Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Основные требования и идеи внедрения ФГОС СПО на уроке" | Александр Иванович Иванченко. Работа №297796

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Александр Иванович Иванченко
Статья - собирательные рекомендации Федерального государственного образовательного стандарта СПО с рекомендациями преподавателям о формах и методах проведения уроков. Кроме этого имеются личные предложения на основе педагогического опыта и работы в качестве председателя Методической комиссии по специальности СПО 23.02.04. Надеюсь, что преподаватели СПО найдут в статье что-либо полезное и применят в трудовой деятельности.

Данная статья является одной из цикла методических разработок, для внедрения их в учебный процесс, после рассмотрения и принятия на МК в качестве приемлемых и заслуживающих внимание.

Стань профи
Методическая информация для преподавателей №2
В помощь преподавателю колледжа
Статья. Основные требования и идеи ФГОС СПО на уроке.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции, – писал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности студента. Как мы знаем, современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные, конкретные виды деятельности, на компетентностный подход.
Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть такой вид учебного занятия, как урок, в колледже в современных условиях. Так какие же основные моменты следует учитывать преподавателю при подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть студенты.
Одним из основных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, является образовательная программа. Цели реализации программы: создание условий для обучения, развития и воспитания личности в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Основной формой обучения на сегодняшний день остаётся традиционный урок.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не проводились реформы, урок остается главной формой обучения. Любой урок имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом.
Как для студентов, так и для преподавателя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Современному обществу нужны образованные, компетентные специалисты, которые могут:
анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способны к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
На основе этого выделяются требования к современному уроку в условиях ФГОС СПО:
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация Стандартов на результаты освоения образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? Это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, имеющий четкую структуру, взаимосвязь всех его этапов, логическое завершение.
Также урок должен быть проблемным и развивающим: педагог сам нацеливается на сотрудничество со студентами, умеет направлять их на сотрудничество с преподавателем и одногруппниками;
на уроке благоприятный психологический микроклимат;
имеет место организация проблемных и поисковых ситуаций, активизация деятельности студентов;
учет уровня и возможностей студентов;
умение демонстрировать методическое искусство педагога;
планирование обратной связи;
Исходя из этого, нужно иметь представление о структуре урока. В зависимости от его типа структура может отличаться.
Типология уроков
Типологии уроков посвящено много научных работ. И, тем не менее, на сегодняшний день эта проблема остается спорной в современной дидактике. Имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. Например, уроки классифицируют, исходя из дидактической цели (И.Т. Огородников, И.Н. Казанцев), цели организации занятий, содержания и способов проведения урока (М.И. Махмутов), основных этапов учебного процесса (СВ. Иванов), дидактических задач, которые решаются на уроке (Н.М. Яковлев, A.M. Coxop), методов обучения (И.Н. Борисов), способов организации учебной деятельности учащихся (Ф.М. Кирюшкин). Структура урока, разработанная М.И. Махмутовым, в какой-то степени снимает ведущиеся в дидактике споры по этому вопросу. Он в своей работе (Современный урок. М., 1981), предлагаетклассифицировать уроки по цели организации, объединенной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся.
В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:
Урок изучения нового – это традиционный урок. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это контрольная работа, зачет, коллоквиум и т.д. Имеет целью определить уровень овладения компетенциями.
Когда мы составляем КТП или продумываем план занятия, при установлении вида занятия урок обязательно следует учитывать его планируемый тип (например, урок закрепления изученного материала, урок обобщения и системати-зации и т.д.), что в обязательном порядке следует отразить в плане учебного занятия.
Отдельно следует сказать о таком типе уроков, выделяемом в современной педагогике, как комбинированный, по-другому он называется смешанный тип. Этот термин можно встретить в работах современных методистов М.И. Махмутова, С.В. Иванова, а также И. П. Подласого.
Иван Павлович Подласый - доктор педагогических наук, профессор, автор одного из современных учебников по педагогике. В структуре такого урока присутствуют все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения учебного материала.
Такой тип урока включает:
Организационную и содержательную установку;
Проверку глубины понимания и прочности знаний;
Взаимодействие педагога и детей на основе сообщения — усвоения новых знаний, умений, навыков;
Закрепление изученного материала и упражнения;
Диагностику прочности усвоения знаний;
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Но важно понимать и помнить, что если комбинированный тип урока на практике становится единственной формой обучения, а его структура постоянно остается неизменной, в учебной работе возникает шаблонность. Последствия мы представляем.
