Основные барьеры коммуникации | Кромочкина Юлия Васильевна. Работа №336211
Тема "основные барьеры в коммуникации" является актуальной, поскольку эффективное общение является важным аспектом нашей повседневной жизни. Недостаточное понимание и умение преодолевать барьеры в коммуникации может привести к конфликтам, недоразумениям и неправильным решениям.Основные барьеры в коммуникации могут включать в себя различные факторы, такие как недостаточное внимание к собеседнику, невербальные сигналы, различия в культуре и языковые барьеры. Кроме того, негативные эмоции, стереотипы и предвзятость могут также осложнить процесс общения.Изучение и понимание основных барьеров в коммуникации помогает улучшить качество отношений как на работе, так и в личной жизни. Навыки эффективного общения необходимы для достижения успеха и благополучия, поэтому важно осознавать и преодолевать эти барьеры для достижения гармонии и понимания во всех сферах жизни.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Педагогический институт
Кафедра технологического и экономического образования
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по дисциплине «Планирование профессиональной карьеры»
на тему: «Основные барьеры коммуникации»
Выполнила: студентка ЭОА-122
Кромочкина Юлия
Научный руководитель: Дорошенко Ю.И.
2024г.
Содержание
1. Введение 3
2. Глава 1. Группы барьеров коммуникации 4
3. Глава 2. Техники преодоления коммуникативных барьеров 6
4. Глава 3. Рекомендации по преодолению коммуникационных барьеров 10
5. Заключение 11
6. Список литературы 12
Введение
Коммуникативные барьеры – это форма психологической защиты. То есть, коммуникативные барьеры как бы защищают нас от постороннего психического воздействия, возникающего в процессе обмена информацией между участниками общения.
Коммуникационные барьеры – это все факторы, которые способствуют искажению или потери сообщений. Специалисты выделяют следующие виды коммуникационных барьеров.
Актуальность темы: Тема "основные барьеры в коммуникации" является актуальной, поскольку эффективное общение является важным аспектом нашей повседневной жизни. Недостаточное понимание и умение преодолевать барьеры в коммуникации может привести к конфликтам, недоразумениям и неправильным решениям.
Основные барьеры в коммуникации могут включать в себя различные факторы, такие как недостаточное внимание к собеседнику, невербальные сигналы, различия в культуре и языковые барьеры. Кроме того, негативные эмоции, стереотипы и предвзятость могут также осложнить процесс общения.
Изучение и понимание основных барьеров в коммуникации помогает улучшить качество отношений как на работе, так и в личной жизни. Навыки эффективного общения необходимы для достижения успеха и благополучия, поэтому важно осознавать и преодолевать эти барьеры для достижения гармонии и понимания во всех сферах жизни.
Цели данного исследования :
1. Понимание причин возникновения барьеров в общении и их влияние на качество коммуникации.
2. Развитие навыков эффективного общения с различными людьми.
3. Улучшение способностей слушать, анализировать и интерпретировать информацию, передаваемую собеседником.
4. Преодоление стереотипов и предвзятости в общении.
5. Повышение уровня эмоциональной интеллектуальности для более гармоничных взаимоотношений.
Задачи исследования включают:
1. Изучение основных причин возникновения барьеров в коммуникации.
2. Анализ типичных ситуаций, где возможно возникновение барьеров в общении, и способы их преодоления.
3. Тренировка навыков активного слушания и эмпатии.
4. Освоение способов адаптации коммуникации к различным типам собеседников.
5. Использование практических упражнений и игр для развития навыков эффективного общения.
6. Обсуждение и анализ собственного поведения в процессе общения и поиск способов его улучшения.
Глава 1. Группы барьеров коммуникации.
Под барьером коммуникации, или коммуникативным барьером, понимается:
1) какое-либо препятствие, которое возникает в процессе передачи информации;
2) совокупность внешних и внутренних факторов и явлений, которые мешают эффективной коммуникации, снижают ее эффективность, а иногда даже полностью блокируют ее.
Разнообразные барьеры коммуникации можно условно разделить на две большие группы:
• барьеры, связанные с коммуникативным процессом;
• барьеры, связанные с личностью людей, которые вступают в процесс коммуникации.
