Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Основные методы работы на уроках академического вокала | Мой кабинет. Работа №350298

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Существует три основных метода воздействия на голос ученика: наглядный метод (показ, подражание), словесный метод (объяснение), подбор музыкального материала (упражнений, вокализов, репертуара). Остановимся подробно на подборе музыкального материала. При выборе музыкального материала руководствуюсь принципом постепенности и последовательности во владении мастерством. В соответствии с этим принципом упражнения, вокализы и художественный материал следует усложнять постепенно. Важна систематическая последовательность в обучении: от простого к сложному, от знакомого к незнакомому, от медленного к быстрому. На распевках, в первую очередь, мы вырабатываем чистоту интонации, легато, добиваемся свободы гортани, выравниваем гласные, а затем присоединяем к ним согласные.  

 

 

 

 

 

 

 

 

«Основные методы работы на уроках академического вокала»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Агафонова Ксения Павловна

МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина» г. Улан-Удэ

преподаватель хора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы вокального обучения строятся на общепринятых дидактических и специальных вокальных методах. Основными общедидактическими методами обучения являются: устное объяснение и демонстрация (показ). Основываясь на объективных научных данных, педагог должен на уроках сольного пения ставить четкие задачи при вокальной работе, давая конкретные указания, как их решать, чтобы ученик осознал, в чем состоит их сущность. При устном объяснении большую роль играют образные определения характера певческого звука. Применяются определения, связанные не только со слуховыми, но и со зрительными, осязательными, резонаторными, мышечными ощущениями.

 В процессе вокального развития ребёнку приходится преодолевать множество трудностей, и задача педагога в классе академического сольного пения — обеспечить условия максимально бережного развития голоса и его охраны. Решая эту задачу, следует учитывать богатый опыт прошлых лет:

1)не допускать форсированного пения и злоупотребления грудным резонированием, в процессе постановки детского голоса исходить из того, что ему свойственна двухрегистровость, и постепенно формировать микстовое звучание «сверху», отталкиваясь от фальцетного режима фонации;

2)  с самого начала занятий обеспечивать охрану детского голоса, работая над техникой (опорой звука на дыхание, высокой певческой позицией, правильной артикуляцией и т. д.), и развивать детский голос в удобной для каждого тесситуре, с аккуратным отношением к крайним звукам диапазона;

3)не включать или включать с осторожностью в детский репертуар драмматические произведения и оперные арии XIX — XX веков , например  ограничивать включение в  детский репертуар эмоционально насыщенных произведений  композиторов-романтиков и  веристов.

4)подбирать для каждого ребёнка произведения разных стилей и жанров, не выходя при этом за границы академического направления   (народные и современные песни сочетать с классическими произведениями);

5)при выборе произведений проводить анализ вокально-технических трудностей и анализ образной сферы (на предмет соответствия возможностям и интересам каждого ребёнка);

6)воспитывать в ребёнке-вокалисте всесторонне развитого и образованного музыканта;

7)  правильное  пение  достигается    постоянной  работой   над   вокальными упражнениями  и  произведениями в течение  определенного  времени.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: работа с  детскими  голосами  требует  особенного,  осторожного, индивидуального подхода  к  каждому ребенку и правильное применение основных методов в работе:

Концентрический метод: Основоположником русской вокальной школы считается русский композитор и вокальный педагог М. И.Глинка, который в своей вокальной практике с целью развития певческого голоса первый применил концентрический метод.

Фонетический метод: Этот метод используется и вокальном работе как один из способов на тот или мной тип регистрового звучания голоса.

Известно, что каждая фонема, слог или слово целостно организуют работу всего голосового аппарата в определенном направлении. Малейшие изменения артикуляционного уклада одной и тоже фонемы создают уже новые акустические и аэродинамические условия для работы голосовых складок, что сказывается на тембре голоса.

Составить общий план упражнений, целесообразный для всех голосов или даже однотипных, из-за индивидуальных различий обучающихся пению, очень трудно. Так как при индивидуальном обучении пению возможны варианты: если удобно петь на гласную «а», то можно начинать пение с него, при глубоком звучании голоса лучше петь на гласную «и», при плоском с «у». Поэтому в процессе пения вокальных упражнений гласные надо нивелировать, чтобы добиться ровности тембрового звучания голоса.

Специфика пропевания гласных заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембровой ровности звучания голоса. Округление гласных можно достигнуть через прекрытие звука во время пения, которое не следует путать затемнением. Прикрытие звука осуществляется за счет определенного положения надгортанника и влияет на задний уклад гласных, а самбрирование - на передний. Любой гласный звук можно спеть округло или плоско при одинаковом положении губ. Следовательно, округление и выравнивание гласных при пеним происходит не за счет губ, а за счет гортани, т.е. унифицируется не передний их уклад, а задний. При пении существенно изменяются размеры и объем ротоглоточной трубки: она удлиняется или укорачивается в зависимости от певческого положения гортани. Во время пения полости гортани должны расширяться тем самым, увеличивая объем ротовой полости за счет опускания нижней челюсти, дна рта и поднятия мягкого неба, что создает акустические возможности для округления гласных во время пения.

Гласных в русском языке десять, шесть из них прос тые - и, э, а, о, у, ы; четыре сложные - я (йа), е (йо), ю (йу), е (иэ).

Гласный «и» самый звонкий из всех гласных звуков. Его следует применять во время пения упражнений, когда следует настроить голос поющего на головное резонирование. При этом гласная помогает собрать и приблизить звук. Пение такого гласного применяют если у поющего глухое затемненное звучание голоса. В тоже время, при пенни «и» гортань поднимается, поэтому пение этого гласного близка к высокой певческой форманте, гласную «и» хорошо соединить с другой любой гласной для усиления форманты:

ощущение певческой опоры;

петь звукоряд вниз и вверх ровным по Тембру звуком (это значит сохранять одинаковый регистровый настрой, что возможно лишь в пределах небольшого по диапазону отрезка звукоряда и, конечно, при соблюдении одинаковой динамики). Например, можно пользоваться вокальными упражнениями с одной, двумя, тремя, четырех и пяти нотами;

без 

portamento

 и некрасивых

« подъездов

» прямо попадать в ноту, используя мягкую атаку звука. Это связано с тем, что современными исследованиями установлено, что момент возникновения звука в значительной мере определяет характер последующей работы голосовых складок, а также слуховое восприятие качества интонации и тембра голоса. Вот почему придается такое значение точности попадания голоса в ноту в момент атаки звука;

соблюдать последовательность заданий при построении вокальных упражнений: сначала упражнения строятся на одном звуке в пределах примарной зоны, затем на двух рядом расположенных, которые необходимо плавно соединять, следующий этап - тетрахорды как подготовка к скачкам с последующим

поступенным

заполнением, арпеджио и гаммы (интонирование большой секунды вверх и малой секунды вниз, которое считается самым трудным упражнением. Без сознательного управления регистровым механизмом здесь не обойтись, поэтому это упражнение следует давать более продвинутым ученикам). Для исполнения упражнений с двумя, с тремя нотами вверх следует объяснить поющему, что нижний звук надо сознательно облегчить, используя мягкую атаку и минимальную силу звука. В противном случае при постепенном повышении тона будет расти напряжение в голосе. То же самое происходит при интонировании восходящих скачков в мелодии. При пении упражнений сверху вниз следует рекомендовать поющему подсознательно брать более высокую позицию последующей ноты, чем позиция предыдущей, благодаря такому приему интонация голоса не съезжает и поющий с одинаковой силой направляет звук в «маску»;

нельзя допускать усталости, так как она кроме порчи голоса ничего не приносит.

В итоге внимательно петь четверть часа значительно эффективнее, чем четыре часа без него.

Таким образом, все положения, лежащие в основе концентрического метода, прямо или косвенно нацелены на управление работой голосовых складок в различных регистрах.

При использовании в вокальных упражнениях различных слогосочетаний надо учитывать степень трудности произношения согласных, которая зависит от места их образования. Следует помнить, что по мере удаления места их образования от губ к гортани они выстраиваются в следующую последовательность: звонкие - м, б, в, д, з, н, л, р, ж, г; глухие- п, ф, т, с, ц, ш, к, х.

Наиболее легкие из них полярные: м, г. Чем дальше по ряду от них к середине, тем артикуляция сложнее. Начинают принимать участие все более сложные сочетания работающих артикуляционных органов: зубы, корень языка (середина его или конец), мягкое небо.

При пении глухих согласных, где голос полностью выключен, следует обратить внимание поющего на тот момент, что они тянут голосовой аппарат к речевой, а не к певческой установке.

 Поэтому они требуют очень быстрого пропевания, как бы «спрессовано» окружающими гласными, чтобы гортань не успела отклониться от певческой позиции. Это будет экономить и расход дыхания (т.к. глухие согласные образуются без звука, лишь при утечке воздуха) и способствовать выработке кантилены. При вялой артикуляции произношение глухих согласных замедляется. В этом случае голосовая щель задерживается в разомкнутом положении более длительное время, появляется сип.

   

      Вот почему с самого начала вокальной работы необходимо добиваться активной артикуляции, но не допускать при этом чрезмерных напряжений и мышечных зажимов.

Поскольку первая и главная задача в вокальной работе - это научить тянуть звук, петь напевно, первые упражнения следует вокализировать с помощью чистых гласных, а для исправления каких- либо недостатков певческого голоса использовать различные слогосочетания.

   

 

 

 

 

  Литература:

1.Пустынникова Г.Н. Восстановление речевого и певческого голоса у  служителей  церкви. М.,2002.

2.Калинин С.С. Памяти А.В. Свешникова. Статьи .Воспоминания. М.: Музыка, 1998.

3.Гонтаренко Н.Б. Сольное  пение. Секреты  вокального  мастерства. М.,2007.

4.Сикур П.И. Воспою тебе. Вокальное пособие для  вокалистов,  руководителей  хоров. М., 2002.

5.Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального  воспитания. М., Музыка, 1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×