Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 07.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. | Снежкова Юлия Александровна. Работа №211158

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Снежкова Юлия Александровна
В данной статье описываются основные направления нравственного воспитания младших школьников

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Аннотация: В данной статье описываются основные направления нравственного воспитания младших школьников, которые помогут учителям начальных классов повысить уровень нравственности своих воспитанников.

Ключевые слова: нравственное воспитание, младший школьник.

 

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, который ведет свое начало с рождения человека и продолжается всю жизнь. Воспитание у ребенка нравственности является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, образовательным учреждением, государством и обществом в целом.

Следует отметить, что для каждого возрастного периода существуют свои особенности в плане нравственного воспитания. Например, младенческий возраст имеет немаловажное значение для дальнейшего духовного развития личности. А. Ц. Гармаев отмечает: «…отношение к малышу как к сознательному человеку пробуждает в ответ все более осмысленное отношение ребенка к близкому взрослому. Трогательная любовь к тому, кто хранит людей и которого слышит детская душа ребенка 5-7 лет, рождает в 7-10 лет почитание тех, кто поддерживает в нем духовное развитие» [2:19]. Успехи такого развития определяются социальными связями, которыми окружен ребенок.

Нравственное воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы.  Школа определена основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения.

Особое внимание необходимо уделять нравственному воспитанию младшего школьника, так как именно в этом возрасте ребенок восприимчив к усвоению моральных знаний. От того, как будет воспитан младший школьник в нравственном отношении, зависит не только его дальнейшее успешное обучение в школе, но и формирование собственной жизненной позиции.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, ребенок искренне верит всему, чему учат, что говорят, он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим. Младший школьник знает доступные его разуму нормы поведения. Эти знания он получает при общении со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов. Ребенок может проявить сочувствие при чьем-то горе или испытать жалость к больному животному, проявить готовность отдать другому что-то для него дорогое. Он может при обиде, причиненной его товарищу, броситься на помощь. И вместе с тем в сходных ситуациях он может и не проявить этих чувств, а, наоборот, посмеяться над неудачей товарища, не испытывать чувства жалости, отнестись с равнодушием к несчастью. В этом возрасте младший школьник не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.

Направления, обеспечивающие эффективность нравственного воспитания младших школьников.

А) Учет возрастных и психологических особенностей, таких как:

1. Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх от ребенка требуется умение соблюдать правила. При их нарушении дети выражают свое осуждение нарушителю. Ребенок в таком случае учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости.

2. Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы. Необходима частая смена видов деятельности.

3. Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

4. Может существовать противоречие между тем, как нужно, и как практически применить. Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка.

5. Неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками в быту и дома, в школе и на улице.

Б) Усвоение знаний моральных норм и правил нравственного поведения.

Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

В) Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается: «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны» [1:5].

Г) Коммуникативное взаимодействие всех участников образовательного процесса начальной школы.

Для воспитания нравственного человека важным является и выбор форм общения. Ребенок особенно зависим от внешних воздействий и собственных неконтролируемых побуждений. Здесь основное влияние на восприятие моральных требований оказывает семья. На индивидуально-эмоциональном уровне начинает формироваться отношение к правилам благодаря отношению к взрослым, их предъявляющим.

Одна из задач нравственного воспитания – правильно организовать деятельность ребенка. В связи с этим, педагогу начальных классов важно правильно подобрать методы, приемы, средства и технологии, которые помогут при формировании нравственности у учащихся начальной школы.

Д) Учет духовных и культурных традиций в воспитании школьников.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) одной из главных педагогических задач педагогов становится: способствовать формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций народа.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Таким образом, выпускник начальной школы должен «соответствовать» такому «портрету», который описан в ФГОС НОО:

«1) Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

2) Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

3) Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

4) Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

5) Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

6) Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

7) Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни» [3:5].

Выделенные нами направления нравственного воспитания младших школьников, по-нашему мнению, обеспечивают успех и повышают эффективность исследуемого процесса.

 

Литература

Данилюк

,

А.Я., Кондаков

,

А.М., Тишков

,

В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.

Тиишков

. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с.

Гармаев

, А.Ц. Этапы нравственного становления ребенка

/

А.Ц.

Гармаев

. -

М.: Московский центр межнац

ионального и сравнительного образования, 2005

. – 88 с.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального общего образования. Режим доступа:

http://school50.edu.yar.ru/stranitsi/fgos_noo.html

(Дата обращения: 15.03.

20

17

,

14.25)

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×