Основные финансовые мошенничества: как не стать жертвой | Кухнин Данил Юрьевич. Работа №346132. Номер работы: №346132
Аннотация. В условиях быстроменяющейся экономики и развития технологий финансовые мошенничества становятся все более изощренными и распространенными. Особенно уязвимыми являются подростки, которые могут недооценивать риски, связанные с финансовыми транзакциями и интернетом. Данная статья направлена на информирование педагогов дополнительного образования о различных формах финансовых мошенничеств, механизмах их реализации и стратегиях защиты от них. Понимание этих аспектов повысит финансовую грамотность школьников и поможет им избежать нежелательных последствий.
Ключевые слова: финансовые мошенничества, финансовая грамотность, педагог дополнительного образования, защита от мошенничества, школьники, интернет-безопасность.
ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ МОШЕННИЧЕСТВА: КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ
Кухнин Данил Юрьевич, педагог дополнительного образования
ЧОУ ОО МШСО, г. Санкт-Петербург
Аннотация. В условиях быстроменяющейся экономики и развития технологий финансовые мошенничества становятся все более изощренными и распространенными. Особенно уязвимыми являются подростки, которые могут недооценивать риски, связанные с финансовыми транзакциями и интернетом. Данная статья направлена на информирование педагогов дополнительного образования о различных формах финансовых мошенничеств, механизмах их реализации и стратегиях защиты от них. Понимание этих аспектов повысит финансовую грамотность школьников и поможет им избежать нежелательных последствий.
Ключевые слова: финансовые мошенничества, финансовая грамотность, педагог дополнительного образования, защита от мошенничества, школьники, интернет-безопасность.
Финансовые мошенничества не являются чем-то новым, однако с каждым годом они принимают все более сложные формы благодаря развитию технологий. Подростки, как группа, стоящая на пороге взрослой жизни, часто становятся жертвами различных схем обмана. Важно обучить их не только основам финансовой грамотности, но и методам защиты от мошеннических действий. В этом контексте роль педагога дополнительного образования играет ключевую роль. Понимание механизмов мошенничества и способов их предотвращения не только обеспечит безопасность школьников, но и поможет им развивать критическое мышление и ответственность.
Финансовое мошенничество — это действия, направленные на получение неправомерной выгоды в финансовой сфере с использованием обмана или манипуляций. Эти действия могут включать в себя различные схемы, такие как:
Кредитные мошенничества;
Мошенничества с банковскими картами;
Лживые интернет-магазины;
Пирамидные схемы;
Фишинг и другое.
Кредитные мошенничества. Эти виды мошенничеств часто связаны с использованием подложных документов для получения кредитов. Мошенники могут использовать личную информацию других людей для обмана банков и финансовых учреждений.
Мошенничества с банковскими картами. Злоумышленники используют различные способы получения информации о банковских картах, в том числе с помощью специального оборудования (скиммеров) или через интернет. Подростки, не понимающие рисков, связанных с использованием карт, могут стать жертвами таких схем.
Виды финансовых мошенничеств
Лживые интернет-магазины. С развитием интернет-торговли возрастает и количество мошеннических сайтов, которые предлагают товары по сильно заниженным ценам. Пользуясь доверием покупателей, они могут запрашивать предоплату, но в конечном итоге не доставляют товар.
Пирамидные схемы. Пирамидные схемы работают на принципе привлечения новых инвесторов для выплаты вознаграждений прежним участникам. Такие схемы способны быстро обманывать много людей, однако рано или поздно они прекращают свою деятельность, оставляя многих без средств.
Фишинг. Фишинг — это способ обмана, при котором мошенники создают фальшивые веб-сайты или рассылают поддельные электронные письма, чтобы заполучить личные данные, пароли и другую конфиденциальную информацию.
Почему школьники становятся жертвами мошенничества
Недостаток знаний. Основной причиной, по которой школьники становятся жертвами финансовых мошенничеств, является недостаток знаний о безопасности в финансовой сфере. Часто подростки доверяют интернету и оказываются не готовыми к возможным рискам.
Влияние сверстников. Друзья и социальные круги могут оказывать значительное влияние на решения подростков. Если кто-то из окружения начал зарабатывать деньги через неопределенные схемы, это может стать привлекательным примером для подражания.
Технологическая зависимость. Современные подростки тесно связаны с интернетом и мобильными устройствами, что делает их более уязвимыми к манипуляциям со стороны мошенников. Они могут не осознавать потенциальные риски, связанные с поведением в сети.
Как педагоги могут помочь предотвратить финансовые мошенничества?
Обучение финансовой грамотности. Педагоги дополнительного образования могут разработать курсы и мастер-классы по финансовой грамотности, где школьники смогут узнать о различных видах финансовых мошенничеств, их механизмах и способах защиты. Программа может включать:
Освещение тем, связанных с получением и использованием личных данных;
Объяснение принципов работы банковских систем и кредитов;
Рассказы о реальных случаях мошенничества и их последствиях.
Интерактивные методы обучения. Использование интерактивных методов обучения, таких как ролевые игры, обсуждения и групповые проекты, может сделать процесс более увлекательным и запоминающимся. Это не только повысит интерес школьников к теме, но и поможет им лучше усвоить материал.
Проведение семинаров и лекций. Приглашение специалистов, работающих в финансовых учреждениях или правоохранительных органах, может дать школьникам возможность услышать реальные истории и задать интересующие их вопросы. Это поможет создать более реальное представление о финансовых мошенничествах и способах их предотвращения.
Поддержка со стороны родителей. Вовлечение родителей в процесс обучения также играет важную роль. Педагоги могут рекомендовать родителям проводить беседы с детьми о финансах и мошенничестве, делая акцент на доверительном общении и открытых вопросах.
Финансовые мошенничества — это серьезная угроза, особенно для подростков, которые находятся на пути к финансовой независимости. Образование и осведомленность являются ключевыми инструментами в борьбе с мошенничеством. Педагоги дополнительного образования могут сыграть важную роль в подготовке молодежи к взрослой жизни, обучая их основам финансовой безопасности и грамотности. В конце концов, осознанное и обдуманное отношение к финансам поможет не только защитить себя, но и стать ответственными гражданами, способными принимать здравые решения.
Список литературы
Емельянова София Андреевна, Скрябина Алина Константиновна Обучение финансовой грамотности молодого поколения. финансовая грамотность - обязательное условие общей культуры молодежи // Вопросы российской юстиции. 2022. №19. URL:
https://cyberleninka.ru/article
/n/obuchenie-finansovoy-gramotnosti-molodogo-pokoleniya-finansovaya-gramotnost-obyazatelnoe-uslovie-obschey-kultury-molodezhi
Лаврентьева Лариса Викторовна, Емельяненко Анна Александровна, Иванова Людмила Валерьевна Эффективность исследовательской деятельности студентов и школьников при изучении финансовой грамотности // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №79-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/
effektivnost-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-i-shkolnikov-pri-izuchenii-finansovoy-gramotnosti.
Рутковская Е.Л. Факторы формирования финансовой грамотности школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. №2 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-formirovaniya-finansovoy-gramotnosti-shkolnikov.