Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ОСНОВНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДБОРА ПО СЛУХУ, АККОМПАНЕМЕНТА К ВОКАЛЬНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ | Гармашова Анна Тимофеевна. Работа №242426

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Гармашова Анна Тимофеевна
Статья раскрывает основные практические принципы подбора по слуху аккомпанемента к вокальному произведению.

Гармашова А.Т.

Студентка ТГУ им.Г.Р.Державина

Специальность Вокальное Искусство

2 курс 07/2026 группа.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДБОРА ПО СЛУХУ,

АККОМПАНЕМЕНТА К ВОКАЛЬНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ.

 

 

 

Аннотация

Научная статья включает в себя разбор строения вокального произведения, а также, анализ роли музыкального слуха в подборе песни. В данной работе рассмотрены ключевые практические примеры, которые помогут быстро и грамотно освоить принципы подбора по слуху аккомпанемента к вокальному произведению.

 

 

Вводная часть

Тема научной статьи о подборе по слуху, аккомпанемента к вокальному произведению выбрана не случайно. Всё больше и больше людей сталкиваются с проблемой того, что совершенно не знают, как подобрать песню по слуху. В большинстве музыкальных учебных заведений этому не учат. Музыканты, получая аттестат (диплом), умея прочитать с листа партитуру любой сложности, удивить даже самого придирчивого критика, своей виртуозной игрой на инструменте- порой не могут воспроизвести простейшей песни.

Если нет нотной партитуры или гармонизации мелодии в виде аккордов к вокальному произведению- то, казалось-бы, элементарный вопрос, музыкального сопровождения, превращается в большую проблему.
В современном обществе, мало кого можно удивить грамотным исполнением «Лунной сонаты» Л.В.Бетховена, или «Турецкого рондо» В.А.Моцарта 1 . В открытом доступе в интернете, есть сотни классических произведений, в самой лучшей аранжировке. Великолепная музыка- уже стала привычной для слушателей. Привычной, но недосягаемой.

Психологически люди делят музыку на две основные категории. Первая — это «великие произведения искусства», которые звучат в Театрах и на мировых концертах. Вторая категория — это близкая для каждого слушателя «популярная музыка». Песни, которые часто слушают, добавляют в плейлист, отправляют друзьям в социальных сетях, слышат в общественном транспорте и напевают в ванной комнате. Одним словом та, которая близка каждому человеку, не зависимо от его причастности к музыкальной сфере. Чаще всего на данную категорию музыкальных произведений нет пишут аккомпанемента или нот.

Классическая музыка — это здорово! Но нельзя упускать из виду мнение большинства людей. Музыканту, всё чаще приходится сталкиваться с необходимостью музыкального сопровождения популярных песен. Возникает проблема: отсутствие нот. В наш век высокоскоростных технологий, новые хиты, появляются ежедневно, распространяются с огромной скоростью, и сменяют друг друга очень быстро. К тому времени, когда ноты будут опубликованы в открытом доступе, информация может стать неактуальной.

Данная научная статья, поможет разобраться, и научит практически решать возникшую проблему. Когда музыкант освоит основные принципы подбора аккомпанемента к вокальному произведению по слуху, он сможет без затруднений исполнить любую предложенную композицию, подтвердив тем самым всему обществу, что музыка-может быть доступной каждому.

Основная часть.

«Подбор по слуху — это такая таинственная вещь,

которая вызывает священный трепет

у непосвящённых людей.»

Вадим Каневский (2)

Подбор по слуху подразумевает под собой навык услышанное ушами передавать на клавиши. Необходимы: большой слуховой опыт и практика.

Для освоения принципов подбора вокального произведения по слуху, необходимо разобрать два основополагающих пункта:

А. Строение вокального произведения.

Б. Роль музыкального слуха в подборе песни.

 

А. СТРОЕНИЕ ВОКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В первую очередь важно понять принцип строения вокального произведения, его основные компоненты. Эти компоненты могут быть завуалированы и не видны на первый взгляд. Достаточно простые песни могут значительно усложнится за счёт большого ассортимента музыкальных инструментов, сложной аранжировки, избытка многоступенчатых аккордов, смешанности мелодий, или некачественной записи, но важно помнить, что любое вокальное произведение состоит из:

Мелодической части

Гармонической части

Темпо-ритмической части

.

