Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей старшеклассников | Чижикова Яна Валентиновна. Работа №342989
Аннотация. В статье рассматриваются основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей у старшеклассников. Описываются подходы, направленные на развитие у учащихся нравственных ориентиров, духовных и культурных ценностей, которые помогают им осознанно воспринимать окружающий мир и принимать ответственные решения. Приводятся примеры воспитательных мероприятий, способствующих духовному развитию старшеклассников.
Ключевые слова: духовные ценности, воспитание, старшеклассники, нравственность, культура, воспитательные мероприятия.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Чижикова Яна Валентиновна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ Херсонской области «Крестовская школа Чаплынского муниципального округа»
Аннотация. В статье рассматриваются основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей у старшеклассников. Описываются подходы, направленные на развитие у учащихся нравственных ориентиров, духовных и культурных ценностей, которые помогают им осознанно воспринимать окружающий мир и принимать ответственные решения. Приводятся примеры воспитательных мероприятий, способствующих духовному развитию старшеклассников.
Ключевые слова: духовные ценности, воспитание, старшеклассники, нравственность, культура, воспитательные мероприятия.
Формирование духовных ценностей у старшеклассников является важной частью воспитательного процесса в школе, так как именно в этот период активно формируются мировоззрение, моральные установки и жизненные ориентиры подростков. Духовные ценности, такие как доброта, честность, справедливость, уважение к другим людям и окружающему миру, помогают старшеклассникам стать ответственными и осознанными членами общества. Воспитание таких качеств требует использования разнообразных форм и методов, направленных на развитие у школьников нравственных ориентиров и понимания важности духовных основ.
Одной из ключевых форм воспитания духовных ценностей является классный час, посвящённый обсуждению нравственных и духовных вопросов. На таких занятиях учитель может предлагать старшеклассникам обсуждать различные жизненные ситуации, в которых затрагиваются моральные дилеммы и духовные ценности. Например, можно провести классный час на тему «Что такое настоящая дружба?», где учащиеся будут обсуждать, какие качества делают человека хорошим другом, и какова роль честности и доверия в отношениях. Такой подход помогает старшеклассникам осознать важность моральных качеств в их повседневной жизни и взаимодействиях с окружающими.
Дискуссии и дебаты по этическим вопросам также являются эффективным методом формирования духовных ценностей у старшеклассников. Учитель может предложить учащимся обсудить такие темы, как справедливость, честность, уважение к другим культурам и вероисповеданиям, или же рассмотреть случаи, связанные с моральным выбором. Например, можно организовать дебаты на тему «Можно ли всегда быть честным?», где ученики будут приводить аргументы за и против, опираясь на примеры из жизни, литературы или истории. Такие обсуждения помогают учащимся глубже понять духовные аспекты жизни, развивают их умение аргументировать свою позицию и слушать мнения других.
Тематические проекты, направленные на изучение культурных и религиозных традиций, также способствуют воспитанию духовных ценностей у старшеклассников. Например, можно предложить учащимся создать проект на тему «Культурные традиции народов мира», где они будут изучать обычаи, праздники и религиозные обряды разных народов. Это поможет старшеклассникам понять многообразие культурного наследия, развить уважение к различным мировоззрениям и научиться ценить духовные основы других народов. Важно, чтобы в процессе выполнения таких проектов учащиеся не просто изучали информацию, но и размышляли о её значении для их собственного духовного развития.
Волонтёрская деятельность является одной из форм воспитания, которая помогает старшеклассникам осознавать ценность помощи другим людям, развивает у них такие качества, как сострадание, милосердие и готовность прийти на помощь. Участие в волонтёрских акциях, таких как помощь в домах престарелых, сбор средств для благотворительности или организация экологических мероприятий, способствует формированию у старшеклассников чувства ответственности за других людей и окружающий мир. Например, можно организовать волонтёрский проект «Забота о старшем поколении», где учащиеся будут помогать одиноким пожилым людям или ветеранам. Волонтёрская деятельность учит школьников понимать важность духовных и нравственных качеств в их повседневной жизни.
Чтение и обсуждение литературных произведений духовной направленности также является важным методом воспитания духовных ценностей у старшеклассников. Учитель может предложить учащимся прочитать и обсудить произведения, где затрагиваются такие темы, как добро и зло, справедливость, нравственные выборы. Например, произведения Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.И. Солженицына поднимают глубокие философские и нравственные вопросы, которые могут стать основой для обсуждения на уроках. Важно не только прочитать текст, но и обсудить его с учащимися, задавая вопросы: «Что значит быть духовно богатым человеком?», «Какие нравственные качества выделяет автор как главные?» Такие обсуждения помогают старшеклассникам задуматься о духовных ценностях и их роли в жизни.
Организация школьных праздников и мероприятий, посвящённых духовным и культурным традициям, также способствует воспитанию духовных ценностей. Например, можно провести праздник, посвящённый Дню православной книги, или организовать выставку, где учащиеся представят произведения искусства, отражающие духовные традиции разных культур. Такие мероприятия помогают старшеклассникам осознать значимость духовного и культурного наследия, развивают их интерес к изучению культурных и религиозных ценностей.
Экскурсии в музеи и храмы также являются важной формой воспитательной работы. Посещение исторических и культурных мест, связанных с духовным наследием страны, помогает школьникам лучше понять духовные основы общества. Например, экскурсия в музей, посвящённый истории религии, может стать основой для обсуждения роли духовности в жизни человека и общества. Важно, чтобы такие экскурсии сопровождались обсуждением и анализом увиденного, что способствует глубокому осмыслению учащимися духовных ценностей.
Беседы с духовными и общественными деятелями также могут стать важной частью воспитательной работы. Учитель может пригласить в школу представителей духовенства, культурных или общественных деятелей, которые поделятся с учащимися своими взглядами на духовные ценности, расскажут о том, как они помогают людям в повседневной жизни.
В заключение следует отметить, что воспитание духовных ценностей у старшеклассников требует использования различных форм и методов работы, направленных на развитие у учащихся нравственных ориентиров, уважения к культуре и традициям, а также осознания значимости духовных основ в жизни человека. Классные часы, дискуссии, тематические проекты, волонтёрская деятельность, чтение духовной литературы и организация школьных мероприятий — всё это способствует формированию у старшеклассников духовных ценностей и помогает им стать ответственными и осознанными членами общества.
Список литературы
Алимсаидова
, С. А. Воспитание духовности у старшеклассников через уроки литературы интегрированного типа / С. А.
Алимсаидова
. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3.1 (107.1). — С. 6-7.
Сотникова, Е. В. Пути и стратегии укрепления традиционных духовных ценностей у молодёжи / Е. В. Сотникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 72-75.