"Основные этапы начального обучения игре на балалайке" | Медведев Ярослав Андреевич. Работа №324320
Начальный период обучения игре на балалайке – важный этап, так как с одной стороны – маленький ученик горит желанием начать играть на инструменте и видеть свой результат, а с другой для достижения цели необходимы время, усердие, трудолюбие, способности.
Первый этап обучения – один из самых основных и важных этапов для становления маленького музыканта. Ведь именно первые впечатления от соприкосновения с музыкой часто становятся решающими, и оказывают сильное влияние на последующее музыкальное развитие музыканта.
Эстетическое и художественное воспитание ребёнка справедливо считается ответственным и сложным делом, требующим от преподавателя специальных данных и соответствующих знаний. И в это время возникают задачи внимательного изучения и тактичного воздействия на эмоциональную сферу ученика.
Поддерживать и воспитывать интерес ребенка к русскому народному инструменту – балалайке, а также к народной музыке, преодолению возникающих на пути трудностей, задача сложная, многоплановая и может быть решена только при максимальной самоотдаче педагога.
Необходимо отметить, чем младше ученик, тем она ответственнее эта работа и сложнее.
Цель урока – Формирование у учащегося представлений о свободе и координации рук, для выработки основ звукоизвлечения и культуры звука.
Основные задачи на начальном этапе:
1) процесс обучения необходимо сделать интересным и доступным;
2) адаптировать ребёнка к инструменту;
3) познакомить ребёнка с основными приемами игры на балалайке, а именно (пиццикато большим пальцем, арпеджиато, вибрато, бряцание) с помощью комплекса простых и доступных детскому восприятию упражнений;
4) организовать моторно-двигательную деятельность и воспитывать её как неотъемлемую часть эмоционально-образной и слуховой сферы.
Особое внимание следует уделять начальному периоду обучения, связанному с формированием постановочных элементов в детском возрасте.
Практика музыкального обучения показывает, что самым серьёзным препятствием в развитии юного музыканта-исполнителя являются мышечные спазмы и зажимы. Исходя из этого заключения, двигательный процесс необходимо строить на базе полного взаимодействия – максимальной координации всех частей корпуса и рук, рук и плечевого пояса, плечевого пояса и головы, верхней и нижней частей корпуса.
Все действия ребенка в повседневной жизни, а именно: манера сидеть, двигать руками и пальцами – отличаются от тех двигательных действий, с которыми ему приходится сталкиваться при игре на инструменте, поэтому очень важно подготовить обучающегося к новым, необычным для него ощущениям и движениям, возникающим при контакте с инструментом.
Игра «зажатых» музыкантов характеризуется следующими показателями:
1) сила давления пальцев на гриф возрастает при увеличении громкости, и наоборот;
2) при нерациональных движениях правой и левой рук (технические трудности в одной руке вызывают мышечные напряжения в другой).
Причинами, вызывающими мышечное напряжение у музыканта, являются следующие факторы:
1) фактурная сложность произведения, превышающая возможность играющего преодолеть её;
2) использование при игре в медленном темпе большого замаха пальцев, который не употребляется в быстром темпе;
3) отсутствие навыков сбрасывания мышечных напряжений во время исполнения эмоционально насыщенных произведений.
Способ преодоления мышечных зажимов – это постоянный контроль над ними и моментальное их сбрасывание при игре.
Внешне хорошее исполнение выглядит так, как будто происходит безо всяких усилий. Музыкально – исполнительские успехи учащихся в значительной степени зависят от того, как быстро он овладеет рациональной постановкой и освободиться от лишнего мышечного напряжения. Чувствовать расслабления и напряжения мышц следует научить ребёнка с первых шагов занятий. Ещё до первого прикосновения к струнам необходимо уделить несколько минут гимнастике.
