Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Основные принципы преподавания русского языка как иностранного: теоретический и практический аспекты | Филонова Мария Валентиновна. Работа №344352

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются основные принципы преподавания русского языка как иностранного с учётом теоретических и практических аспектов. Описаны методики, направленные на эффективное освоение русского языка иностранными учащимися, а также ключевые стратегии преподавания, которые способствуют развитию языковой компетенции и коммуникативных навыков. Приведены примеры практических упражнений и подходов, применяемых в обучении русскому языку как иностранному.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, методика преподавания, языковая компетенция, коммуникативные навыки, иностранные учащиеся, грамматика, теория и практика.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

 

Филонова Мария Валентиновна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №27 ГОЩ, Московская область, г.о. Щёлково

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные принципы преподавания русского языка как иностранного с учётом теоретических и практических аспектов. Описаны методики, направленные на эффективное освоение русского языка иностранными учащимися, а также ключевые стратегии преподавания, которые способствуют развитию языковой компетенции и коммуникативных навыков. Приведены примеры практических упражнений и подходов, применяемых в обучении русскому языку как иностранному.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, методика преподавания, языковая компетенция, коммуникативные навыки, иностранные учащиеся, грамматика, теория и практика.

 

Преподавание русского языка как иностранного (РКИ) представляет собой комплексную задачу, требующую от учителя не только глубокого знания языка, но и владения специальными методиками, которые помогают иностранным учащимся осваивать язык в условиях иной культурной и языковой среды. Основные принципы преподавания РКИ направлены на формирование у учащихся языковой компетенции, развитие коммуникативных навыков и освоение как теоретических, так и практических аспектов русского языка.

Одним из ключевых принципов является коммуникативный подход, который ставит в центр обучения развитие способности учащихся использовать язык в реальных жизненных ситуациях. Учитель должен организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся могли активно применять свои знания в повседневном общении, решая коммуникативные задачи. Например, в ходе занятий можно использовать диалоги на бытовые темы, такие как покупки, знакомство или посещение кафе, что помогает учащимся научиться взаимодействовать на русском языке в различных социальных контекстах.

Грамматико-переводной метод является важной составляющей преподавания РКИ, особенно на начальных этапах обучения. Этот метод предполагает изучение грамматических правил и структур русского языка, а также перевод текстов с родного языка на русский и обратно. Например, учащиеся могут выполнять упражнения на перевод предложений или текстов с акцентом на грамматические категории, такие как падежи, времена глаголов и синтаксические конструкции. Это способствует глубокому пониманию структуры языка и помогает учащимся осваивать правила использования грамматических форм.

Фонетическая работа — ещё один важный аспект преподавания русского языка как иностранного. Для успешного овладения языком учащимся необходимо научиться правильно произносить звуки и слова, что требует систематической работы над фонетикой. Учитель может использовать специальные упражнения для постановки правильного произношения, такие как повторение слов, тренировка интонации и ритма речи. Например, для изучающих русский язык могут быть полезны упражнения на произношение трудных звуков, таких как «ы» или мягкие согласные, которые отсутствуют в их родном языке.

Контекстное изучение лексики также играет важную роль в обучении РКИ. Учащиеся лучше усваивают новые слова и выражения, когда они представлены в контексте и имеют практическое применение. Учитель может организовать занятия таким образом, чтобы новые лексические единицы вводились через диалоги, тексты или игровые ситуации. Например, учащимся можно предложить изучать лексику, связанную с поездками на транспорте, через моделирование ситуации, где они покупают билеты и общаются с кассиром.

Индивидуальный подход в обучении иностранным учащимся крайне важен, так как уровень подготовки и владения языком может сильно варьироваться. Учитель должен учитывать различия в уровнях языковой подготовки и адаптировать учебные задания под нужды каждого учащегося. Например, для более продвинутых студентов можно предложить задания на написание эссе или участие в дискуссиях, в то время как для начинающих учеников — упражнения на отработку базовых грамматических конструкций и лексики.

Интерактивные и игровые методы также находят широкое применение в преподавании РКИ. Учитель может использовать различные образовательные платформы, мобильные приложения и интерактивные задания для того, чтобы мотивировать учащихся и сделать процесс обучения более увлекательным. Например, приложения для изучения языка, такие как Duolingo или LinguaLeo, предлагают учащимся интерактивные задания, которые помогают тренировать грамматику, лексику и произношение. Такие методы помогают сделать процесс обучения более гибким и адаптированным к современным потребностям.

В завершение можно отметить, что преподавание русского языка как иностранного требует комплексного подхода, который сочетает в себе как теоретические знания о структуре языка, так и практические задания для развития коммуникативных навыков. Успех в обучении зависит от того, насколько учитель сможет адаптировать методику под уровень подготовки учащихся и создать условия для активного использования языка в реальных ситуациях. Комбинируя традиционные методы с инновационными подходами, можно добиться высоких результатов в обучении иностранным учащимся русскому языку.

 

Список литературы

1. Стародумов, И. В. Особенности преподавания русского языка как иностранного / И. В. Стародумов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 204-207.

2. Чеснокова М.П. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие. Москва: МАДИ, 2015. 132 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×