ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ | Левченко Любовь Юрьевна. Работа №355710
Одной из основополагающих задач дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) является обеспечение условий для индивидуального развития всех воспитанников, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях воспитания и образования – детей с ограниченными возможностями здоровь. В статье рассматривается проблема реализации основных направлений коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ
Левченко Любовь Юрьевна
педагог-психолог
МАДОУ д/с № 1 г. Таганрог
Аннотация: в статье рассматривается проблема реализации основных направлений коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, коррекционно-развивающая работа, направления коррекционной помощи.
Одной из основополагающих задач дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) является обеспечение условий для индивидуального развития всех воспитанников, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях воспитания и образования – детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР, ЗПР и др.).
Представительную группу «проблемных детей» среди детей с ОВЗ составляют дети с ЗПР. Это – многочисленная категория, разнообразная по своему составу. Некоторые дети имеют негрубые нарушения центральной нервной системы вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает из-за наличия хронических заболеваний, функциональной незрелости ЦНС, соматической ослабленности. ЗПР может стать причиной отставания в нервно-психическом развитии.
Основным условием, обусловливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка, является своевременная организация коррекционно-развивающего воздействия. Коррекционно-развивающая помощь – это деятельность, которая присоединяется к основному образовательному процессу и способствует более эффективному развитию ребенка. Также коррекционно-развивающая работа раскрывает и реализует способности и возможности ребенка в различных сферах [2, с. 359].
Задача специалистов помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья безболезненно адаптироваться в обществе. Что бы добиться положительного результата при коррекционной работе, необходимо построить этот процесс в соответствии с основными периодами развития ребенка и свойственных для него достижений и особенностей.
Во-первых, коррекционная работа должна быть направлена на исправление и развитие, а также на устранении тех психических дефектов, которые начали формироваться в предыдущий возрастной период и которой являются основной особенностью для следующего возрастного периода.
Во-вторых, коррекционно-развивающая деятельность должна создавать все возможные благоприятные условия для эффективного достижения тех психических функций, которые значительно развивались в текущем возрастном периоде.
В-третьих, для достижения успешного формирования последующих предпосылок коррекционно-развивающая работа должна благополучно способствовать в следующем возрастном периоде.
В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна нести за собой гармонию для развития личности ребенка на данном возрастном этапе [2, с.46]
Можно выделить важнейшие направления коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья:
1. Оздоровительное направление. Успешное развитие ребенка зависит от его физического состояния. В этом же направлении можно поставить несколько задач - это создание нормальных жизненных условий (особенно для детей, которые живут в неблагополучных семьях), соблюдение правильного режима дня, оптимизация двигательного режима.
2. Развитие сенсорной и моторной сферы. Это направление очень важно для детей, которые имеют дефекты в сенсорной сфере и нарушении опорно-двигательного аппарата. Если будет исправлено сенсорное развитие, то будет успешное формирование творческих способностей детей.
3. Развитие познавательной деятельности. Это направление является широко распространенным и наиболее разработанным в практике. Потому что при системе психологического и педагогического содействия выявляются развитие всех психических процессов.
4. Развитие эмоциональной сферы. Это направление помогает адекватно проявлять эмоции и чувства по отношению к другому человеку, а также понимать его состояние.
Для реабилитации и коррекции недоразвитий у детей с ОВЗ, необходимо постоянное сотрудничество с взрослыми, которые смогут направлять и помогать ребенку при выполнении определенных заданий, что в результате будет способствовать поэтапному компенсированию недостатков. Однако, при не оказании своевременной психолого-педагогической, а также медицинской поддержки, отклонения могут стать необратимы, что в дальнейшем будет препятствовать социальной адаптации детей с ОВЗ.
По мнению В.В. Ткачевой, психолого-педагогическая поддержка представляет собой систему профессиональной деятельности, которая направлена на создание благоприятных социально-психологических условий необходимых для успешного воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ на определенном возрастном уровне. Сама работа с детьми с ОВЗ имеет определенную последовательность и направленность на развитие и коррекцию с учетом индивидуальных особенностей.
В организации и реализации коррекционной помощи должны принимать участие все специалисты: дефектолог, педагог-психолог и логопед. Причем их работа должна быть четкой и слаженной. Только в этом случае можно достичь намеченных результатов в обучении и развитии ребенка с ОВЗ.
Для достижения эффективности при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ необходимо учитывать: структуру отклоняющегося развития и их варианты; данные о здоровье ребенка; социально-бытовые условия; возраст ребенка на момент поступления в ДОУ [3].
В организации комплексной работы с детьми, имеющими задержку психического развития, могут быть использованы различные техники, позволяющие разрешить такие проблемы, как: повышенный уровень агрессивности и конфликтность; кризисные состояния, в том числе и возрастные; невротические расстройства; психосоматические расстройства; расстройства психоэмоциональной сферы в результате стрессовой ситуации.
Независимо в каком направлении коррекционной помощи работает специалист, успех этой работы будет зависеть от объединения усилий всех субъектов образовательной деятельности образовательной организации.
Литература:
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. М.: Просвещение, 2013. 48 с.
Мищенко З.И., Мищенко Л.И. Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития в условиях образовательного процесса //
в
сборнике: Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 359-367.
Неретина Т.Г., Камышева О.В. Система коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях ДОУ // В сборнике: МИР ДЕТСТВА И О
БРАЗОВАНИЕ Сборник материалов
очно-заочной Международной научно-практической конференции. 2016. С. 93-96.