Эти две группы мы и будем сейчас разбирать. Начнем с барьеров, связанных с коммуникативным процессом. К ним можно отнести следующие типы барьеров:
1) физический барьер — к такому типу относятся коммуникативные помехи в материальной среде коммуникации;
2) фонетический барьер связан с недостатками речи, к которым могут относиться: − слишком тихая речь; − слишком быстрая или слишком медленная речь; − глотание слов;
3) семантический барьер — помехи, связанные с неправильным, различным пониманием значений символов, используемых в коммуникации, например слов, жестов, поз
4) стилистический барьер возникает, когда стиль речь коммуникатора не соответствует ситуации, или стилю речи, или психологическому состоянию партнера по общению;
5) логический барьер непонимания возникает тогда, когда логика рассуждения, которую предлагает коммуникатор, является непонятной или кажется неверной его партнеру по общению;
6) языковой барьер возникает при наличии языковых различий отправителя и получателя. Этот барьер может быть связан с тем, что коммуникаторы не в одинаковой степени владеют языком, на котором общаются (буквально говорят на разных языках, русском и английском, например), но и с внутриязыковыми сущностями типа жаргонов и профессионального языка.
7) барьер социокультурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные и прочие различия, связанные с разными уровнями культурного развития субъектов воздействия.
Теперь перейдем к группе барьеров, связанных с самой личностью коммуникаторов. Здесь выделяют следующие типы:
1) барьер неверных стереотипов возникает в ситуации предвзятого отношения к определенному типу людей;
2) барьер отношений возникает при негативном эмоциональном отношении к собеседнику. Это может быть чувство недоверия, неприязни, ситуация психологического давления, попытка задавить авторитетом;
3) барьер отрицательных эмоций: негативное эмоциональное состояние одного из собеседников ухудшает эффективность коммуникативного процесса, препятствует установлению взаимопонимания и доверия. Для преодоления коммуникативных барьеров, управления коммуникацией и повышения эффективности коммуникации полезно применять техники поддержания открытости, принятия и активного слушания.
Глава 2. Техники преодоления коммуникативных барьеров.
Техника поддержания открытости
Техника
Поведенческие примеры
Честность. Констатация чувств
«Я испытываю определенные сомнения», «Скажу честно, я очень обеспокоен», «Я не знаю, как реагировать»
Обозначение форм поведения
«Могу ли я спросить?», «Я задаю вопросы, потому что мне очень важно знать… чтобы правильно понять происходящее», «Я хотел бы обсудить… чтобы между нами не было недопонимания»
Прояснение эмоций
«Как Вы относитесь к этому?», «Что Вы чувствуете?», «Какие эмоции Вы испытываете в связи с этим?», «Почему Вы так реагируете?»
Проверка понимания и резюмирование
«Правильно ли я понял, что Вы беспокоитесь о…», «Давайте подведем итог…»
Техника принятия.
Техника
Поведенческие примеры
Согласие
«Согласен, это важно учесть», «Полностью согласен с тем, что это непростой вопрос», «Соглашусь, Ваше недовольство справедливо»
Понимание
«Понимаю…», «Понимаю Вас, это неприятно», «Понимаю Вашу обеспокоенность», «Понимаю, сложившаяся ситуация недопустима»
Сочувствие
«Разделяю Ваши чувства, и я бы на Вашем месте переживал», «Я чувствую, как Вам неприятно», «Я с Вами…»
Уважение, комплимент
«Я очень уважаю Вашу точку зрения», «Ваше участие в этом проекте очень ценно», «Вы очень многое делаете…»
Благодарность
«Я очень благодарен Вам за Ваши слова», «Спасибо большое за честное и открытое обсуждение этого сложного вопроса»
Радость
«Я очень рад, что Вы подняли этот вопрос», «Это замечательно, что мы обсуждаем эту проблему вместе!»
Техники активного слушания
.
Техника
Поведенческие примеры
Определяет свою позицию, пока Вы говорите
Думает после того, как оппонент закончит говорить, воспринимает все сообщение целиком
Ждет, когда Вы закончите, чтобы заговорить самому
Слушает, чтобы понять, что именно хочет сказать собеседник
У него бегающий взгляд, противоречивые жесты, закрытая поза, негативная мимика
Смотрит собеседнику в глаза, кивает, поддерживает мимикой, жестами, словами («ага», «угу» и т. п.)
Заканчивает предложения за собеседником
Стремится получить дополнительную информацию
Теряет интерес, если речь не идет о нем самом
Сосредоточен на собеседнике, на его словах, интонациях, мимике, жестах. Замечает несоответствия
Редко задает вопросы
Часто задает вопросы
Сводит все, что Вы говорите, к своей точке зрения
Проявляет искренний интерес к тому, что говорит и может сказать собеседник
Техника
Поведенческие примеры
Эмоциональная поддержка, поощрение к дальнейшим высказываниям
Заинтересованное выражение лица, поза, междометия, фразы типа «Да ты что?!», «Не может быть!»
