Название статьи:
Основные положения, касающиеся организации игрового аппарата у обучающегося | Богомолов Сергей Юрьевич. Работа №353995
Дата публикации:
11.12.2024
Автор:
Богомолов Сергей Юрьевич
Описание:
Статья содержит абщие положения и рекомендации касающиеся работы над развитием игрового аппарата гитариста. Сдесь говорится о том, как правильно держать гитару, как выработать правильную посадку при игре на инструменте, какое положение рук будет оптимальным при звукоивлечении. В процессе работы формируюся навыки игры нк инструменте гитара.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Светогорская школа искусств
Методическое обеспечение
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства
Народные инструменты. Гитара
Основные положения, касающиеся
организации игрового аппарата
у обучающегося
Составитель:
Преподаватель
МБУДО
Светогорской школы искусств
По классу гитары
Богомолов С.Ю.
Светогорск
2024 учебный год
КАК ДЕРЖАТЬ ГИТАРУ
При игре гитарист должен сидеть на устойчивом сидении без пружин и поручней, высотой пропорционально его росту. Гитара кладется выемкой обечайки на левое колено, грудь слегка касается нижней деки, корпус гитариста подается несколько вперед, плечи сохраняют свое естественное положение. Левое бедро образует с корпусом небольшой острый угол, нога согнута, и ступня опирается на скамеечку. Наибольшую устойчивость создает скамеечка, передняя часть которой, служащая опорой для кончика ступни, имеет высоту 15—17 см, а задняя часть, на которой располагается пятка,— 12—14 см. Эти размеры могут быть изменены в соответствии с ростом исполнителя и высотой сидения.
Правая нога должна быть отставлена от левой только на расстояние, необходимое для нижней части инструмента, что придаст ему устойчивое положение. Женщины отводят правую ногу несколько назад, сгибая ее в колене, и опираются на кончик ступни.
Левая рука должна быть параллельна корпусу, предплечье приподнято, запястье согнуто и кисть расположена у грифа таким образом, чтобы большой палец коснулся середины задней части грифа, в то время как остальные согнутые пальцы были готовы прижать струны кончиками последних фаланг (рис.8).
Правая рука отодвигается от корпуса тела, чтобы позволить предплечью расположиться на большом закруглении обечайки. Такое положение предплечья способствует устойчивости инструмента.
Потребность видеть струны и лады толкает начинающего на некоторые ошибки, которые следует избегать. Голова и корпус должны как можно меньше наклоняться вперед. Надо стараться удерживать инструмент в правильном положении, не давая ему скользить к коленям. Головка грифа не должна находиться выше уровня плеч. Необходимо также следить за тем, чтобы локоть правой руки не выходил за край корпуса гитары (справа), а запястье не приближалось слишком близко к верхней деке, и кисть не занимала бы наклонного положения по отношению к линии струн.
ПОЛОЖЕНИЕ РУК
От положения правой руки зависит не только качество, сила и разнообразие звуков, но и подвижность пальцев; ее действия определяют ритм, экспрессию, нюансы и всю гамму звучаний, необходимых для хорошего исполнения. Правильное положение левой руки обеспечивает легкость и независимость движения пальцев; ее действия способствуют точности и длительности звучания, быстрой смене звуков.
Струны колеблются и издают звуки от импульса, сообщенного им пальцами правой руки, — писал Агуадо, — а в целом в зависимости от силы, с которой эти струны прижимаются пальцами левой руки. Постоянное взаимодействие обеих рyк абсолютно необходимо; правая заставляет струны колебаться, левая поддерживает колебания и продлевает их. Таким образом, для каждого звука функции правой руки мгновенны, тогда как функции левой продолжаются, пока длятся колебания. Струна должна быть прижата левой рукой в тот момент, когда правая даст импульс, что и составляет тесную связь действий обеих рук. Левая рука не должна применять большую силу; правая также должна ее экономить, чтобы производить, в зависимости от обстоятельств, звуки ясные, блестящие, сильные, но не грубые либо ясные, нежные, мягкие, но не слабые.
