подкидывая мяч на высоту примерно 80 сантиметров наносим удар правой рукой. Часто встречающейся ошибкой бывает подброс мяча. Ученики часто высоко подбрасывают мяч в следствии тяжело попасть по мячу. Вторая ошибка опуская левую руку низко подбрасывают мяч высоко и на голову в результате бьющая рука не имеет разгона, нет силы удара. Чтобы избежать этой ошибки в исходном положении подбрасываем мяч, но не наносим удар. Мяч должен упасть на пол возле носка левой ноги, чуть правее под правую руку. После определенного количества повторений, когда мяч будет падать в нужном месте можно пробовать выполнять подачу. Хорошим подводящим упражнением является выполнение замаха и удара по подвешенному мячу, поролону, высоту которого регулирую для каждого занимающего, чтобы удар выполнялся прямой рукой. Затем переходим к подаче подача мяча в стену с расстояния 4–9 м, подача мяча через сетку с увеличением расстояния с 4 до 9 м, подача мяча на точность, на силу.

Ошибки, которые часто совершают учащиеся.

Н

еправильное исходное положение

.

Н

еточное подбрасывание мяча

.

Н

едостаточный замах рукой для удара

.

К

исть

бьющей руки слишком расслаблена.

С

гибание левой ноги

при ударе по мячу.

У

дар согнутой рукой

.

О

пускание левой руки при подбрасывании

мяча

.

Рекомендуемые упражнения.

1.Подача мяча в стенку стоя на одном колене расстояние 3-7метров. Хорошо ставит положение рук и правильное подбрасывание.

2.Имитация подачи с применением бинт резины, хорошо выпрямляет руку.

3. Подача мяча в мишень находящуюся на стене.

 

Нападающий удар.

Основным атакующим элементом волейбола является нападающий удар. Техника его выполнения состоит из разгона, прыжка, замаха и удара. Существуют несколько разновидностей нападающего удара. Прямой нападающий удар, удар по диагонали, удар по линии, скидка, удар на точность так называемый накат. Эти удары применяются в зонах нападения 2 и 4. В зоне нападения 3 применяется метр или его называют удар с одного шага. Удары первого темпа взлет, зона, взлет за головой, вы бегания из зоны 2 и другие. Также применяются удары с задней линии. Задача игры первым темпом скрыть истинное направление атаки. Мы рассмотрим обучение прямому нападающему удару. Первое упражнение из исходного положения сидя на коленях взмахом рук прыжком встать с колен. В этом упражнении отрабатывается работа рук. Далее учим разбегу и отталкиванию. Эти элементы хорошо отрабатывать на подвешенном в держателе мяче. Ученик выполняет три шага, начинает с шага левой ногой, затем правой с отведением рук назад, затем широкий шаг (напрыжка) взмах руками и удар по мячу, также можно делать разбег и более длинным. Особое внимание уделяем развороту впереди стоящей ноги на последнем шаге, так называемому стопорящему шагу. Чтобы последний шаг был широким используем небольшое препятствие узкий коврик через который выполняется напрыжка. Высоту мяча регулирую для каждого занимающего, чтобы удар выполнялся прямой рукой. У меня просто несколько таких станков разной высоты. В этом упражнении нужно много внимания уделять замаху рук. Когда сформировался навык, переходим к броскам теннисных мячей через сетку. Очень хорошо формирует технику нападения игра «Волейбольная перестрелка». Для отработки правильной работы руки используем удары об пол с отскоком от стены, старое доброе упражнение. Когда у нас сформировался навык переходим к нападающим ударам с собственного набрасывания, затем к нападающим ударам по мячу подброшенному учителем или партнером. И как итог переходим к нападающим ударам.

Ошибки, которые часто совершают учащиеся.

Несвоевременный и неточный разбег и прыжок, отсутствие стопорящего шага при напрыгивании

.

С

лабый замах при совершении нападающего удара

.

Р

ука согнута в локтевом суставе

.

К

исть не накрывает мяч сверху.

Рекомендуемые упражнения.

