Основные методы работы с глиной | Мой кабинет. Работа №351027. Номер работы: №351027
Описание традиционных приемов работы с глиной
Когда вы уже подготовили глиняную массу к работе, у вас, скорее всего, возникнет обычный и вполне разумный вопрос о том, а что дальше делать с этим материалом? Где начало? Даже ребенок сможет сориентироваться в этом вопросе лучше вас - он попросту возьмет этот кусочек глины и начнет лепить конечка или другое животное. Взрослый человек, в этом плане, гораздо менее поворотлив - накопленные знания, разнообразные стереотипы и штампы иногда мешают понять верное решение. Но выход можно найти всегда! Этот выход заключается именно в различных технологиях или способах обработки глиняной массы. Вот если вам удастся освоить данные технологии, выход найдется сам собой. Самое главное правило в этом случае - не останавливаться на полпути.
Издавна мастера знают несколько традиционных приемов работы с глиняным материалом. Основных приемов всего шесть:
восточносибирская лепка изделий, которая заключается в составлении сосуда из нескольких отдельных частей со спаями, которые шли в вертикальном направлении;
жгутово-ленточный прием, который является очень популярным в Таджикистане и в северо-западных регионах России;
способ формовки (путем выбивания);
способ среднеазиатской лепки изделия из четырех поясков, расположенных горизонтально;
отминание в уже подготовленную форму;
способ вытягивания изделия из цельного кусочка глины посредством гончарного круга.
Есть, конечно, еще один способ работы с глиной, но он вряд ли может стать отдельным, седьмым по счету приемом, потому что с его использованием можно производить оригинальные сосуды, но однообразного типа. К примеру, этот способ подойдет для изготовления сосудов для зерна или вина, которые широко использовали в хозяйстве еще в эпоху неолита. Данным же способом сосуды производились вручную, словно какая-то строительная постройка. Делали это последовательно - из куска грубой ткани изготавливали по определенным очертаниям сосуда специальную форму, которая впоследствии заполнялась песком. С наружной стороны уже заполненная форма песком обмазывалась размягченной глиной. После того, как мешок высыхал, песок извлекали, а сам сосуд садили в печь для обжига. Отпечатки тканевой оболочки иногда оставался на внутренней части изделия
ОСНОВНЫЕ методы РАБОТЫ С ГЛИНОЙ
Изначально следует провести аналогию между спортом и искусством. Почему, вы спросите? В спорте профессионального направления, как и в искусстве, очень важен конечный результат. Относительно спорта, здесь все очень просто понять - первая составляющая успеха это талант, а также добавим много упорства и тренировок, результат положительный. Как же с этим делом обстоит в искусстве? Конечно, без наличия таланта у мастера может ничего не получиться. Но все же, талант не является основополагающей составной частью. Чего же еще не хватает мастеру кроме таланта? В принципе, ответ напрашивается сам собой - это упорный труд, и еще раз труд. Давайте приведем в пример слова известного П.И. Чайковского, который делала акцент на том, что вдохновение может появиться у человека в момент упорной работы.
Опять обратимся к спорту - тренировки это развитие физических сил, отработка техники, обучение тактике и стратегии, а как же вы сможете натренировать себя в искусстве? Есть ли в природе подобные тренажеры, которыми могут воспользоваться художники и архитекторы, а также скульпторы и другие труженики искусственной сферы? На самом деле, они есть. Эти тренажеры также есть и для общества писателей. К примеру, произведение художественного перевода это и есть прекрасным тренажером для литератора. Данным способом можно тренировать и оттачивать свое литературное мастерство, поработать над техникой построения фраз, над чувством ритма и стилем изложения.
Мы намекаем на тот факт, что гончарное дело является тренажером в прямом смысле этого слова. Возьмем, к примеру, гончарный круг, освоив который вы сможете прочувствовать гармоничность сосуда, соответственно, это оборудование сможет помочь развить ваш пока еще небольшой талант. Мы все прекрасно знаем, что если вы читаете эту книгу, у вас этот талант все же есть! Но и гончарный круг необходимо использовать не ради игры, а с умом и толком. Изначально, необходимо познакомиться с различными исторически сложившимися способами работы с глиняной массой.
Описание традиционных приемов работы с глиной
Когда вы уже подготовили глиняную массу к работе, у вас, скорее всего, возникнет обычный и вполне разумный вопрос о том, а что дальше делать с этим материалом? Где начало? Даже ребенок сможет сориентироваться в этом вопросе лучше вас - он попросту возьмет этот кусочек глины и начнет лепить конечка или другое животное. Взрослый человек, в этом плане, гораздо менее поворотлив - накопленные знания, разнообразные стереотипы и штампы иногда мешают понять верное решение. Но выход можно найти всегда! Этот выход заключается именно в различных технологиях или способах обработки глиняной массы. Вот если вам удастся освоить данные технологии, выход найдется сам собой. Самое главное правило в этом случае - не останавливаться на полпути.
Издавна мастера знают несколько традиционных приемов работы с глиняным материалом. Основных приемов всего шесть:
восточносибирская лепка изделий, которая заключается в составлении сосуда из нескольких отдельных частей со спаями, которые шли в вертикальном направлении;
жгутово-ленточный прием, который является очень популярным в Таджикистане и в северо-западных регионах России;
способ формовки (путем выбивания);
способ среднеазиатской лепки изделия из четырех поясков, расположенных горизонтально;
отминание в уже подготовленную форму;
способ вытягивания изделия из цельного кусочка глины посредством гончарного круга.