ПРАВАЯ РУКА
Если, поместив предплечье на корпус гитары, мы свободно опустим кисть, то она несколько отклонится вправо. Приблизим запястье к розетке и слетка покачаем кистью влево и вправо; при этом запястье должно находиться на расстоянии примерно 4 см от поверхности верхней деки.
Линия первых суставов указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца параллельна струнам. Пальцы в расслабленном состоянии, сложенные вместе, параллельны ладам. Необходимо следить за тем, чтобы кончики указательного, среднего и безымянного пальцев находились на одной линии и на определенном расстоянии от струн. Большой палец, параллельный указательному, касается его краем последней фаланги. Эта постановка руки, характерная для школы Тарреги, исходит из положения инструмента, рук и пальцев и обеспечивает легкое и уверенное защипывание струн, дающее сильный и полный звук.
Каждый палец, кроме большого, имеет три сустава: первый соединяет пальцы с ладонью; второй расположен посредине пальца; третий — наиболее близкий к ногтю. Между суставами и на кончиках пальцев находятся фаланги; большой палец имеет две, а остальные — по три фаланги. Благодаря сочлененным фалангам, пальцы действуют с одинаковой легкостью на всех струнах к при этом сохраняется независимое движение кисти.
Итак, самое большое внимание должно быть сосредоточено на достижении независимости действий пальцев без участия остальной части кисти и самой руки.
Защипывание струны можно разделить на четыре фазы:
1. Палец прикасается к струне.
2. В результате сгибания последней фаланги и нажатия на струну кончика пальца струна отклоняется от своего обычного положения.
3. Струна соскальзывает с пальца, остается свободной и начинает колебаться. 4. Соседняя струна останавливает движение пальца, предоставляя таким образом руке точку опоры.
Вышеуказанная постановка руки представляется наиболее естественной. Кисть должна быть полностью расслабленной и либо просто висеть, либо опираться кончиками пальцев на струны. Рука в целом, от плеча до кончиков пальцев, является источником силы, преодолевающей сопротивление струн. Всякое напряжение руки уменьшает эластичность мышц и гибкость суставов, что препятствует свободе движений и устойчивости кисти и отрицательно сказывается на чувствительности, независимости действий и силе пальцев. Начинающему рекомендуется смотреть в расположенное справа или слева от себя зеркало, чтобы внимательно следить за положением движениями руки.
Струны защипываются обычно в отрезке между четвертой и пятой частью их длины, считая от подставки. Запястье следует за кистью и пальцами как в направлении к высоким струнам, так и к низким, басовым. Для произведения особых эффектов звучности рука меняет положение. В этом случае начинают действовать суставы локтя и запястья, для того чтобы предоставить руке необходимую свободу движений без нарушения естественных действий пальцев.
Пальцы защипывают струны в соответствии с темпом, ритмом и нюансами, свойственными каждому произведению, воспроизводят различные комбинации аккордов, гамм, тремоло или арпеджио, которые возможны на шести струнах, а также специфические гитарные звуковые эффекты, получаемые посредством пиццикато, флажолетов, расгеадо и удара кистью по подставке, струнам. В защипывании струн участвуют только четыре пальца: большой, указательный, средний и безымянный. Мизинец обычно следует за безымянным пальцем, причем необходимо избегать его напряжения, которое пожег нарушить правильную постановку руки. Иногда мизинец используется в некоторых пассажах расгеадо или в качестве опоры при исполнении пиццикато.
Следовательно, если защипывать первую высокую струну, палец остановится на: второй струне; если защипывается вторая струна, палец останавливается на третьей и т. д., за исключением шестой басовой струны, после защипывания которой пальцам i, т, а, ввиду отсутствия следующей струны, не предоставляется опоры. Таким образом, из четырех рассмотренных фаз первые три остаются неизменными для всех струи, а четвертая лишь для пяти струн. После защипывания шестой струны палец сам возвращается в первоначальное положение, амортизируя усилие, которое было направлено на преодоление сопротивления струны. Это сопротивление ни в коем случае не должно пересиливать нажатие последней фаланги и заставлять палец прогибаться в противоположном направлении.
