Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Основные задачи работы учителя-дефектолога в средней школе и методы их решения" | Пархоменко Д.А. и Голиков Р.С. . Работа №351850

Дата публикации:
Автор:
Описание:

"Основные задачи работы учителя-дефектолога в средней школе и методы их решения"

 Уровень цивилизации общества во многом определяется его отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и  тот факт, что появились обновленные требования к содержанию  образовательной деятельности  для данной категории учащихся в условиях реализации ФГОС уже говорит о том, что мы живем в гражданском обществе, у которого есть будущее.

       ФГОС предполагает создание в каждом образовательном учреждении специальных условий, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии младших школьников. Создать эти условия и осуществлять квалифицированную коррекцию в образовательном учреждении должны специалисты: учитель - дефектолог, учитель- логопед и психолог.

         Учитель-дефектолог- это не самая распространенная  профессия, но к сожалению, все более востребованная. Кто же такой учитель- дефектолог и чем он занимается с учащимися в общеобразовательной школе? 

Работа учителя-дефектолога в ГБОУ РОЦ 76 в условиях ФГОС.

 

Материал подготовил учителя- дефектологи ГБОУ РОЦ 76
Пархоменко Д.А. и Голиков Р.С.

Уровень цивилизации общества во многом определяется его отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и тот факт, что появились обновленные требования к содержанию образовательной деятельности для данной категории учащихся в условиях реализации ФГОС уже говорит о том, что мы живем в гражданском обществе, у которого есть будущее.

ФГОС предполагает создание в каждом образовательном учреждении специальных условий, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии младших школьников. Создать эти условия и осуществлять квалифицированную коррекцию в образовательном учреждении должны специалисты: учитель - дефектолог, учитель- логопед и психолог.

Учитель-дефектолог- это не самая распространенная профессия, но к сожалению, все более востребованная. Кто же такой учитель- дефектолог и чем он занимается с учащимися в общеобразовательной школе?

Цель деятельности учителя- дефектолога заключается:

 

в  обеспечении своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ , испытывающих трудности в обучении - в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы

 

в обеспечении помощи детям с низким уровнем школьной мотивации

получения образования, сопоставимого по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих проблем в освоении образовательной программы.

 

Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ и дети с низким уровне школьной мотивации.:

 

к категории детей с ОВЗ

 

относят детей

, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми -инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

к категории детей с низким уровнем школьной мотивации

относят детей

:

с сохранным интеллектом, но имеющих проблемы в усвоении школьной образовательной программы по причине нарушения познавательных / психических процессов: нарушением памяти, внимания, восприятия, сенсомоторной координации, пространственных представлений и снижением уровня мыслительной активности).

 

Хотелось бы более подробно остановиться на категории детей с низким уровнем школьной мотивации, психофизиологически не готовых к школьному обучению, нежелающих заниматься интеллектуальной деятельностью и нуждающихся в коррекционной помощи специалистов — психологов, дефектологов, логопедов. Если эти дети не получают специализированную помощь, то закономерно возникают различные трудности в их обучении, приводящие к достаточно стойкой школьной дезадаптации. И учителя, и родители твердо знают: не полюбит ученик школу к третьему классу — он ее никогда не полюбит, не начнет ребенок получать удовольствие от интеллектуальных усилий и достигнутых результатов - весь период начальной школы будет упущен для формирования активной познавательной деятельности, для становления познавательных интересов. К счастью, существует период начального школьного обучения ( с 7 до 11 лет), при котором ребенку отпущен природой определенный потенциал развития. Использовать его необходимо полностью и своевременно, посещая занятия учителя- дефектолога, иначе будет пропущен сенситивный период развития той или иной психической функции.

.

Дети с ОВЗ и дети с низким уровнем школьной мотивации могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.

    Таким образом, речь идет о широком диапазоне учащихся, у одних из которых проблема в развитии может быть решена одним специалистом, например, учителем-логопедом, у других, для ее решения требуется помощь ряда специалистов : учителя- дефектолога, психолога, при этом важным фактором являются специальные условия обучения и пролонгированные сроки коррекционной работы.

 

Деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на решение задач обучения детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах (включая ситуации, когда ребенок получал продолжительную специализированную помощь в раннем возрасте и дошкольном периоде).

Коррекционно-педагогическая работа дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.

Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ОВЗ и детей с низким уровнем школьной мотивации, предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка.

     В настоящее время МБОУ школа № 8 городского округа Кинешма, создает специальные условия, позволяющие предоставлять вариативные формы обучения детям с ОВЗ и детям с низким уровнем школьной мотивации в соответствии с их особенностями и запросом на образовательные услуги общественности.

Родителям (законным представителям) предоставляется право выбора формы получения образования в МБОУ школе № 8. Широкое распространение получает инклюзивная практика и интегрированное обучение предоставляющие возможность для успешного присвоения культурного опыта каждым ребенком с учетом его возрастных особенностей, внутренних ресурсов, состояния здоровья и индивидуальных возможностей.

   

Процессы интеграции предполагают разнообразные вариативные формы включения детей с ОВЗ и детей с низким уровнем школьной мотивации в образовательный процесс МБОУ школы № 8 :

  

В МБОУ школе № 8 предусматриваются следующие виды и формы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Представленные ниже формы определяются в соответствии с общим уровнем готовности ребенка к социально-образовательной интеграции: постоянная, комбинированная, частичная, временная.