Перечисленные компоненты методической подструктуры комбинированного урока в зависимости от характера учебной ситуации и педагогического мастерства педагога должны взаимодействовать между собой и переходить друг в друга, менять свою последовательность в зависимости от организации познавательного процесса. В таких случаях структура комбинированного урока становится гибкой, подвижной. Это позволяет преподавателю избегать в своей работе шаблона, формализма. Так, в опыте передовых педагогов, в опыте новаторов и в практике работы современных методистов С.Н. Лысенковой, И.П. Волкова, В.Ф. Шаталова и других, усвоение новых знаний происходит в процессе выполнения самостоятельной работы, а проверка знаний вплетается в организацию занятий и выступает в качестве показателя активности студентов в комментировании хода своей работы, их обученности.
Как же избежать этой шаблонности?
Каждый тип реализуется во множестве видов урока.
Варианты видов уроков
Традиционные уроки
Нетрадиционные уроки
Вводный урок
Урок фантазирования
Урок-лекция
Урок соревнование
Урок-беседа
Урок открытых мыслей
Урок с использованием ТСО
Урок турнир
Урок - лабораторная работа
Урок конкурс
Урок - практическая работа
Урок конференция
Урок - экскурсия
Интегрированный урок
Урок-КВН
Урок-диспут
Урок-спектакль
Урок-путешествие
Урок-зачёт
О видах уроков мы сегодня еще будем говорить подробнее.
Поэтому прокомментируем лишь основные из них.
Урок – лекция – форма, которая предполагает погружение обучающихся в предлагаемую тему; уроки, рассказывающие всё крупными блоками и дающие экономию времени для творческой работы.
Цель: создать условия для того, чтобы обучающие имели целостное представление о новой теме.
Урок – лекция – это первый урок по новой теме.
Уроки – семинары предполагают обращение обучающихся к словарям, справочникам, дополнительной литературы.
Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении определённой темы.
Урок - деловая игра.
В деловых играх на основе игрового замысла модернизируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делят на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
В рамках уроков чаще всего ограничиваются применением деловых учебных игр. Их отличительными свойствами являются:
-моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
-поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
-наличие конфликтных ситуаций;
-обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
-использование описания объекта, игрового имитационного моделирования;
-контроль игрового времени;
-элементы состязательности;
-правила, системы оценок хода и результатов игр.
При подготовке к уроку, вне зависимости от его типа и вида следуют придерживаться определенного алгоритма.
Алгоритм подготовки к уроку:
1. Определить и сформулировать тему урока, его цели и задачи.
2. Определить место данного урока в системе уроков.
3. Определить и сформулировать целевые установки для себя и в действиях студентов.
4. Спланировать учебный материал:
- отобрать содержание учебного материала по теме;
- определить уровень его усвоения студентами (знакомство, репродуктивный, творческий);
- выявить связи данного учебного материала с другими предметами;
- определить целесообразность использования дополнительной литературы.
5. Подобрать учебные задания, исходя из планируемого уровня усвоения учебного материала студентами в соответствии с принципом от простого к сложному:
• задания на узнавание нового материала;
• задания на его воспроизведение;
• на применение в знакомой ситуации;
• на применение в измененной ситуации;
• на применение на творческом уровне.
6. Сгруппировать отобранный материал, определить последовательность его предъявления.
7. Найти адекватные целям и содержанию учебного материала методы обучения и формы организации деятельности студентов.
8. Спланировать контроль за деятельностью студентов, ответив себе на вопросы:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля.
9. Подготовить оборудование для урока: учебно-наглядные пособия, аудио- и видеоматериалы и т. д.
10. Продумать формы подведения итогов урока (рефлексия).
11. Продумать домашнее задание и инструктаж по его выполнению (домашнее задание мы всегда комментируем и проговариваем, что необходимо сделать студентам для четкого понимания).
Планирование урока
План урока должен быть точным, информативным и давать представление о содержательных единицах урока, видах упражнений, формах организации деятельности студентов. Конечно, выполнение таких комментариев достаточно трудоёмко, поэтому не может являться обязательным требованием к каждому конспекту урока. Но для освоения ключевых идей ФГОС и осуществления преподавателем рефлексии собственной профессиональной деятельности очень полезно хотя бы часть конспектов выполнять в подобной форме:
Этап
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Примечания
Вне зависимости от типа и вида урока его успех в понимании преподавателем и студентом его целей и задач.
Цели и задачи урока
Преподаватель должен спланировать свою деятельность и деятельность студентов, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
Общепринято в науке, чтоцель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта.
Задача – это предельно конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то корректно количественно, образ (ожидаемого) результата, которого учащийся, образовательное учреждение реально могут достичь к строго определенному моменту времени.
Преподаватель должен ставить не три различные цели: обучающую, развивающую и воспитывающую, а одну, обеспечивающую решение триединой цели всем строем работы на уроке. Цель может ставиться не для одного урока, а для определенного периода обучения (раздела МДК, темы).