Действие большого пальца основано главным образом на сгибании второй фаланги. Благодаря этому большой палец является самым подвижным и действует независимо от остальной части кисти. Щипок производится с помощью усилия последней фаланги большого пальца. А поскольку его движение по своему направлению противоположно движению других пальцев, он после щипка как бы образует крест с указательным пальцем. При быстрых пассажах большой палец только начинает это движение и не доходит до указательного пальца.
Использование ногтей требует тщательного ухода за ними. Их остригают и подпиливают таким образом, чтобы они слегка и равномерно выступали из-за кончика пальца, следуя очертаниям мякоти. Прикосновение к. струне производится самой близкой к ногтю частью мякоти кончика пальца. В момент, когда выступающий ноготь ударяет струну и извлекает характерный звук, усилие удваивается.
При игре без ногтей их концы аккуратно остригают. В результате постоянных упражнений на кончиках пальцев образуется необходимое затвердение, которое, не уменьшал чувствительности пальцев, позволит легко и точно производить щипок.
Постановка рук и способ защипывания струны при обоих способах звукоизвлечения одинаковы. Однако при ногтевом способе изгиб последней фаланги должен быть несколько меньше, чтобы облегчить скольжение ногтя на струну.
Все струны могут защипываться любым пальцем: большим, указательным, средним или безымянным. Но естественное расположение пальцев по отношению к струнам и характер звучания последних предписывает определенное распределение функций пальцев. Таким образом, мы получаем расстановку пальцев, которая обеспечивает их поочередное действие и позволяет им достигнуть беглости и уверенности в движении. Гитара допускает применение различной аппликатуры при условии соблюдения логического порядка. Один и тот же пассаж может быть исполнен разными пальцами без нарушения аппликатурных правил. Однако одно какое-то решение будет более верный, чем другие, и именно оно должно быть принято, так как в данном случае только оно будет способствовать легкости и совершенству исполнения. Основной принцип заключается в том, что один и тот же палец никогда не должен брать два следующих одна за другим звука, ибо это выглядело бы точно так же, как если бы мы делали два последовательных шага одной и той же ногой.
ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ
Естественно приподнимая предплечье, поставьте кисть на высоту первых ладов и расположите большой палец на средней линии задней части грифа. Приподняв и округлив запястье, свободно согните пальцы и последней фалангой прижмите струны к грифу.
Широкая часть кисти должна оставаться параллельной грифу, несмотря на разную длину пальцев. Свобода действий пальцев требует, чтобы кисть была на некотором расстоянии от грифа. Сохраняя одинаковое расстояние от струн, пальцы действуют с легкостью, и каждый из них при необходимости охватывает максимальный отрезок грифа. Следует избегать приближения кисти к грифу со стороны указательного пальца. Совершая эту ошибку, затрудняют действия мизинца и делают невозможным правильное исполнение баррэ на всех струнах указательным пальцем.
Если мы защипнем натянутую обычным способом струну, — писал Агуадо, — то вследствие ее колебаний возникнет звук, который будет длиться до тех пор, пока не прекратятся колебания струны. Когда колеблется вся струна, то точками ее опоры служат верхний порожек и подставка. Это то, что называют открытой струной. Но если на струну поставят палец так, чтобы он прижат ее к грифу, то длина колеблющейся части уменьшится, и точками ее опоры будут с одной стороны подставка, а с другой - палец. Отсюда мы можем сделать следующие принципиальные выводы:
1. Палец, который прижимает струну, должен это делать с достаточной силой, чтобы хорошо зафиксировать одну из опорных точек колеблющейсячасти струны.
2. Эта сила должна быть равномерной и постоянной в течение всего времени использования колебания струны.
3. Для того чтобы прекратить звучание, достаточно остановить колебания струны.
Кисть левой руки должна быть параллельна грифу. Нельзя излишне напрягать кисть, иначе она утратит эластичность. Ее роль заключается в том, чтобы удерживать пальцы на уровне ладов, на которых прижимаются струны, и содействовать растяжению пальцев и их свободному движению по всему грифу.