Нужно объяснить ученику

,

чтобы он выбегал позже на нападающий удар, дети часто спешат в этом элементе. Можно придержать руками

,

чтобы ученик раньше не бежал на удар

, а в нужный момент отпустить

.

Слабый замах исправляется на тренажере

,

где отрабатывали напрыжку, там же отрабатывается стопорящий шаг.

Имитация подачи

или удара

с применением бинт резины, хорошо выпрямляет руку

.

Положить мяч на пол и легкими ударами примерно как ведение мяча в баскетболе поднять мяч, это упражнение для работы кисти.

Удары об пол с отскоком от стены.

Б

роски теннисных мячей через сетку по мишеням.

При обучении нападающему удару нельзя спешить, дети часто не сходятся с мячом по причине слабо развитого глазомера. Это, тот случай когда нужно потерпеть и количество ударов перейдет в качество.

Блокирование.

В разделе блокирование важно научить детей правильному принятию исходного положения для блокирования, перемещению, выбору места и времени для прыжка на блок, а также постановке рук при блокировании. Существуют два вида блокирования одиночный и коллективный. Коллективный блок один из труднейших приемов для исполнения. При обучении блокированию важно уделить много времени перемещениям вдоль сетки, отработке стопорящего шага, именно на блоке игроки получают больше всего травм. Причины травм. Это перенос ног на сторону соперника, напрыгивание на ногу своего партнера из за не умения делать стопорящий шаг. Поэтому элементы блокирования часто отрабатывают на стенке, ученик автоматически привыкает не переходить среднюю линию.

Ошибки, которые часто совершают учащиеся.

 

О

тсутствие стопорящего шага перед выполнением прыжка

.

Н

еправильный выбор места для блокирования

.

Н

есвоевременный прыжок на блок

.

М

аховое движение руками перед прыжком

.

Н

еправильная постановка рук и кистей при блокировании

.

К

асание руками сетки.

 

Рекомендуемые упражнения.

 

В

ыполнение прыжков для блокирования с места и в движении после

приставного шага влево и вправо

, после с крестных шагов

.

Ученик стоит с набивным мячом возле сетки, мяч находится в согнутых руках в районе груди,

ученик выпрыгивает руки над сеткой выпрямляются как при блоке и кистевым броском отправляет мяч на сторону соперника, желательно чтобы мяч упал ближе к сетке.

П

еремещение у

сетки,

остановка и прыжок вверх с касанием ладоня

ми подвешенного над сеткой мяча

.

У

ченики располагаются в зонах 4, 3, 2; по команде учителя игрок из зоны 3 перемещается к игроку в зоне 2 и вмес

те с ним имитирует блокирование,

то же с игроком зоны

4

.

В

парах у сетки: один игрок подбрасывает мяч и выполняет напада

ющий удар, другой блокирует его

.

О

диночное и групповое блокирование нападающих ударов.

Два ученика стоят на тумбах за сеткой

,

расстояние между тумбами примерно 2-3 метра и поочередно выполняют нападающие удары с собственного подбрасывания. Задача блокирующего поставить блок переместится и опять поставить блок. Упражнение выполняется сериями

8-10 касаний в серии.

При обучении блокированию обязательно нужно учить детей страховать блокирующих: выбрать место и стойку при страховке, выполнять само страховку.

В данных рекомендациях я обратил внимание на обучение, ошибки и пути устранения ошибок. Я взял раздел программы волейбол в школе. Я сознательно не стал показывать ошибки и пути их устранения в игре первым темпом, силовой и планирующей подачи в прыжке, тактико- техническим действиям, взаимодействиям в защите и нападении, это уже область тренеров ДЮСШ. Упражнения показал основные которые ближе к моему опыту. Хочется обратить внимание на обучение, если правильно, последовательно, без спешки обучать детей, то проблем с технической подготовкой не будет. А следовательно отпадает надобность их устранять. Все прекрасно знают легче научить, чем переучивать. Обучение процесс творческий в современном мире появилось очень много учебного материала в том числе видеоматериала, совершенствуйтесь не останавливайтесь на достигнутом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X