Выражение согласия
Кивание головой, слова «да-да», «ага», «угу»
«Вопрос-эхо»
— Я хочу подробнее узнать о тренингах Корпоративного университета. — О тренингах Корпоративного университета? Сейчас я Вам все о них расскажу!
Уточнение
— Меня не устраивают условия договора. — Что именно Вам не подходит?
Перефразирование
— Я хочу записаться на тренинг «Коммуникации руководителя», узнал про него из рассылки. Но вот только не знаю — может, мне все-таки пройти курс «Стили руководства»? Не подскажете, какой тренинг мне выбрать? А вообще, не могли бы Вы скинуть информацию по всем тренингам мне по e-mail? — Правильно ли я Вас понял, что Вы выбираете для себя наиболее оптимальную программу обучения и хотите изучить каталог тренинговых программ?
Резюмирование (подведение кратких итогов)
— Я хотел бы пройти программы «Коммуникации руководителя» и «Стили руководства» для того, чтобы структурировать и обогатить свои знания в области менеджмента. — Да, эти тренинги помогут систематизировать и углубить знания в области менеджмента
Глава 3. Рекомендации по преодолению коммуникационных барьеров
Поскольку конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации следует придерживаться следующих психологических правил:
1. Помнить, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки.
2. Придерживаться многоальтернативного подхода и, настаивая на своем предложении, не отвергать предложение партнера, задав себе вопрос: "Разве я никогда не ошибаюсь?" Постараться взять оба предложения и посмотреть, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом.
3. Осознать значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос: "Что будет, если выход не будет найден?" Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.
4. В случае обоюдного раздражения и агрессии необходимо снизить внутреннее напряжение, "выпустить пар", избегать констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.
5. Ориентироваться на положительное, лучшее в человеке. Это обязывает и его быть лучше.
6. Предложить собеседнику встать на ваше место. Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.
7. Не преувеличивать свои заслуги и не демонстрировать знаки превосходства.
8. Не обвинять и не приписывать только партнеру ответственность за возникшую ситуацию.
9. Независимо от результатов разрешения противоречий стараться не разрушить отношения.
Рекомендации для успешной передачи информации:
• структурировать, логически выстроить информацию;
• обратить внимание на эмоциональное состояние;
• настроить партнера на прием информации;
• говорить четко и аргументированно;
• интонационно выделить наиболее важные моменты;
• попросить повторить информацию и скорректировать ошибки.
Рекомендации для успешного приема сообщения:
• настроиться и внимательно выслушать сообщение;
• структурировать информацию при приеме;
• повторить услышанное, чтобы передающий скорректировал информацию;
• записать информацию.
Заключение
В заключение, основные барьеры в коммуникации играют важную роль в нашей повседневной жизни, влияя на качество наших отношений, эффективность нашей работы и наше общее благополучие. Изучение этих барьеров и разработка навыков и стратегий их преодоления являются необходимыми шагами для улучшения нашего общения с окружающими и достижения гармонии во всех сферах жизни.
Понимание причин возникновения барьеров в общении, осознание их влияния на наши отношения и умение эффективно преодолевать эти препятствия не только развивает наши навыки общения, но также способствует улучшению самосознания, самооценки и интеллектуального развития.
Тема "основные барьеры в коммуникации" остается актуальной и востребованной в современном обществе, поскольку способность эффективно общаться с другими людьми является ключевым элементом успешной социализации, профессионального роста и личного развития. Поэтому важно уделить должное внимание изучению этой темы и постоянно совершенствовать свои навыки коммуникации для достижения гармонии и понимания в наших отношениях с окружающими.
Список литературы
Деловое общение. Деловой этикет:
Учеб.пособие
для студентов вузов / Автор-составитель
И.Н.Кузнецов
.-
М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб: Знание, 2001.
Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2003.
Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент. – Москва: «ИНФРА-М», 2008.
Леонтьев Д. Психология свободы: к постановке проблемы
самодетерминации
личности // Психологический журнал, 2000, т. 21, 1
Морозов А. Психология влияния СПб.: Питер, 2000.
Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. К., 1990
Поваренков
Ю. Психологическое содержание профессионального становления человека М.: УРАО, 2002.
Реан
А. Социальная педагогическая психология СПб.: Питер, 2000.