Большой палец поддерживает кисть, служит опорой, способствует ее устойчивому положению, а также уравновешивает силу нажима на струны других пальцев. Добившись естественного действия руки, необходимо следить за сохранением ее правильного положения. Когда кисть передвигается выше XII лада, большой палец, скользя по шейке грифа, переходит к опоре на нижний кран грифа, у места соприкосновения его с верхней декой. Пальцы, находящиеся на струнах, должны оставаться закругленными. При обратном движении большой палец занимает свое обычное положение. Четыре согнутых пальца, расставленных над соответствующими ладами, должны быть готовы, наподобие шарнирных молоточков, перпендикулярно опускаться на струны, прижимая их около порожка, отграничивающего соседний, более высокий лад. Расположение пальцев указанным образом на возможно малом расстоянии от струн позволяет нажимать на них короткими движениями, дающими возможность экономить время и силы.
Пальцы левой руки передвигаются в двух направлениях по отношению к струнам: поперечном и параллельном. Эти движения, зависящие от всей руки, включают еще два: движения, относящихся исключительно к пальцам: сближение и растяжение последних. Передвижение пальцев по грифу и состоит из сочетания указанных движений. Последняя фаланга должна быть перпендикулярна грифу и при нажатии на крайние — пятую и шестую — струны. При игре на ближних — первой или второй — струнах локоть несколько отводится назад и изгиб пальцев увеличивается. Усилие сосредоточивается на кончике каждого пальца; оно должно быть не более того, какое необходимо для извлечения звука соответствующей громкости и длительности. Для достижения большей длительности и слитности звука необходимо, чтобы пальцы при передвижении кисти как можно меньше приподнимались над струнами. В принципе нажатие а струну надо прекращать только по окончании звучания извлекаемой ноты. Если тот же палец должен извлечь последующий звук на той же струне, то он при передвижении прекращает нажим, но полностью от струны не отрывается.
Только в результате постоянных и сосредоточенных занятий гитарист сможет усвоить логичную и естественную аппликатуру, что позволит более легко и художественно исполнять разучиваемые произведения.
Литература
Э. Пухоль – Школа игры на шестиструнной гитаре.
Адрес: 188 990, Ленинградская область, Выборгский р-н, г.Светогорск, ул. Школьная, 9;
Сайт: svdshi.lenobl.muzkult.ru
E-mail: muzshkola.svetogorsk@yandex.ru
ПРИНЯТО
Методическим объединением
Протокол № ____
от 20 г.
Скачать работу
дополнительного образования
Светогорская школа искусств
Методическое обеспечение
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства
Народные инструменты. Гитара
Основные положения, касающиеся
организации игрового аппарата
у обучающегося
Составитель:
Преподаватель
МБУДО
Светогорской школы искусств
По классу гитары
Богомолов С.Ю.
Светогорск
2024 учебный год
КАК ДЕРЖАТЬ ГИТАРУ
При игре гитарист должен сидеть на устойчивом сидении без пружин и поручней, высотой пропорционально его росту. Гитара кладется выемкой обечайки на левое колено, грудь слегка касается нижней деки, корпус гитариста подается несколько вперед, плечи сохраняют свое естественное положение. Левое бедро образует с корпусом небольшой острый угол, нога согнута, и ступня опирается на скамеечку. Наибольшую устойчивость создает скамеечка, передняя часть которой, служащая опорой для кончика ступни, имеет высоту 15—17 см, а задняя часть, на которой располагается пятка,— 12—14 см. Эти размеры могут быть изменены в соответствии с ростом исполнителя и высотой сидения.
Правая нога должна быть отставлена от левой только на расстояние, необходимое для нижней части инструмента, что придаст ему устойчивое положение. Женщины отводят правую ногу несколько назад, сгибая ее в колене, и опираются на кончик ступни.
Левая рука должна быть параллельна корпусу, предплечье приподнято, запястье согнуто и кисть расположена у грифа таким образом, чтобы большой палец коснулся середины задней части грифа, в то время как остальные согнутые пальцы были готовы прижать струны кончиками последних фаланг (рис.8).
Правая рука отодвигается от корпуса тела, чтобы позволить предплечью расположиться на большом закруглении обечайки. Такое положение предплечья способствует устойчивости инструмента.