Разберём каждый пункт отдельно.

 

Мелодическая часть

.

Мелодия — это благозвучная последовательность звуков, образующая определенное музыкальное единство; напев.3

Мелодия является основной темой произведения. Это именно та часть, которая легче всего запоминается. Её как правило легко услышать, и воспроизвести, как инструментально так и вокально.

Гармоническая часть

Музыкальная гармония – это свод аккордов, без которых ни одна песня или пьеса не будет полноценной, полнозвучной. 4

Роль гармонии в вокальном произведении, как и в любом другом, невозможно переоценить. Грамотно расставленные аккорды и их обращения- буквально создают комфортную среду для мелодии, подхватывая её на сильных долях и окрашивая её то мажорными, то минорными оттенками. Именно за счёт гармонического окраса, мелодия оживает. В зависимости от выбранной гармонизации у слушателей появляется или пропадает желание воспринимать произведение.

Важно знать, что в гармонии есть определённые правила постановки аккордов- фунции.5 Аккорды никогда не ставятся в произвольном порядке. Для грамотного подхода к подбору аккомпанемента, необходимо глубже изучить тему функций в классической и джазовой гармонии.6

Если перед нами не стоит задача «высокого профессионализма» в знании гармонии, то для подбора аккомпанемента достаточно понять четыре ключевых принципа, практически уникально подходящих к большинству вокальных произведений.

В каждом произведении есть основная тональность.

Главный аккорд, с которого начинается, периодически возвращается по ходу звучания, и которым заканчивается песня называется- тоническое трезвучие3).

Подбор аккомпанемента всегда следует начинать с нахождения тонического трезвучия и уже к нему подстраивать остальные аккорды.

В каждом произведении используются основные ступени лада

Тоническое трезвучие- строится на I ступени. В вокальном произведении, абсолютно всегда используются основные ступени лада:

IVступень- это субдоминанта (S), V ступень- это доминанта(D).

Субдоминанта располагается на пять полутонов выше тоники.

Доминанта располагается на пять полутонов ниже тоники.

У каждого аккорда есть параллельная тональность

.

7

Для того, чтобы грамотно и быстро подобрать аккомпанемент, необходимо держать в голове параллельную тональность основного тонического трезвучия.

Параллельный минор находится на шестой ступени мажора.
Параллельный мажор - на третей ступени минора, другими словами,

на 1,5тона или малую терцию вверх.

Соответственно, чтобы быстро найти параллельную минорную тональность, нужно спуститься от мажора на 1,5 тона вниз.

К параллельной тональности основного тонического трезвучия, необходимо определить субдоминанту (S) и доминанту (D).*

*подробнее об этом в предыдущем пункте «2».

Когда вы определили тональность, её параллельную и основные ступени к ним- то подбор аккордов не вызовет сильных затруднений.

Модуляция

В современных вокальных композициях зачастую используется модуляция (повышение тональности). Композиторы используют её для развития мелодии и накала эмоций. Как правило, модуляция применяется во второй части песни, ближе к последнему куплету.

Модуляции совершенно не стоит бояться, по большому счёту, вся мелодия и аккорды к ней просто поднимаются немного выше.
Транспонируются они равномерно, вам не придётся подбирать всё произведение с чистого листа. Вы можете просто механически переписать все аккорды на 0,5 тона или 1 тон выше.

Таким образом, если ваша основная тональность была ми мажор, и основными аккордами были: E A H, то с модуляцией на 0,5 тона они поднимутся: F Bь C.

 

Темпо-ритмическая часть

Музыкальный ритм — организация музыки во времени. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз. 8

Ритм можно по своей сути сравнить со скелетом — это основа всего, опора, и жёсткие рамки, в которые вписывается музыкальное произведение.

Ритм даёт чёткость и структурированность вокальному произведению, а также влияет на настроение композиции.

При подборе аккомпанемента немаловажно уловить ритм, т.к. он задаёт характер вокального произведения.

 

Разме́р в музыке  (подразумевается тактовый размер)— знак нотации, характеризующий число ритмических единиц в такте.9

Размер необходимо определить для того, чтобы понимать расположение сильных долей, что в свою очередь поможет грамотно определить расположение аккордов.

