Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Основные методические установки в игре на арфе | Малышева Елена Николаевна . Работа №299108

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Малышева Елена Николаевна
Главной целью современной музыкальной педагогики считается выявление в процессе обучения яркой индивидуальности и воспитание самостоятельной творческой личности. Этой цели посвящены учебные программы и методические установки последних лет.

В немногих публикациях, посвящённых обучению арфистов, Н.Г.Парфёнова, М.П.Мчеделова, М.А.Рубина, К.А.Эрдели, В.Г.Дуловой, К.К.Сараджевой и Н.Н.Покровской даются правила постановки и звукоизвлечения, основанные на методе профессора A.И.Слепушкина, принятому в русской школе игры на арфе.

Для воплощения исполнительского замысла арфисту необходимо владеть определенным технологическим комплексом. В него входят такие компоненты, как посадка за инструментом, позиция рук и звукоизвлечение, организация движений, аппликатурные принципы и педальная техника.

Великая русская арфистка В.Г.Дулова в своей книге «Искусство игры на арфе» писала: «Только на базе настоящей школы может идти речь о выполнении высоких художественных задач».

В настоящий момент метод В.Г.Дуловой, является основой обучения в ДШИ. В процессе обучения педагог должен учитывать физиологию процесса, психологию учащегося, процессы освоения нотного материала и создания художественной интерпретации. Естественность и целесообразность – главные принципы в работе педагога.

 

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ

АДМИНИСТРАЦИИ РАМЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1 г. РАМЕНСКОЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Основные методические установки в игре на арфе»

Методическое сообщение

преподавателя Раменской ДШИ №1

Малышевой Елены Николаевны

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Раменское

2021

Главной целью современной музыкальной педагогики считается выявление в процессе обучения яркой индивидуальности и воспитание самостоятельной творческой личности. Этой цели посвящены учебные программы и методические установки последних лет.

В немногих публикациях, посвящённых обучению арфистов, Н.Г.Парфёнова, М.П.Мчеделова, М.А.Рубина, К.А.Эрдели, В.Г.Дуловой, К.К.Сараджевой и Н.Н.Покровской даются правила постановки и звукоизвлечения, основанные на методе профессора A.И.Слепушкина, принятому в русской школе игры на арфе.

Для воплощения исполнительского замысла арфисту необходимо владеть определенным технологическим комплексом. В него входят такие компоненты, как посадка за инструментом, позиция рук и звукоизвлечение, организация движений, аппликатурные принципы и педальная техника.

Великая русская арфистка В.Г.Дулова в своей книге «Искусство игры на арфе» писала: «Только на базе настоящей школы может идти речь о выполнении высоких художественных задач».

В настоящий момент метод В.Г.Дуловой, является основой обучения в ДШИ. В процессе обучения педагог должен учитывать физиологию процесса, психологию учащегося, процессы освоения нотного материала и создания художественной интерпретации. Естественность и целесообразность – главные принципы в работе педагога.

 

Посадка за инструментом.

В вопросе о правилах посадки можно выделить положение корпуса, рук, инструмента и ног. Рекомендуется сидеть за арфой прямо, на краю стула, при этом обращать особое внимание на свободное положение ног, которое помогает сохранять равновесие. Опора арфы на колени исполнителя обеспечивает свободу движений и грацию, равновесие инструмента помогает достичь естественности посадки. Большую роль играет выбор стула, на протяжении всего процесса обучения его высота может варьироваться, в зависимости от роста исполнителя. Голову следует держать прямо. Плечи и руки должны сохранять свободу. Ноги должны находиться на полу около педалей или на педалях.

 

Положение рук

Основная позиция рук: предплечье – в горизонтальном положении, локоть на одном уровне с запястьем, плечи свободные. Одна из особенностей игры на арфе состоит в том, что руки не имеют достаточной опоры. Для того, чтобы правая рука не испытывала особых затруднений, точкой опоры ей должна служить верхняя часть резонаторной коробки (деки). В верхнем регистре рука прикасается к деке нижним суставом большого пальца.

Для правильного положения руки («довёрнутого») нужно, чтобы две трети запястья опирались на деку. Но при чрезмерно «довёрнутой» руке с вытянутыми пальцами возникает их неправильное позиционное положение на струнах. Нельзя допускать, чтобы всё запястье опиралось на деку. Это приводит к «открытой» руке, пальцы отдаляются от струн, захватывают их меньшим количеством мякоти на «подушечках», движение пальцев «в ладонь» (артикуляция) делается невозможной. Запястье должно очень свободно прикасаться к деке, не нажимая на неё, и легко скользить вместе с локтем при восходящем и нисходящем движении, помогая всей кисти и пальцам.

Пальцы находятся на середине струны, так как это положение даёт наиболее яркое звучание.

Левая рука помещается на струнах немного ниже правой. Левая рука обычно не имеет точки опоры на деке.

 

Положение пальцев на струнах.