Потребность видеть струны и лады толкает начинающего на некоторые ошибки, которые следует избегать. Голова и корпус должны как можно меньше наклоняться вперед. Надо стараться удерживать инструмент в правильном положении, не давая ему скользить к коленям. Головка грифа не должна находиться выше уровня плеч. Необходимо также следить за тем, чтобы локоть правой руки не выходил за край корпуса гитары (справа), а запястье не приближалось слишком близко к верхней деке, и кисть не занимала бы наклонного положения по отношению к линии струн.
ПОЛОЖЕНИЕ РУК
От положения правой руки зависит не только качество, сила и разнообразие звуков, но и подвижность пальцев; ее действия определяют ритм, экспрессию, нюансы и всю гамму звучаний, необходимых для хорошего исполнения. Правильное положение левой руки обеспечивает легкость и независимость движения пальцев; ее действия способствуют точности и длительности звучания, быстрой смене звуков.
Струны колеблются и издают звуки от импульса, сообщенного им пальцами правой руки, — писал Агуадо, — а в целом в зависимости от силы, с которой эти струны прижимаются пальцами левой руки. Постоянное взаимодействие обеих рyк абсолютно необходимо; правая заставляет струны колебаться, левая поддерживает колебания и продлевает их. Таким образом, для каждого звука функции правой руки мгновенны, тогда как функции левой продолжаются, пока длятся колебания. Струна должна быть прижата левой рукой в тот момент, когда правая даст импульс, что и составляет тесную связь действий обеих рук. Левая рука не должна применять большую силу; правая также должна ее экономить, чтобы производить, в зависимости от обстоятельств, звуки ясные, блестящие, сильные, но не грубые либо ясные, нежные, мягкие, но не слабые.
ПРАВАЯ РУКА
Если, поместив предплечье на корпус гитары, мы свободно опустим кисть, то она несколько отклонится вправо. Приблизим запястье к розетке и слетка покачаем кистью влево и вправо; при этом запястье должно находиться на расстоянии примерно 4 см от поверхности верхней деки.
Линия первых суставов указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца параллельна струнам. Пальцы в расслабленном состоянии, сложенные вместе, параллельны ладам. Необходимо следить за тем, чтобы кончики указательного, среднего и безымянного пальцев находились на одной линии и на определенном расстоянии от струн. Большой палец, параллельный указательному, касается его краем последней фаланги. Эта постановка руки, характерная для школы Тарреги, исходит из положения инструмента, рук и пальцев и обеспечивает легкое и уверенное защипывание струн, дающее сильный и полный звук.
Каждый палец, кроме большого, имеет три сустава: первый соединяет пальцы с ладонью; второй расположен посредине пальца; третий — наиболее близкий к ногтю. Между суставами и на кончиках пальцев находятся фаланги; большой палец имеет две, а остальные — по три фаланги. Благодаря сочлененным фалангам, пальцы действуют с одинаковой легкостью на всех струнах к при этом сохраняется независимое движение кисти.
Итак, самое большое внимание должно быть сосредоточено на достижении независимости действий пальцев без участия остальной части кисти и самой руки.
Защипывание струны можно разделить на четыре фазы:
1. Палец прикасается к струне.
2. В результате сгибания последней фаланги и нажатия на струну кончика пальца струна отклоняется от своего обычного положения.
3. Струна соскальзывает с пальца, остается свободной и начинает колебаться. 4. Соседняя струна останавливает движение пальца, предоставляя таким образом руке точку опоры.
Вышеуказанная постановка руки представляется наиболее естественной. Кисть должна быть полностью расслабленной и либо просто висеть, либо опираться кончиками пальцев на струны. Рука в целом, от плеча до кончиков пальцев, является источником силы, преодолевающей сопротивление струн. Всякое напряжение руки уменьшает эластичность мышц и гибкость суставов, что препятствует свободе движений и устойчивости кисти и отрицательно сказывается на чувствительности, независимости действий и силе пальцев. Начинающему рекомендуется смотреть в расположенное справа или слева от себя зеркало, чтобы внимательно следить за положением движениями руки.
