Основные положения методики преподавания технологии | Дерунова Ирина Валентиновна. Работа №317101
В настоящее время развитие методики преподавания технологии происходит по двум относительно самостоятельным направлениям. Первое направление - это развитие методики общей методики технологии. Второе направление - относительно самостоятельное развитие частных методик преподавания основных направлений и разделов образовательной области «Технология», таких как технический труд, обслуживающий труд, графика, культура дома и другие. Статья выделяет основные направления в деятельности школьного учителя.
Основные положения методики преподавания технологии.
В настоящее время развитие методики преподавания технологии происходит по двум относительно самостоятельным направлениям. Первое направление - это развитие методики общей методики технологии. Второе направление - относительно самостоятельное развитие частных методик преподавания основных направлений и разделов образовательной области «Технология», таких как технический труд, обслуживающий труд, графика, культура дома и другие.
Методика преподавания технологии как область педагогических знаний предполагает выделение следующих направлений в деятельности школьного учителя.
1. Обоснование задач трудового обучения. Необходимость раскрытия их воспитательного и образовательного значения связана с тенденциями развития науки и техники, требованиями современного производства к трудовой подготовке молодежи. Формировать у подрастающего поколения идеологию преобразовательной продуктивной творческой деятельности.
2. Обоснование содержания учебного материала. Это одна из важнейших проблем, решаемых как методическая задача учителями технологии и предпринимательства. Речь идет не только о вычленении из больших объемов знаний, накопленных человечеством в различных областях деятельности, тех, которые позволят дать школьникам наиболее ясные представления о теоретических основах и практике производственных процессов. Методические аспекты систематизации учебного материала, превращения знаний и умений, по крупицам приобретаемых на уроках технологии, в стройную структуру, владея которой школьник получает достаточную профессиональную подготовку, сложная дидактическая задача. Решить, какой материал имеет наибольшую воспитательную и образовательную ценность, способен только учитель, овладевший критериями его отбора. Выработка таких критериев и входит в задачи методики.
Например, в своей работе при организации процесса обучения, при выборе тем проектов учащихся отдаем предпочтения темам вторичного использования материалов (лоскутов ткани, детской одежды, пластиковых бутылок и т.п), воплощая, уже ставшим традиционным лозунг, "Эстетично, экономично, экологично", объединяя при этом основные принципы проектирования с принципами защиты окружающей среды, а именно вторичного использования бытовых отходов, формируя тем самым экологическое сознание у учащихся.
3. Организация процесса обучения. Отдельное направление, где методика играет главенствующую роль. По существу это четкое выделение деятельности учителя и деятельности учеников, органически связанных между собой. Принципы и способы построения учебного процесса при преподавании технологии, хотя и имеют много общего с преподаванием других школьных предметов, отличаются рядом специфических факторов. Сюда входит и отбор основных форм организации работы учащихся, и особые требования к выполнению безопасных приемов труда, и научная организация рабочего места, и соблюдение технологической дисциплины.
В своей деятельности используются разные формы организационной работы. В основу разделения форм обучения положены характеристики особенности коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, а также между самими учениками. Выделяют следующие формы учебной деятельности учащегося на уроках технологии:
1.Парная работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один.
2.Групповая, когда учитель одновременно обучает группу учащихся или класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют общеклассной или фронтальной работой.
3.Коллективная - это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы работа учащихся в парах сменного состава.
4.Индивидуально-обособленная.
При закреплении материала чаще всего организуем работу учащихся в парах, а работа в группах разной наполняемости при проведении практических работ, например, на уроках кулинарии.
При формировании технологической образованности учащихся необходимо процесс обучения технологии привести в соответствие с современными требованиями к уровню технологической культуры выпускника школы, отраженными в образовательном стандарте.
Главным для учителя технологии является формирование у учащегося самосознания и самоопределения для становления профессиональной карьеры для дальнейшей успешной профессиональной деятельности и технологических умений.
Технологические умения - это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных технологических знаний.
К технологическим умениям относятся:
• умение правильно осуществлять профессиональный выбор и стратегию профессиональной карьеры;
• умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из массы альтернативных с учетом их последствий для природы и общества.
Формирование технологических знаний и умений основано на преобразовательной деятельности в процессе обучения. Для достижения этого целесообразно воссоздать в процессе обучения технологический цикл производства. При этом следует применять следующие практические методики, облегчающие процесс обучения:
1. Предоставление ученику выбора учебной деятельности.
2. Совместное принятие учителем и учеником решений, связанных с определением объема и содержания учебной работы.
3. В качестве альтернативы механическому заучиванию учебного материала применять проблемный метод обучения.
4. Личностная значимость работы ученика достигается путем имитации реальных жизненных ситуаций на уроке.
5. Широкое применение различных форм группового тренинга и взаимообучения (оптимальные группы состоят из 7-10 человек).
6. Дифференциация программированного обучения для тех учеников, у которых недостаточно знаний или не хватает средств для решения конкретных задач.
Основным методом технологического обучения является активное включение учащихся в процесс проектирования и выполнения практических работ.
Основные виды деятельности учащихся:
- проекты – деятельность, направленная на включение учащихся в целостный процесс дизайна (проектирования и изготовления);
- упражнения – короткие, сфокусированные практические задания, нацеленные на изучение определенных навыков или приобретение определенных знаний;
- дизайн-анализ – исследование различных объектов с целью изучения их свойств и характеристик: «Почему данное изделие именно такое, какое оно есть? Какие принципы лежат в основе его работы?»
Наряду с методом проектов на уроках обслуживающего труда целесообразны такие современные методы поиска решения задач как: мозговой штурм, морфологический анализ, метод фокальных объектов, синектика, метаплан и др. Вместе с тем на уроках обслуживающего труда необходимо применять традиционные словесные и наглядные методы обучения: рассказ, дискуссия, объяснение, показ трудовых проектов, письменное инструктирование, метод направляющих текстов, алгоритмического предписания, самостоятельные наблюдения, практические методы, а также методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся.