Основные подходы к обучению детей старшего дошкольного возраста чтению в ДОУ | Попова Ирина Александровна. Работа №350424
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных подходов к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Автор анализирует современные педагогические методики, используемые для развития навыков чтения у детей 5-7 лет, и выделяет наиболее эффективные приемы и техники. Особое внимание уделяется игровым и развивающим подходам, которые способствуют повышению интереса детей к чтению и подготовке их к школьному обучению. Практическая значимость статьи заключается в возможности использования описанных методов для создания эффективной программы по обучению чтению в ДОУ.
Ключевые слова: обучение чтению, дошкольное образование, старший дошкольный возраст, педагогические подходы, игровые методы, развитие интереса к чтению.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧТЕНИЮ В ДОУ
Попова Ирина Александровна, воспитатель
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Воскресенский детский сад № 7 "Сказка", р. п. Воскресенское
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных подходов к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Автор анализирует современные педагогические методики, используемые для развития навыков чтения у детей 5-7 лет, и выделяет наиболее эффективные приемы и техники. Особое внимание уделяется игровым и развивающим подходам, которые способствуют повышению интереса детей к чтению и подготовке их к школьному обучению. Практическая значимость статьи заключается в возможности использования описанных методов для создания эффективной программы по обучению чтению в ДОУ.
Ключевые слова: обучение чтению, дошкольное образование, старший дошкольный возраст, педагогические подходы, игровые методы, развитие интереса к чтению.
На этапе старшего дошкольного возраста закладываются фундаментальные навыки, необходимые для успешного обучения в школе. Одним из таких навыков является чтение, которое оказывает значительное влияние на развитие речи, мышления, внимания и памяти у ребенка. Программа обучения чтению в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) должна учитывать возрастные особенности детей и формировать у них положительное отношение к процессу обучения. Современные педагогические подходы предлагают разнообразные методы и техники, которые позволяют сделать обучение чтению увлекательным и результативным.
Основные подходы к обучению чтению в старшем дошкольном возрасте
Игровой подход
Игровой подход остается одним из наиболее эффективных и популярных методов обучения детей дошкольного возраста. Включение элементов игры в занятия по чтению помогает привлечь внимание детей, делает процесс обучения увлекательным и способствует лучшему усвоению материала. Игры могут быть направлены на изучение звуков, букв и слов. Например, такие игры, как «Найди букву», «Составь слово», «Волшебный сундук» с карточками, способствуют развитию фонематического слуха и визуального восприятия букв.
Преимущества игрового подхода заключаются в его доступности и универсальности, а также в возможности адаптации к индивидуальным особенностям ребенка. Игры способствуют снижению тревожности и создают комфортную обстановку для детей, что особенно важно для их психологического благополучия и успешного обучения.
Методика развивающего обучения
Развивающее обучение направлено на формирование у ребенка интереса к познанию, развитие его интеллектуальных и творческих способностей. В рамках этой методики используются такие методы, как дидактические игры, беседы, наглядное моделирование. Основной целью является не просто обучение ребенка чтению, но и активизация его познавательных процессов, что способствует развитию самостоятельного мышления.
Одним из эффективных инструментов в рамках развивающего обучения является «чтение по слогам». Дети учатся соединять буквы и составлять из них слоги, а затем слова. Этот метод позволяет сформировать прочные навыки чтения и развивает зрительно-моторную координацию.
Традиционный подход: обучение по букварю
Традиционный метод обучения по букварю все еще остается актуальным в дошкольном образовании, поскольку он обеспечивает систематичность и последовательность в изучении звуков и букв. Этот метод предполагает постепенное освоение алфавита, знакомство с буквами и их звучанием. Сначала детям представляют отдельные буквы, затем учат их объединять в слоги и простые слова.
Занятия по букварю рекомендуется проводить в форме коротких уроков с использованием наглядного материала и игровых упражнений для закрепления пройденного. Например, после изучения определенной буквы дети могут поиграть в игру «Назови слова с этой буквой» или «Найди предметы, начинающиеся на эту букву».
Коммуникативный подход
Коммуникативный подход основан на принципе общения и вовлеченности детей в процесс обучения. Основной акцент делается на активное взаимодействие воспитателя и детей. В рамках этого подхода организуются занятия, которые стимулируют общение, обмен информацией и сотрудничество. Например, воспитатель может предложить детям обсудить рассказ или обсудить прочитанную сказку, задавая вопросы, которые стимулируют активное мышление и развитие устной речи.
Коммуникативный подход помогает детям адаптироваться к школьной среде, где важна возможность выражать свои мысли и взаимодействовать с окружающими. Этот метод также способствует развитию навыков устного рассказывания и понимания прочитанного.
Инновационные методы: использование мультимедийных технологий
Современные мультимедийные технологии открывают новые возможности для обучения чтению в дошкольных учреждениях. Разнообразные обучающие программы, электронные буквари и приложения привлекают внимание детей и позволяют организовать интерактивные занятия. Использование аудио и визуальных эффектов помогает детям быстрее запоминать буквы и звуки, а также облегчает процесс обучения.
Например, интерактивные игры с буквами и словами, анимации с персонажами, рассказывающими о буквах, позволяют детям в увлекательной форме изучать алфавит и осваивать азы чтения. Важно отметить, что использование таких технологий требует умеренности и сочетания с традиционными методами, чтобы избежать перегрузки детей.
Индивидуальный подход к обучению чтению
Важным аспектом обучения чтению является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Не все дети овладевают чтением с одинаковой скоростью, поэтому воспитателю необходимо адаптировать занятия под уровень подготовки и интересы каждого ребенка. Для некоторых детей предпочтительным будет метод буквенного чтения, для других — слогового. Индивидуальный подход также позволяет учитывать особенности восприятия информации: некоторые дети лучше воспринимают информацию через слух, а другие — через визуальные образы.
Индивидуализация процесса обучения помогает предотвратить возникновение трудностей, повысить уверенность ребенка в своих силах и способствует более успешному освоению навыков чтения.
Обучение чтению детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ требует комплексного подхода и сочетания различных методик. Игровой и развивающий подходы способствуют созданию позитивной и комфортной обстановки для обучения, повышая интерес детей к чтению и делая процесс освоения чтения более доступным. Традиционные и инновационные методы помогают выстроить последовательную программу, учитывающую возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. Ключевой задачей педагога является развитие у ребенка интереса к чтению и подготовка его к школьному обучению, что достигается через создание атмосферы радости и познания в процессе обучения.
Список литературы
Галкина, И. А. Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста / И. А. Галкина, Е. М.
Тепер
. —
Текст :
непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 2 (29). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4811/
Королева, О. А. Целесообразность и условия обучения чтению детей старшего дошкольного возраста / О. А. Королева, Е. В. Руднева, Н. А. Сергиенко. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34.1 (168.1). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/archive/168/45492/
Современные методики обучения чтению и письму: обзор и анализ / К. Н. Хлебникова, О. Г. Кошевая, В. И. Куриленко [и др.]. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 1 (500). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/archive/500/109775/