Струны защипываются обычно в отрезке между четвертой и пятой частью их длины, считая от подставки. Запястье следует за кистью и пальцами как в направлении к высоким струнам, так и к низким, басовым. Для произведения особых эффектов звучности рука меняет положение. В этом случае начинают действовать суставы локтя и запястья, для того чтобы предоставить руке необходимую свободу движений без нарушения естественных действий пальцев.
Пальцы защипывают струны в соответствии с темпом, ритмом и нюансами, свойственными каждому произведению, воспроизводят различные комбинации аккордов, гамм, тремоло или арпеджио, которые возможны на шести струнах, а также специфические гитарные звуковые эффекты, получаемые посредством пиццикато, флажолетов, расгеадо и удара кистью по подставке, струнам. В защипывании струн участвуют только четыре пальца: большой, указательный, средний и безымянный. Мизинец обычно следует за безымянным пальцем, причем необходимо избегать его напряжения, которое пожег нарушить правильную постановку руки. Иногда мизинец используется в некоторых пассажах расгеадо или в качестве опоры при исполнении пиццикато.
Следовательно, если защипывать первую высокую струну, палец остановится на: второй струне; если защипывается вторая струна, палец останавливается на третьей и т. д., за исключением шестой басовой струны, после защипывания которой пальцам i, т, а, ввиду отсутствия следующей струны, не предоставляется опоры. Таким образом, из четырех рассмотренных фаз первые три остаются неизменными для всех струи, а четвертая лишь для пяти струн. После защипывания шестой струны палец сам возвращается в первоначальное положение, амортизируя усилие, которое было направлено на преодоление сопротивления струны. Это сопротивление ни в коем случае не должно пересиливать нажатие последней фаланги и заставлять палец прогибаться в противоположном направлении.
Действие большого пальца основано главным образом на сгибании второй фаланги. Благодаря этому большой палец является самым подвижным и действует независимо от остальной части кисти. Щипок производится с помощью усилия последней фаланги большого пальца. А поскольку его движение по своему направлению противоположно движению других пальцев, он после щипка как бы образует крест с указательным пальцем. При быстрых пассажах большой палец только начинает это движение и не доходит до указательного пальца.
Использование ногтей требует тщательного ухода за ними. Их остригают и подпиливают таким образом, чтобы они слегка и равномерно выступали из-за кончика пальца, следуя очертаниям мякоти. Прикосновение к. струне производится самой близкой к ногтю частью мякоти кончика пальца. В момент, когда выступающий ноготь ударяет струну и извлекает характерный звук, усилие удваивается.
При игре без ногтей их концы аккуратно остригают. В результате постоянных упражнений на кончиках пальцев образуется необходимое затвердение, которое, не уменьшал чувствительности пальцев, позволит легко и точно производить щипок.
Постановка рук и способ защипывания струны при обоих способах звукоизвлечения одинаковы. Однако при ногтевом способе изгиб последней фаланги должен быть несколько меньше, чтобы облегчить скольжение ногтя на струну.
Все струны могут защипываться любым пальцем: большим, указательным, средним или безымянным. Но естественное расположение пальцев по отношению к струнам и характер звучания последних предписывает определенное распределение функций пальцев. Таким образом, мы получаем расстановку пальцев, которая обеспечивает их поочередное действие и позволяет им достигнуть беглости и уверенности в движении. Гитара допускает применение различной аппликатуры при условии соблюдения логического порядка. Один и тот же пассаж может быть исполнен разными пальцами без нарушения аппликатурных правил. Однако одно какое-то решение будет более верный, чем другие, и именно оно должно быть принято, так как в данном случае только оно будет способствовать легкости и совершенству исполнения. Основной принцип заключается в том, что один и тот же палец никогда не должен брать два следующих одна за другим звука, ибо это выглядело бы точно так же, как если бы мы делали два последовательных шага одной и той же ногой.
ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ
Естественно приподнимая предплечье, поставьте кисть на высоту первых ладов и расположите большой палец на средней линии задней части грифа. Приподняв и округлив запястье, свободно согните пальцы и последней фалангой прижмите струны к грифу.
