ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. | Снежкова Юлия Александровна. Работа №211158
Автор: Снежкова Юлия Александровна
В данной статье описываются основные направления нравственного воспитания младших школьников
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Аннотация: В данной статье описываются основные направления нравственного воспитания младших школьников, которые помогут учителям начальных классов повысить уровень нравственности своих воспитанников.
Ключевые слова: нравственное воспитание, младший школьник.
Нравственное воспитание - непрерывный процесс, который ведет свое начало с рождения человека и продолжается всю жизнь. Воспитание у ребенка нравственности является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, образовательным учреждением, государством и обществом в целом.
Следует отметить, что для каждого возрастного периода существуют свои особенности в плане нравственного воспитания. Например, младенческий возраст имеет немаловажное значение для дальнейшего духовного развития личности. А. Ц. Гармаев отмечает: «…отношение к малышу как к сознательному человеку пробуждает в ответ все более осмысленное отношение ребенка к близкому взрослому. Трогательная любовь к тому, кто хранит людей и которого слышит детская душа ребенка 5-7 лет, рождает в 7-10 лет почитание тех, кто поддерживает в нем духовное развитие» [2:19]. Успехи такого развития определяются социальными связями, которыми окружен ребенок.
Нравственное воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Школа определена основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения.
Особое внимание необходимо уделять нравственному воспитанию младшего школьника, так как именно в этом возрасте ребенок восприимчив к усвоению моральных знаний. От того, как будет воспитан младший школьник в нравственном отношении, зависит не только его дальнейшее успешное обучение в школе, но и формирование собственной жизненной позиции.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, ребенок искренне верит всему, чему учат, что говорят, он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим. Младший школьник знает доступные его разуму нормы поведения. Эти знания он получает при общении со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов. Ребенок может проявить сочувствие при чьем-то горе или испытать жалость к больному животному, проявить готовность отдать другому что-то для него дорогое. Он может при обиде, причиненной его товарищу, броситься на помощь. И вместе с тем в сходных ситуациях он может и не проявить этих чувств, а, наоборот, посмеяться над неудачей товарища, не испытывать чувства жалости, отнестись с равнодушием к несчастью. В этом возрасте младший школьник не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.
Направления, обеспечивающие эффективность нравственного воспитания младших школьников.
А) Учет возрастных и психологических особенностей, таких как:
1. Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх от ребенка требуется умение соблюдать правила. При их нарушении дети выражают свое осуждение нарушителю. Ребенок в таком случае учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости.
2. Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы. Необходима частая смена видов деятельности.
3. Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.
4. Может существовать противоречие между тем, как нужно, и как практически применить. Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка.
5. Неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками в быту и дома, в школе и на улице.
Б) Усвоение знаний моральных норм и правил нравственного поведения.
Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.
В) Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается: «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны» [1:5].
Г) Коммуникативное взаимодействие всех участников образовательного процесса начальной школы.
Для воспитания нравственного человека важным является и выбор форм общения. Ребенок особенно зависим от внешних воздействий и собственных неконтролируемых побуждений. Здесь основное влияние на восприятие моральных требований оказывает семья. На индивидуально-эмоциональном уровне начинает формироваться отношение к правилам благодаря отношению к взрослым, их предъявляющим.
Одна из задач нравственного воспитания – правильно организовать деятельность ребенка. В связи с этим, педагогу начальных классов важно правильно подобрать методы, приемы, средства и технологии, которые помогут при формировании нравственности у учащихся начальной школы.
Д) Учет духовных и культурных традиций в воспитании школьников.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) одной из главных педагогических задач педагогов становится: способствовать формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций народа.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Таким образом, выпускник начальной школы должен «соответствовать» такому «портрету», который описан в ФГОС НОО:
«1) Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
2) Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
3) Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
4) Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
5) Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
6) Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
7) Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни» [3:5].
Выделенные нами направления нравственного воспитания младших школьников, по-нашему мнению, обеспечивают успех и повышают эффективность исследуемого процесса.
Литература
Данилюк
,
А.Я., Кондаков
,
А.М., Тишков
,
В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.
Тиишков
. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с.
Гармаев
, А.Ц. Этапы нравственного становления ребенка
/
А.Ц.
Гармаев
. -
М.: Московский центр межнац
ионального и сравнительного образования, 2005
. – 88 с.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального общего образования. Режим доступа:
http://school50.edu.yar.ru/stranitsi/fgos_noo.html
(Дата обращения: 15.03.
20
17
,
14.25)