    Полная интеграция – эта форма интеграции используется для детей, которые в условиях ДОУ компенсирующего вида достигли уровня психофизического развития возрастной нормы, а так же детей с низким уровнем школьной мотивации. При этой форме дети обучаются в общеобразовательных классах на общих основаниях и по необходимости получают помощь специалистов в виде дополнительной внеурочной деятельности.

     Частичная интеграция – эта форма интеграции используется для детей,  испытывающих стойкие трудности в обучении, и получающих образование  в условиях специального (коррекционного) класса или  класса компенсирующего обучения. При этой форме интеграции учащиеся включены в единое образовательное пространство с нормально развивающимися школьниками, они вовлекаются во все общешкольные воспитательные и учебные мероприятия на равных правах с учащимися общеобразовательных классов. Также эта форма используется для детей, находящихся на индивидуальном обучении, которые могут посещать отдельные уроки в классе совместно с основным составом учащихся.

    Временная интеграция – эта форма интеграции используется для детей, находящихся на надомном обучении, при которой учащиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность социального общения со здоровыми сверстниками (участие во внеклассных воспитательных мероприятиях, в общешкольной деятельности).

    Комбинированная интеграция – эта форма интеграции рассматривается как включение ребенка с ОВЗ в общеобразовательный класс с предоставлением ему квалифицированной помощи специалистов и создания специализированных условий обучения в соответствии с его особенностями. При этой форме интеграции учебный процесс ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с низким уровнем школьной мотивации индивидуализируется в соответствии с его особыми образовательными потребностями. В настоящее время эта форма интеграции рассматривается чаще как инклюзия.

  

      Учитель-дефектолог в своей работе основывается на дифференцированном подходе внутри категории детей с ОВЗ и детей с низким уровнем школьной мотивации с целью определения индивидуально-ориентированных методов коррекционной работы. Вместе с тем, само содержание коррекционно-педагогической работы специалиста выстраивается на основе  комплексного подхода, что, в первую очередь, предполагает обеспечение взаимодействия участников, реализующих коррекционную программу работы с ребенком. Так, учитель-дефектолог посредством рекомендаций, консультаций включает в процесс коррекционного обучения родителей, учителей, и, по необходимости, администрацию. Обязательным является взаимодействие дефектолога с другими специалистами, которое осуществляется в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

   Данный подход предусматривает также реализацию комплекса мер, обеспечивающих эффективное проведение индивидуальных и групповых занятий. Учитель-дефектолог не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционно-педагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения  обучения и воспитания каждого нуждающегося школьника, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами. Коррекционно-педагогическое сопровождение также необходимо и тем учащимся специальных (коррекционных) классов, которые не нуждается в систематических занятиях дефектолога.

     Основное содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации: диагностическое и коррекционное, Помимо традиционных направлений работы дополнительно выделено аналитическое, которое определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программу занятий в соответствии с достижениями учащихся.

   Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.

    Диагностическое направление.

    Цель первичного педагогического обследования (сентябрь- октябрь текущего года) состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков у учащегося, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня умственного развития ребенка, определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» , причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи .По его результатам дефектологом оформляется протокол обследования, дефектологическое представление на учащегося. Повторная диагностика (май текущего года) необходима для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия дефектолога.

      Коррекционное направление.

    Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.

   Основной формой организации дефектологической работы являются подгрупповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). подгрупповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы.

Занятия носят коррекционно-развивающую направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависит от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других специалистов..

 

 

К основным задачам коррекционно-развивающей работы относятся:

- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- углубление и расширение знаний учащихся, исходя из интересов и специфики их способностей.

- формирование и развитие наглядно- образного и логического мышления;

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

-развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);

- развитие речи и словарного запаса учащихся;

- развитие быстроты реакции.

- формирование положительной мотивации к учению.

-формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

- формирование умения работать в группе (при подгрупповых и парных занятиях ).

Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей, предоставление учащимся дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным учебным материалом.

    Основное время в коррекционной работе учителя-дефектолога отводится на занятия с детьми младшего школьного возраста. Однако занятия могут проводиться и с учащимися 5–9 классов – с теми школьниками, которые уже посещали занятия дефектолога, но в связи со стойкостью нарушения (выраженная форма ЗПР церебрально-органического генеза) нуждаются в продолжении коррекционной работы. Предпочтение в коррекционной работе отдается формированию приемов умственной деятельности и способов учебной работы учащихся на материале разных учебных дисциплин. Речь идет о формировании «широких» приемов, которые используются на уроке вне зависимости от области знаний и носят межпредметный характер. К ним относятся такие приемы, как рассмотрение объекта с разных точек зрения, логическая обработка текста, выделение основного смысла контекста, сжатый пересказ и др.

   Аналитическое направление.

     Аналитическое направление – предполагает проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия всех специалистов школы.

    Необходимость этого направления деятельности дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка, который предполагает:

1) системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;

2) создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;

3) обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;

4) профилактику перегрузок учащихся. Коррекционная работа специалистов должна планироваться с учетом суммарной нагрузки на ученика;

5) взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

 

   

Г. Москва 2024г.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×