Широкая часть кисти должна оставаться параллельной грифу, несмотря на разную длину пальцев. Свобода действий пальцев требует, чтобы кисть была на некотором расстоянии от грифа. Сохраняя одинаковое расстояние от струн, пальцы действуют с легкостью, и каждый из них при необходимости охватывает максимальный отрезок грифа. Следует избегать приближения кисти к грифу со стороны указательного пальца. Совершая эту ошибку, затрудняют действия мизинца и делают невозможным правильное исполнение баррэ на всех струнах указательным пальцем.
Если мы защипнем натянутую обычным способом струну, — писал Агуадо, — то вследствие ее колебаний возникнет звук, который будет длиться до тех пор, пока не прекратятся колебания струны. Когда колеблется вся струна, то точками ее опоры служат верхний порожек и подставка. Это то, что называют открытой струной. Но если на струну поставят палец так, чтобы он прижат ее к грифу, то длина колеблющейся части уменьшится, и точками ее опоры будут с одной стороны подставка, а с другой - палец. Отсюда мы можем сделать следующие принципиальные выводы:
1. Палец, который прижимает струну, должен это делать с достаточной силой, чтобы хорошо зафиксировать одну из опорных точек колеблющейсячасти струны.
2. Эта сила должна быть равномерной и постоянной в течение всего времени использования колебания струны.
3. Для того чтобы прекратить звучание, достаточно остановить колебания струны.
Кисть левой руки должна быть параллельна грифу. Нельзя излишне напрягать кисть, иначе она утратит эластичность. Ее роль заключается в том, чтобы удерживать пальцы на уровне ладов, на которых прижимаются струны, и содействовать растяжению пальцев и их свободному движению по всему грифу.
Большой палец поддерживает кисть, служит опорой, способствует ее устойчивому положению, а также уравновешивает силу нажима на струны других пальцев. Добившись естественного действия руки, необходимо следить за сохранением ее правильного положения. Когда кисть передвигается выше XII лада, большой палец, скользя по шейке грифа, переходит к опоре на нижний кран грифа, у места соприкосновения его с верхней декой. Пальцы, находящиеся на струнах, должны оставаться закругленными. При обратном движении большой палец занимает свое обычное положение. Четыре согнутых пальца, расставленных над соответствующими ладами, должны быть готовы, наподобие шарнирных молоточков, перпендикулярно опускаться на струны, прижимая их около порожка, отграничивающего соседний, более высокий лад. Расположение пальцев указанным образом на возможно малом расстоянии от струн позволяет нажимать на них короткими движениями, дающими возможность экономить время и силы.
Пальцы левой руки передвигаются в двух направлениях по отношению к струнам: поперечном и параллельном. Эти движения, зависящие от всей руки, включают еще два: движения, относящихся исключительно к пальцам: сближение и растяжение последних. Передвижение пальцев по грифу и состоит из сочетания указанных движений. Последняя фаланга должна быть перпендикулярна грифу и при нажатии на крайние — пятую и шестую — струны. При игре на ближних — первой или второй — струнах локоть несколько отводится назад и изгиб пальцев увеличивается. Усилие сосредоточивается на кончике каждого пальца; оно должно быть не более того, какое необходимо для извлечения звука соответствующей громкости и длительности. Для достижения большей длительности и слитности звука необходимо, чтобы пальцы при передвижении кисти как можно меньше приподнимались над струнами. В принципе нажатие а струну надо прекращать только по окончании звучания извлекаемой ноты. Если тот же палец должен извлечь последующий звук на той же струне, то он при передвижении прекращает нажим, но полностью от струны не отрывается.
Только в результате постоянных и сосредоточенных занятий гитарист сможет усвоить логичную и естественную аппликатуру, что позволит более легко и художественно исполнять разучиваемые произведения.
Литература
Э. Пухоль – Школа игры на шестиструнной гитаре.
Адрес: 188 990, Ленинградская область, Выборгский р-н, г.Светогорск, ул. Школьная, 9;
Сайт: svdshi.lenobl.muzkult.ru
E-mail: muzshkola.svetogorsk@yandex.ru
ПРИНЯТО
Методическим объединением
Протокол № ____
от 20 г.