Определенный способ постановки пальцев на струнах придает движениям пальцев силу и легкость исполнению – живость и чистоту. Глубина постановки пальцев на струнах влияет на извлечение звука хорошего качества, обеспечивает стабильность исполнения.

Для развития артикуляции пальцев, рекомендуется начинать постановку со второго пальца.

Слегка согнуть второй палец и поставить его на струну таким образом, чтобы к ней прикасалось около одной трети мякоти верхнего сустава. Затем, оставляя в той же позиции второй палец, медленно приблизить первый и поставить его на струну, не сгибая в суставе, но и не вытягивая, под углом ко второму. На струне будет около одной трети «подушечки» первого пальца. Третий палец ставится чуть ниже второго (в такой же позиции, как и второй) и за ним четвёртый ниже третьего. Концы пальцев находятся на струне почти на одной линии, второй, третий пальцы должны быть более округлёнными в суставах, чем четвёртый, который не следует сгибать в первом суставе, а держать несколько выпрямленным (вытянутым).

Нельзя, чтобы пальцы были чрезмерно согнутыми или неестественно прямыми. Пятый палец (мизинец) не участвует в игре на современных арфах, тем не менее от его положения зависит многое. Пятый палец не нужно оттопыривать, отводить в сторону от четвёртого, а также не рекомендуется прижимать его к ладони. Он должен свободно двигаться вместе c четвёртым, который постепенно приобретает самостоятельность.

Большую помощь оказывает пятый палец при игре аккордов широкого расположения: он делает четвёртый более сильным для захвата струны и затем, дублируя его, отыгрывает одновременно с ним в ладонь, что придаёт большую силу звуку. Не следует оттопыривать его или прижимать к ладони – это сковывает движения всей руки.

 

Звукоизвлечение.

Различие в направлении движения первого пальца и остальных во время отыгрывания является особенностью положения рук арфиста и их работы.

Второй, третий, четвертый пальцы, которые при отыгрывании производят параллельное между собой движение, по направлению в ладонь. Все движения пальцев должны быть очень интенсивными.

Особенно заметна зависимость звука и техники от строения кисти, ширины ладони, растяжки и длины пальцев. От природы все пальцы у человека разные, и у каждого человека разные по-своему; они отличаются по силе, ловкости и развитию. В исполнении же требуется ровность в звучании и в пассажах. Поэтому приходится много времени тратить на выравнивание возможностей всех пальцев на обеих руках. Надо объяснять и доказывать учащимся всех возрастов и любого уровня обучения на примере их собственных пальцев, в чём преимущества и недостатки каждого пальца, чего можно и чего нельзя требовать от каждого из них.

Первый палец играет по направлению «от себя», совершая эллипсообразное движение, вернувшись в первоначальное положение.

Организация движений двух частей ладони является важнейшим технологическим элементом арфовой техники.

Огромную роль играет также кистевое движение. При отыгрывании первым пальцем «от себя» совершается движение кисти по эллисообразной траектории «к себе».

Полнота и ровность вибрации, которая необходима для «красивого качества звука», достигается путем отыгрывания струны на небольшом расстоянии от деки.

Все подробности постановки пальцев направлены на достижение натурального чистого звука. На качество звука влияют также способ его извлечения и местоположение пальцев на струнах.

 

Педализация.

С самого начала обучения арфист должен привыкать к владению педалями.

Носок ступни ставится на нужную педаль, в это время стопа делает полукруглое движение внутрь. Движение должно быть плавным, нога должна быть неподвижной. Возможно самостоятельное заучивание движения ног. Необходим самоконтроль над синхронным движением рук и ног исполнителя.

Владение педалями должно быть точным, чтобы избежать призвуков.

 

Обучение игре на арфе- это сложный и многогранный процесс, неотъемлемой частью которого, являются методические принципы. На каждом этапе обучения следует уделять особое внимание технической стороне развития учащегося, которая дает исполнителю свободу и легкость движений, яркость исполнения и качество звучания. В процессе игры постоянно осуществляется взаимосвязь мышц спины, плеч, рук, кистей, пальцев. Неправильное положение или зажатость в одном из звеньев мгновенно отзывается в других и сказывается на свободе игры и качестве звучания. Преподаватель должен объяснять ученику эти связи и совместно находить решения технологических проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Дулова В.Г. Искусство игры на арфе //В.Г.Дулова.

2. Парфёнов Н.Г. Техника игры на арфе. Метод проф. А.И.Слепушкина //Н.Г.Парфёнов - М., 1927.

3. Парфёнов Н.Г. Школа игры на арфе /Н.Г.Парфёнов М.P.Mchedelov. - 1-oe i 2-oe izd. - М., 1960 i 1972 gg.

/ред. М.П.Мчеделов. - 1-ое и 2-ое изд. - М., 1960 и 1972 гг.

4. Рубин М.А. Методика обучения игре на арфе … М., 1973.

/М.А.Рубин. - М., 1973.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз