Основы финансовой грамотности для студентов: от управления финансами до грамотного инвестирования | Довганич Елена Геннадиевна. Работа №349428
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты преподавания основ финансовой грамотности для студентов. Раскрывается важность финансовой грамотности в современных условиях, акцентируется внимание на основах управления личными финансами, контроле доходов и расходов, а также на принципах грамотного инвестирования. Приведены примеры задач и практических упражнений, которые помогут преподавателям объяснить сложные финансовые темы доступным для студентов языком. Указаны методические подходы для повышения интереса студентов к теме, а также варианты взаимодействия с молодежной аудиторией, направленные на формирование у них навыков ответственного финансового поведения.
Ключевые слова: финансовая грамотность, студенты, управление финансами, инвестиции, личный бюджет, доходы, расходы, преподавание экономики, экономические дисциплины, колледж.
Основы финансовой грамотности для студентов:
от управления финансами до грамотного инвестирования
Довганич Елена Геннадиевна, преподаватель
Филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж»
(филиал ГБПОУ ЯНАО «ЯМК» г. Лабытнанги)
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты преподавания основ финансовой грамотности для студентов. Раскрывается важность финансовой грамотности в современных условиях, акцентируется внимание на основах управления личными финансами, контроле доходов и расходов, а также на принципах грамотного инвестирования. Приведены примеры задач и практических упражнений, которые помогут преподавателям объяснить сложные финансовые темы доступным для студентов языком. Указаны методические подходы для повышения интереса студентов к теме, а также варианты взаимодействия с молодежной аудиторией, направленные на формирование у них навыков ответственного финансового поведения.
Ключевые слова: финансовая грамотность, студенты, управление финансами, инвестиции, личный бюджет, доходы, расходы, преподавание экономики, экономические дисциплины, колледж.
Современные экономические условия и активное развитие финансовых услуг делают вопросы финансовой грамотности особенно актуальными для молодежи. Формирование у студентов базовых знаний в области управления личными финансами и основ инвестирования позволяет не только создать предпосылки для их успешного профессионального и личностного развития, но и способствует более осознанному и ответственному отношению к своим средствам. Важно, чтобы преподаватели экономических дисциплин грамотно и доходчиво доносили эту информацию, подчеркивая значимость финансовых навыков и умения принимать обоснованные решения в условиях ограниченности ресурсов.
Преподавателям рекомендуется начинать курс финансовой грамотности с основных понятий управления личными финансами и постепенного перехода к более сложным темам. Начальным этапом может стать знакомство с такими понятиями, как доход, расход, сбережения и долг. Практическое упражнение, которое можно предложить студентам, — составление личного бюджета. Для этого студенты должны записать свои доходы и расходы в течение месяца, классифицируя их по категориям: питание, жилье, транспорт, обучение и развлечения. Это позволит студентам осознать, как распределяются их финансы и какие категории требуют оптимизации.
Далее важно научить студентов контролировать свои расходы и управлять денежными потоками, ведь умение удерживать баланс между доходами и расходами является основой финансовой стабильности. Один из подходов — это формирование у студентов навыков регулярного учета и анализа своих затрат. Например, преподаватели могут предложить вести таблицу учета расходов, распределяя их по обязательным (аренда, коммунальные услуги, питание) и необязательным (развлечения, хобби) статьям. Такая практика покажет, где есть возможности для экономии, и поможет понять, как можно выделять деньги на сбережения. Сохраненные средства можно использовать как «финансовую подушку» — резервный фонд, который всегда должен быть доступен в случае непредвиденных ситуаций. Важно акцентировать внимание студентов на том, что такая подушка безопасности должна составлять не менее трех-четырех ежемесячных расходов, что является важным принципом управления личными финансами.
Переходя к теме инвестирования, преподаватель может объяснить базовые понятия, такие как активы, пассивы, процентный доход и риски. Студенты должны понимать, что инвестирование — это долгосрочный процесс, который требует анализа и понимания финансовых инструментов, а также оценки возможных рисков. Например, преподаватель может рассказать о простых финансовых инструментах, которые подходят для начинающих: банковские депозиты, государственные и корпоративные облигации, а также акции крупных стабильных компаний. Объясняя разницу между высокорискованными и низкорискованными активами, преподаватель может использовать следующую задачу: «Студент вложил часть своего бюджета в депозит под 5% годовых, а часть — в акции компании, ожидая высокий доход. Какой вариант, по вашему мнению, принесет стабильный доход, а какой — больший, но с возможностью потерь?» Это упражнение поможет студентам лучше понять взаимосвязь между уровнем дохода и риском.
Одним из ключевых аспектов изучения финансовой грамотности является объяснение студентам принципов сложных процентов и времени в инвестировании. Например, преподаватель может предложить студентам рассчитать, сколько они могли бы накопить за определенный срок, если бы откладывали небольшую сумму ежемесячно и размещали ее под определенный процент. Этот расчет демонстрирует эффект накопления и показывает, как небольшие суммы могут превратиться в значительные накопления при регулярном вложении.
Для практического освоения материала преподавателям рекомендуется использовать различные учебные кейсы, связанные с реальными ситуациями. Например, можно смоделировать сценарий, в котором студентам предлагается решить, как лучше вложить стартовый капитал в 10 000 рублей: в банковский депозит под 6% годовых, покупку государственных облигаций с фиксированным доходом или приобретение акций. Анализируя плюсы и минусы каждого варианта, студенты научатся оценивать перспективы различных финансовых инструментов, а также лучше поймут, какие факторы необходимо учитывать при выборе инвестиционной стратегии.
Финансовая грамотность помогает студентам принимать взвешенные решения и управлять личными средствами с учетом будущих финансовых целей. Преподаватели могут объяснить важность постановки таких целей, будь то покупка автомобиля, создание собственного бизнеса или накопления на обучение. Студенты должны осознавать, что постановка цели помогает ориентироваться в выборе методов накопления и сбережения.
Для повышения интереса к теме преподавателям стоит использовать интерактивные методы обучения: ролевые игры, дебаты и обсуждения, в которых студенты могут представить себя в роли финансовых консультантов и предложить наилучший путь для накопления или инвестирования средств. Например, можно провести деловую игру, в которой студенты будут предлагать инвестиционные решения для вымышленного персонажа с определенным доходом и финансовыми целями. Такой метод позволяет наглядно продемонстрировать, как можно управлять личными финансами и какие инструменты использовать для достижения поставленных задач.
В заключение, преподавателям экономических дисциплин важно учитывать, что финансовая грамотность — это не только теория, но и практика, позволяющая обучить студентов осознанному отношению к своим финансам. Правильно организованное обучение закладывает основы эффективного финансового поведения, что особенно ценно в условиях нестабильной экономики.
Список литературы
Бердиева О. Г.,
Мурадова
А. О.,
Аннамурадова
А. М.
Ф
инансовая грамотность: основы и знач
ение для успешного управления деньгами // Вестник науки. 2024. №1 (70).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-osnovy-i-znachenie-dlya-uspeshnogo-upravleniya-dengami
Маринина Н. С.
Ф
инансовая грамотность как компонент функциональной грамотности // Вестник науки. 2021. №5-1 (38).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-kak-komponent-funktsionalnoy-gramotnosti
Светельников
А. И.
О
сновы финансовой грамотности // Теория и практика современной науки. 2017. №6 (24). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-finansovoy-gramotnosti