Цель - это… ответ на вопрос Зачем? Ради чего?;
обобщенный образ максимально желаемого результата;
может относиться как к теме, так и к курсу в целом (до сих пор существует спор в педагогике о наличии цели у отдельного урока);
обычно формулируется в виде отглагольного существительного (развитие, становление, создание, формирование, воспитание, понимание и т.п.);
могут иметь разную ценностную направленность: к знаниям, умениям и т.д.
Задачи в структуре урока:
формулируются через глаголы (объяснить, изучить, рассмотреть, обобщить, узнать, сравнить, закрепить, расширить представления, сопоставить и т.п.);
относятся к организации занятия, к содержанию темы, к деятельности студентов и преподавателя на занятии, к подведению итогов, к оцениванию и обсуждению (рефлексии);
на каждом уроке должны ставиться образовательные, воспитательные и развивающие задачи;
задачи отражают деятельность на каждом этапе занятия.
Возможные задачи должны быть предельно конкретны, соотноситься с этапами урока. Должны быть сформулированы так, чтобы можно было проследить их реализацию в ходе урока (обеспечить мотивацию, расширить представления о... и т.д.)
Поскольку мы ставим на каждом уроке цель и задачи, то мы прогнозируем и ожидаем достижения определенного результата.
Результаты:
связаны с целями и задачами;
могут разделяться на предметные, метапредметные и личностные;
соотносятся с компонентами знаний, умений, отношения и ценностных ориентиров;
включают индикаторы и показатели (количественные и качественные характеристики результата);
имеют конкретный и проверяемый характер (В результате занятия учащиеся смогут…);
могут быть сформулированы и обсуждены вместе со студентами;
возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии.
Здесь мы говорим о системном подходе при подготовке урока.Только при правильной постановке целей урока и его задач, представлении о желаемом результате и, самое главное, при понимании студентом поставленной цели и умении оценить ее достижение (целеполагание) можно добиться успешных результатов. Уходя с занятия, студент будет четко понимать, над чем, над какой компетенцией и насколько успешно он сегодня работал.
Говоря о результатах, нельзя не сказать и об оценке деятельности студента на уроке.
Отметка и оценка
Оценка не сводится к выставлению отметок (т.е. баллов). Помимо формализованной стороны (баллы, зачёт — незачёт и т.п.), в оценивании показывается отношение каждого участника урока к происходящему на уроке, то есть понятие оценка шире понятия отметка.
Ключевые положения:
оценивание на занятии происходит в любом случае (нередко помимо воли того, кто оценивает);
оценка не должна умалять достоинство человека;
следует оценивать учебные результаты, а не личностные особенности;
важно открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок;
оценка должна мотивировать к учению;
Для понимания студентами уровня их успеваемости следует знакомить студентов с отметками в учебном журнале. Благодаря ТСО, а также полному переходу во 2 семестре на ЭЖ, у нас есть возможность выводить на экран страницу в журнале, чтобы обеспечивать прозрачность оценивания.
При подведении итогов мы также проводим рефлексию, причем она являетсяне просто подведением итогов, а видением процесса и осознанием полученных результатов. Создаются условия для понимания того, что можно было бы изменить, знания об удачных способах действий. Важно, чтобы студенты могли сформулиро-вать основную идею, перечислить основные виды своей деятельности на уроке, ответить на вопросы: что нового узнали на занятии? Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Над формированием каких компетенций работали? Как именно они применят эти знания в процессии? Что было самым трудным на уроке? Что считают наиболее важным? Что было наиболее интересным?
Итак, мы подготовили и провели урок. На какие критерии самооценки урока можно опираться преподавателю?
Мы скажем о том, на что следует и нужно опираться, а на что нет. Начнем с того, что есть параметры, которые не должны являться главными показателями качества урока, например, критериями не являются:
Объём написанного студентами в тетрадях;
Количество выставленных отметок;
Количество упражнений, выполненных за урок;
Устная или письменная форма выполняемых заданий;
Наличие традиционных этапов урока;
Распределение времени по различным этапам;
Использование большого (малого) количества наглядных пособий;
Использование для работы на уроке учебника.
Выделяются критерии эффективности современного урока:
реализация педагогом задач урока;
использование развивающих форм, методов;
формирование УУД;
осуществление оценивания и контроля;
Обучение через открытие;
Самоопределение студента к выполнению той или иной образовательной деятельности;
Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения;
Развитие личности;
Способность студента проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Демократичность, открытость;
Осознание студентов деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал учащийся при этом;
Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;
Позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к открытию;
Студент испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие;
Педагог ведет студента по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью.
Несколько слов в заключение: необходимо помнить, что настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него!
Преподаватель М-Курганского филиала ГБПОУ РО Ростовский-на-Дону автодорожный колледж, председатель МК дисциплин специальности СПО 23.02.04 : Александр Иванович Иванченко
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×