 

Б. РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА В ПОДБОРЕ ПЕСНИ.

Музыка́льный слу́х — совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки; наиболее важное профессиональное качество, необходимое для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства; хорошо развитым музыкальным слухом должны обладать все профессиональные композиторымузыканты исполнителизвукорежиссёрымузыковеды. 10

Большинство музыкантов обладают отличным музыкальным слухом, мелодическим, гармоническим, или каким-либо другим из его разновидностей. Но не многие музыканты могут блеснуть тем, что с ходу подбирают любое музыкальное произведение. Почему? Ответ прост, музыканты много слушают музыки, но редко практикуются воплотить услышанное в жизнь.

Можно сказать, что это особое искусство, которое необходимо развивать, начиная с подбора самых простых и знакомых мелодий. Мотивацией для работы может быть то, что в вопросе подбора песен- положиться нам больше не на что. Нет нот, с которыми мы можем сравнить свой успех, и нет другого способа сыграть аккомпанемент,(не считая конечно того варианта, что всегда можно обратиться к другому музыканту, который лучше подбирает по слуху).

В первое время будет сложно скоординировать внутренний слух, и звуки инструмента. Скорее всего первые попытки будут похожи на поиск нужной ноты вслепую. Чтобы процесс обучения ускорился, педагоги рекомендуют сделать промежуточный этап между слушанием и игрой на инструменте: пропевать услышанное. В данный момент не важны вокальные данные, и нет необходимости сольфеджировать. Важно научиться извлекать услышанное и применять это в профессии.

Слушать и извлекать услышанное. Каждому уважающему себя музыканту, аккомпанирующему вокальное произведение «нужно научиться воспроизводить на инструменте услышанное» 11.

В данном вопросе поможет только практика.

 

 

 

Перейдём к практическому освоению данного вопроса.

Теперь, когда мы разобрали все компоненты, касающиеся подбора аккомпанемента, самое время перейти к практическим этапам работы над вокальным произведением. Лучше всего, подбирать произведение имея перед собой текст или хотя-бы лист бумаги, для записи аккордов.

 

Итак, во-первых, необходимо выбрать подходящий трек. Если на данный момент не стоит другой задачи, кроме, как получить опыт подбора песни по слуху, то лучше всего выбрать произведение, которое исполняется на том же инструменте, на котором вы осуществляете подбор. На первых этапах желательно брать понятные для слуха песни, не усложнённые креативными аранжировками.

Выбранный трек необходимо прослушать целиком. Образно говоря посмотреть на него с высоты птичьего полёта. При первых воспроизведениях необходимо проанализировать и почувствовать его. Мысленно оделить мелодию от аранжировки.

Прежде чем садиться за инструмент, попробуйте определить размер вокального произведения. «Размер- это то, сколько раз хочется шагать»,12 - такой пример в своём видеоуроке привёл Алексей Горшенин. Он наглядно показывает, что, пытаясь шагать под музыку, мы сами внутренне определим её размер. Таким образом, мы уже учимся выводить услышанное в реальную жизнь.

За тем, следует прохлопать ритм, с выделением сильной доли. После того, как хлопки будут совпадать с вокальным произведением, можно переходить к инструменту.

Обратите внимание, есть ли модуляция? Подумайте, с чего лучше начать подбор, сверху или снизу? С аккордов или с мелодии? Этот нюанс зависит от композиции, если мелодия замысловатая и постоянно меняет своё направление, переходит в разные регистры, то разумней начать осуществлять подбор песни с аккордов. В случае, когда мелодия простая и понятная для восприятия- подбор следует начинать с неё.

 

Далее, нужно слушать по фрагментам, по строчкам, или фразам. Проверено на практике, что подбирать лучше непосредственно с вокальной части, на время упуская из виду вступление. Причина такого подхода: во-первых, вступление может быть усложнённым разными спецэффектами и количеством инструментов, оно чаще всего абстрактное и не проигрывает мелодию. Сложно с ходу уловить её характер. Во-вторых, подобрав произведение целиком и в конце вернувшись ко вступлению, вы без труда его проиграете, т.к. уже будете владеть аккордами и свободно играть основную тему трека.