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все эти упражнения помогут формировать у ребёнка представления о свободе рук, развитие координации, чувствительности пальцев, растяжки и моторики, развитии ощущения веса руки, контакта кончиков пальцев со струной, формирование основ звукоизвлечения и культуры звука
«ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА БАЛАЛАЙКЕ»
Начальный период обучения игре на балалайке – важный этап, так как с одной стороны – маленький ученик горит желанием начать играть на инструменте и видеть свой результат, а с другой для достижения цели необходимы время, усердие, трудолюбие, способности.
Первый этап обучения – один из самых основных и важных этапов для становления маленького музыканта. Ведь именно первые впечатления от соприкосновения с музыкой часто становятся решающими, и оказывают сильное влияние на последующее музыкальное развитие музыканта.
Эстетическое и художественное воспитание ребёнка справедливо считается ответственным и сложным делом, требующим от преподавателя специальных данных и соответствующих знаний. И в это время возникают задачи внимательного изучения и тактичного воздействия на эмоциональную сферу ученика.
Поддерживать и воспитывать интерес ребенка к русскому народному инструменту – балалайке, а также к народной музыке, преодолению возникающих на пути трудностей, задача сложная, многоплановая и может быть решена только при максимальной самоотдаче педагога.
Необходимо отметить, чем младше ученик, тем она ответственнее эта работа и сложнее.
Цель урока – Формирование у учащегося представлений о свободе и координации рук, для выработки основ звукоизвлечения и культуры звука.
Основные задачи на начальном этапе:
1) процесс обучения необходимо сделать интересным и доступным;
2) адаптировать ребёнка к инструменту;
3) познакомить ребёнка с основными приемами игры на балалайке, а именно (пиццикато большим пальцем, арпеджиато, вибрато, бряцание) с помощью комплекса простых и доступных детскому восприятию упражнений;
4) организовать моторно-двигательную деятельность и воспитывать её как неотъемлемую часть эмоционально-образной и слуховой сферы.
Особое внимание следует уделять начальному периоду обучения, связанному с формированием постановочных элементов в детском возрасте.
Практика музыкального обучения показывает, что самым серьёзным препятствием в развитии юного музыканта-исполнителя являются мышечные спазмы и зажимы. Исходя из этого заключения, двигательный процесс необходимо строить на базе полного взаимодействия – максимальной координации всех частей корпуса и рук, рук и плечевого пояса, плечевого пояса и головы, верхней и нижней частей корпуса.
Все действия ребенка в повседневной жизни, а именно: манера сидеть, двигать руками и пальцами – отличаются от тех двигательных действий, с которыми ему приходится сталкиваться при игре на инструменте, поэтому очень важно подготовить обучающегося к новым, необычным для него ощущениям и движениям, возникающим при контакте с инструментом.
Игра «зажатых» музыкантов характеризуется следующими показателями:
1) сила давления пальцев на гриф возрастает при увеличении громкости, и наоборот;
2) при нерациональных движениях правой и левой рук (технические трудности в одной руке вызывают мышечные напряжения в другой).
Причинами, вызывающими мышечное напряжение у музыканта, являются следующие факторы:
1) фактурная сложность произведения, превышающая возможность играющего преодолеть её;
2) использование при игре в медленном темпе большого замаха пальцев, который не употребляется в быстром темпе;
3) отсутствие навыков сбрасывания мышечных напряжений во время исполнения эмоционально насыщенных произведений.
Способ преодоления мышечных зажимов – это постоянный контроль над ними и моментальное их сбрасывание при игре.
Внешне хорошее исполнение выглядит так, как будто происходит безо всяких усилий. Музыкально – исполнительские успехи учащихся в значительной степени зависят от того, как быстро он овладеет рациональной постановкой и освободиться от лишнего мышечного напряжения. Чувствовать расслабления и напряжения мышц следует научить ребёнка с первых шагов занятий. Ещё до первого прикосновения к струнам необходимо уделить несколько минут гимнастике.
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все эти упражнения помогут формировать у ребёнка представления о свободе рук, развитие координации, чувствительности пальцев, растяжки и моторики, развитии ощущения веса руки, контакта кончиков пальцев со струной, формирование основ звукоизвлечения и культуры звука.