Есть, конечно, еще один способ работы с глиной, но он вряд ли может стать отдельным, седьмым по счету приемом, потому что с его использованием можно производить оригинальные сосуды, но однообразного типа. К примеру, этот способ подойдет для изготовления сосудов для зерна или вина, которые широко использовали в хозяйстве еще в эпоху неолита. Данным же способом сосуды производились вручную, словно какая-то строительная постройка. Делали это последовательно - из куска грубой ткани изготавливали по определенным очертаниям сосуда специальную форму, которая впоследствии заполнялась песком. С наружной стороны уже заполненная форма песком обмазывалась размягченной глиной. После того, как мешок высыхал, песок извлекали, а сам сосуд садили в печь для обжига. Отпечатки тканевой оболочки иногда оставался на внутренней части изделия.
Способ ленточно-жгутовый
Если вы выбрали данный способ работы с глиной, вам необходимо будет запастись турнеткой (специальный стол, который вращается), но если таковой нет, вы можете на время ее заменить обыкновенным крутящимся диском по типу "Здоровье". Перед началом работы прилепите к середине гончарного круга, предварительно раскатанную с помощью скалки, глиняную лепешку. Срежьте все лишнее, оставьте только ровный круг из глины и по краю этого круга начинайте вытягивать из глиняного жгута стенку вашего будущего изделия. Данная процедура напоминает процесс плетения корзинок, но без наличия вертикальных прутиков. Жгутики, в отличие от лозы, имеют свойство слепляться между собой, и таким образом, по мере роста стенки изделия их можно проточить пальчиками рук или специальной стекой.
Способ восточносибирской лепки
Данный способ изготовления сосуда довольно просто описать, но очень сложно воплотить в реальность. Вы должны скатать из глиняной массы, как из теста, небольшую лепешку, толщина которой около 4 - 5 мм, необходимо очень точно заняться выкройкой частей будущего сосуда, соответственно подготовить их к предстоящему склеиванию. Данная процедура может напомнить вам один из вариантов лоскутного шитья. Склеить лоскуты из глины вы сможете только в подвяленном состоянии (кожетвердое, если быть точным), на швы, склеиваемые поверхности лоскутков, необходимо нанести с помощью скальпеля специальную насечку, а также смазать после шликером, своеобразным раствором по виду напоминающим густую сметану. Данный тип работы с глиняной массой, в последнее время, стал боле популярным. Мастера-керамисты в прямом смысле слова сшивают из глиняных кусочков самые разнообразные сосуды и другие изделия - простейшие предметы и сложные скульптурные композиции. Если вы будете подкладывать под раскатываемый слой глины на поверхность рабочего столика разные кусочки фактурной ткани, в таком случае вы сможете получить глиняные части с уже готовым рисунком. На данный момент, этот способ имеет название "текстилькерамика".
Способ среднеазиатской лепки
Этот способ работы с глиной от выше описанного отличается лишь разнообразным направлением склеиваемых шовчиков. В принципе, можно сказать, что это вариант глиняного шитья.
Способ формовки путем выбивания
Использование данного способа изготовления изделия из глины является довольно оригинальным, но и очень трудным. Мы можем поставить под сомнение тот факт, что используя данный способ наши далекие прародичи могли производить тонкостенную посуду. Также мы можем не поверить в то, что когда-то, в давние времена, первобытные люди, взяв в руки обычную палочку из дерева, часто ее потирая, могли добыть огонь. Но против фактов не пойдешь!
Чтобы произвести сосуд таким способом - выбивания, необходимо оторвать кусок глины, тщательно вдавить в эту массу скалку, но не продавить, чтобы скалка не вышла насквозь, а оставить слой, который будет будущим донышком. После чего, положите скалку с глиняным пластом горизонтально и расширяйте отверстие в глиняной массе, словно раскатываете тулово будущего изделия изнутри.
Как только стеночка сосуда станет прогибаться под своим весом, нужно поставить сосуд на донышко и, тихонечко ударяя рукой изнутри сосуда, при этом с наружной стороны необходимо подставить округленную досочку, довести толщину стенок сосуда до необходимой - около 5 -6 мм. После чего к образовавшемуся цилиндру нужно прилепить изготовленное заранее горлышко сосуда. Вот и вся работа!
Способ отминки в готовую форму
Конечно, для отминки глиняной массы в уже готовую формочку, изначально, необходимо приготовить данную форму. Формы для отминки могут быть изготовлены из дерева (точенные на токарном станке, сбивались из нескольких досок), из гипса, или из керамики (обожженной). Также можно применить в качестве материала для формы и природные материалы, к примеру, такие как камни оригинальной формы. Подобные формы использовали керамисты прошлых веков. Они везде искали камни с овальной гладкой формой, которые впоследствии посыпались золой и облеплялись глиной. Зола позволяла глине не прилипать к камню. Основной секрет данного способа в том, чтобы суметь таким образом налепить глину на камень, чтобы глиняный каркас смог без проблем сойти с формы.
Формы имелись двух видов - разборные и монолитные. Монолитная форма делалась на "выход" - это свойство формы отпустить сосуд или любое другое изделие после процедуры подвяливания, при этом, не ломая их. Гончарное изделие, в идеале, должно легко открепляться от формы. Это и есть недостатком монолитной формы - ограниченный выпуск отминаемых форм, горшков дл цветов, плошек, мисок и т. д.
Составная форма дает возможность выпускать гораздо более широкий ассортимент изделий из глины. Тем не менее, такая форма очень сложна в изготовлении. Составная форма может складываться из нескольких частей и деталей, которые соединялись в единое изделие. Для разъемов, которые образуются на форме, производились специальные замочки-штыри. Для отминки также можно применять литьевую форму.