 

Определите тональность, если нужно прослушайте трек ещё несколько раз. Найдите основной тон, это будет вашей опорой в исполнении аккомпанемента. Определите тонику, субдоминанту и доминанту, а так же параллельную тональность с её субдоминантой и доминантой. Скорее всего в основном будут использоваться эти аккорды.

Любая песня состоит из блоков. И не только из куплетов, припева и моста, хотя это немаловажная информация, для правильного представления о структуре трека. Надо понимать, что мелодия всегда циклична и делится на квадраты определённой длительности. Чаще всего, каждые две сточки она вновь возвращается к основному тоническому трезвучию, либо к переходному септ аккорду.

Аккорды меняются на сильную долю. Чтобы её почувствовать можно ещё раз прохлопать ритм, либо делать акцент ногой. Педагогический опыт подтверждает, что если мы будем делать акценты в сопровождении какого-то движения, хлопка, щелчка или притопывая ногой, то информация будет усваиваться лучше. В нашем случае, прочувствовав сильную долю, мы быстрее подберём аккорды к аккомпанементу. Что значительно облегчит работу, и поможет подобрать мелодию.

Подобрав все необходимые компоненты, аккорды, мелодию, тренируйтесь исполнять аккомпанемент без запинок, в идеале можно соревноваться с оригиналом. Помните, что аккомпаниатор не всегда должен проигрывать мелодию. Важно вовремя на сильную долю менять аккорд, это то, что в аккомпанементе чувствуется сильнее всего, порой можно не проигрывать никаких лирических растяжек, играя только аккорды в необходимом темпе.

 

Заключение.

«Не бойтесь совершать ошибки, спотыкаться и падать, чаще всего величайшую награду приносит то, что больше всего нас пугает.»13

«Сведите количество неизвестного, до нескольких элементов.»14 Попробуйте взять уже готовый текст с аккордами, а сами, на слух подбирайте мелодию, обыгрывая её аккомпанементом. Возьмите записанную мелодию, сами, гармонизируйте её аккордами. Подобная практика поможет вам на первых этапах.

Всё просто: слушать, напевать, или прохлопывать и исполнять на инструменте.

Больше тренируйтесь и всё обязательно получится.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1 Произведения взяты для примера с сайта MusicaNeo / Топ 10 самых известных классических сочинений. https://www.musicaneo.com/ru/top_classical_music_pieces.html

2 Мастер-класс Вадима Каневского «Подбор по слуху».

Использована цитата с первой минуты. https://www.youtube.com/watch?v=M5t1vZtrXz8

3 Значение взято из «Большого современного толкового словаря русского языка» https://slovar.cc/rus/tolk/50316.html

4 Сайт «Про пианино» https://propianino.ru/muzykalnaya-garmoniya-kraski-muzyki

5 подробнее о понятии гармонических функций, можно прочитать online в книге: «Гармония. Теоретический курс» (1983): лава 11 «Теория функций» (фрагмент издания 1988 г.; HTML-верстка http://www.kholopov.ru/harmony/harm-chap11.html

6 . Книги для изучения данного вопроса:

Чугунов Ю. Гармония в джазе. М., 1980.

Бриль И.М. Основы джазовой импровизации. М., 1982.

Дьячкова Л.С. Гармония в музыке ХХ века. М., 1994.

7 Подробно и максимально доступно тема раскрыта на канале ютуб: «Pimalive» урок: «Что такое параллельные тональности?»

https://www.youtube.com/watch?v=t5HpP8lxZzY

8 Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%82%D0%BC

9 Материал из Википедии — свободной энциклопедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0)

10 Материал из Википедии — свободной энциклопедии

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85

11 Теория музыки: как подбирать на слух (часть 1) [13:02 мин]

https://www.youtube.com/watch?v=yN4pnHwWzww

12 Теория музыки: как подбирать на слух (часть 1) [2:01мин]

https://www.youtube.com/watch?v=yN4pnHwWzww

13 It my Dream «Цитаты про ошибки». http://itmydream.com/citati/oshibki

14 Мастер-класс Вадима Каневского «Подбор по слуху». [4:01мин]

https://www.youtube.com/watch?v=M5t1vZtrXz8

 

 

Ключевые слова

Подбор по слуху; аккомпанемент; популярная музыка; научная статья; композиция; основные принципы подбора; снятие мелодии;

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×