Основные концепции и принципы психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ в ДОУ | Лебедева Марина Алексеевна. Работа №352090
Поддержка детей с ограниченными возможностями в детском саду — не просто помощь, а целая система работы специалистов, она должна быть постоянной и долгой, учитывать особенности каждого ребёнка и помогать ему становиться лучше, включает в себя защиту прав детей и заботу об их здоровье, помогает детям учиться и развиваться в детском саду, быть уверенными и счастливыми.
Основные концепции и принципы психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ в ДОУ
В самом общем смысле сопровождение можно определить, как помощь ребёнку в преодолении возникающих трудностей, поиск путей решения актуальных проблем, возникающих в процессе обучения, как непрерывный процесс изучения, формирования и создания условий для принятия ребенком оптимальных решений в различных жизненных ситуациях, который обеспечивается совместной работой специалистов различных областей.
Ключевые характеристики сопровождения, особенно в контексте поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, включают в себя его непрерывность, долгосрочность, деликатность, погружение в реальную ситуацию ребенка, уникальность отношений между участниками, приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта («педагогика успеха») и право субъекта самостоятельно делать выбор.
Основополагающим понятием можно считать идею О. С. Газмана, автора технологии индивидуального (персонализированного) воспитания, который показал в своих работах, что педагогическая поддержка и сопровождение развития личности — это не просто совокупность различных методов коррекционно-развивающей работы, а комплексная система, особая культура поддержки и помощи человеку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
В целом, сопровождение ребёнка или группы детей с ограниченными возможностями адаптации в образовательном процессе, как одно из ключевых направлений деятельности инклюзивного образовательного учреждения, можно определить, как систему профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка в условиях взаимодействия детского коллектива.
Понятие «сопровождение» следует рассматривать не только в контексте детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью, но и в отношении других субъектов инклюзивного образовательного пространства — других детей в группе, их родителей, а также членов педагогического коллектива, реализующего инклюзивное образование.
В первую очередь, содержание сопровождения должно быть направлено на защиту прав детей, в том числе в части сохранения их «позитивного здоровья», которое может быть нарушено из-за перегрузок образовательных программ, несоответствия образовательной среды потенциальным возможностям детей, эмоциональных перегрузок и эмоционального насилия.
Таким образом, понятие «защита» должно быть направлено на отдельного ребёнка или группу детей, которые по ряду причин имеют ограниченные возможности адаптации к образовательной среде, понимаемой в широком смысле. В любом случае, речь идёт о создании сбалансированной (с точки зрения соотношения потенциальных возможностей ребёнка, оптимальности его развития, обучения и воспитания и образовательных воздействий) системы «ребёнок — образовательная среда».
Понятие «сопровождение» тесно связано как с сохранением позитивного здоровья, так и с пониманием сопровождения как текущей (динамической) оценки адаптации ребёнка в образовательной среде, с одной стороны, и поддержанием оптимальной адаптации ребёнка в этой среде — с другой.
Как уже отмечалось, понимание задач сопровождения должно исходить из общей гуманистической цели образования, которая формулируется как:
«Максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности ребёнка, содействие его полноценному развитию в личностном и познавательном плане, создание условий для полного и максимально эффективного проявления положительных сторон его индивидуальности, условий для максимально возможной и эффективной амплификации (обогащения) им образовательных воздействий».
В ситуации, когда в образовательном процессе увеличивается нагрузка на ребёнка (неважно, эмоциональная — в плане воспитательных и «излишне» мотивационных воздействий или непосредственно когнитивная), субъекты образовательного процесса явно не стремятся «перегрузить» ребёнка, а планируют более высокую подготовленность, воспитанность и т. п. в соответствии с существующими федеральными стандартами. Отсутствие чётких и понятных для педагогов критериев максимальной, но в то же время оптимальной нагрузки требует от других «вспомогательных» субъектов образования контроля состояния ребёнка с целью оптимизации воздействий со стороны образовательной среды и «уравнивания» этих воздействий с ограниченными возможностями ребёнка.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение как реализация защиты прав ребёнка (в широком смысле) и реализация индивидуальной образовательной программы в данном случае должно осуществляться как адаптация образовательных и других социально-психологических нагрузок, которые, с одной стороны, должны быть максимально оптимальными и достаточными для всестороннего полноценного развития ребёнка и освоения им образовательных воздействий в достаточном объёме, а с другой — не выходить за пределы его индивидуальных возможностей, чтобы не допустить образовательной и социальной дезадаптации.
Рассматривая любого ребёнка с ограниченными возможностями адаптации как основного субъекта инклюзивной образовательной среды, можно конкретизировать цели и задачи сопровождения:
— Непрерывное поддержание всеми специалистами — субъектами образовательного процесса — равновесия между реальными возможностями ребёнка по амплификации образовательных воздействий (определяемыми, в первую очередь, закономерностями индивидуального развития ребёнка) и объёмом, динамическими показателями этих образовательных воздействий со стороны педагогов, родителей и других субъектов образовательного процесса.
Подводя итог, можно выделить как минимум два основных подхода к определению понятия «сопровождение» и его содержания в контексте психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, которые включены в инклюзивное пространство.
Первый подход основан на идее создания образовательной среды, которая учитывает индивидуальные особенности и потенциал каждого ребёнка. Это предполагает создание условий, способствующих максимально успешному обучению и развитию конкретного ребёнка в соответствии с возрастными нормами и основными этапами развития. При этом учитываются возрастные особенности и потребности ребёнка, а также его цели и ценности.
Второй подход подразумевает поддержку ребёнка в процессе обучения и развития. Основная задача — обеспечить оптимальные условия для раскрытия его потенциала и успешности образовательных воздействий. Важно не допустить дезадаптации ребёнка, которая может помешать его развитию.