Основные подходы к организации исследовательской деятельности младших школьников во внеурочное время | Холхонова Дыма Рабдановна. Работа №348208
Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующая целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии.
Основные
подходы к организации исследовательской деятельности младших школьников во внеурочное время
Холхонова Д.Р.
МАОУ «Хара-Шибирская средняя
общеобразовательная школа имени Б. Мажиева»
Каждая личность проходит в своем развитии тот же путь, что и все человечество в целом, но только в предельно сжатые сроки. Человеку отпущено катастрофически мало времени для того, чтобы пройти собственный тернистый путь познания. А если учесть, что нужно постараться внести свой, пусть небольшой и клад в процесс эволюции (что останется после меня), то начинать заниматься исследовательской деятельностью следует с самого раннего возраста.
Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующая целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Выделим основные этапы исследовательского метода (по Савенкову А.И.) [8]: выбор темы исследования; постановка целей и задач; планирование проектной деятельности; реализация проекта; оценка и самооценка проекта; презентация.
Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами. Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований. Тема должна быть: интересна ребенку, увлекать его; выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования; быть оригинальна.
В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:
подумать самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования;
посмотреть книги по теме и записать важную информацию;
спросить у взрослых и записать интересную информацию;
посмотреть
телематериалы
и записать то, что ты узнал из фильмов;
используя Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера;
понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений;
провести эксперимент и записать план и результаты.
Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:
рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».
поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; запрашивать недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); находить несколько вариантов решения проблемы; устанавливать причинно-следственные связи.
оценочные умения.
умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе в решении общих задач, делового партнерского общения.
менеджерские умения и навыки: проектировать процесс, принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность (ее ход и промежуточные результаты).
коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения, проводить устный опрос.
презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы[9].
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.
Итогом исследовательской работы и, пожалуй, главным этапом обучения юного исследователя может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу независимо от ее качества необходимо похвалить, чтобы у ребенка возникло желание продолжить исследовательскую деятельность