Основы формирования толерантности у детей в ДОУ | Буртняя Юлия Сергеевна. Работа №308389
translator
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей.
Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Основы формирования толерантности у детей в ДОУ.
Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям разных национальностей, культур и традиций, к людям с ограниченными возможностями здоровья. Мы живем в многонациональном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей и дети с ограниченными возможностями здоровья. Надо стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Педагогическими условиями формирования толерантности у детей дошкольного возраста:
1.Создание толерантного пространства в дошкольном образовательном учреждении.
2.Организация условий, соответствующих целям и задачам толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
Применение в работе с детьми современных педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.
Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
Разработка и внедрение в педагогическую
практику специальных
программ по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Создание среды способствующей освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т.д.
формировании толерантности у детей дошкольного возраста через организацию различных мероприятий в группе;
организации специально разработанного цикла познавательных занятий, бесед, чтения произведений художественной литературы и сказок по теме.
Задачи:
1.Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса;
2.Пополнение материальной и методической базы
3.Создание условий для развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста;
Воспитывать у детей любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, к людям с ограниченными возможностями здоровья;
Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.
Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
5.Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.
Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Для детей
Для педагогов
Для родителей
Воспитательные:
-Формирование толерантного отношения к
людям разных национальностей и вероисповеданий, людям с ограниченными возможностями;
-Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой и умения выходить из конфликтных
ситуаций;
Развивающие:
Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников и со
взрослыми;
-Проанализировать психологопедагогическую литературу по проблеме формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста и раскрыть сущность понятия «толерантность»;
-Изучить возрастные особенности детей дошкольного возраста.
- Выявить педагогические
условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста;
-Исследовать уровень сформированности основ толерантности у детей –
дошкольников;
-Разработать ряд проектов по формированию толерантности детей дошкольного возраста и апробировать их в педагогической деятельности;
-Выявить уровень толерантности родителей
-Активизировать родителей, вовлечь в воспитательный
процесс, путем включения в проект, а именно:
-Подготовка совместно с детьми фото проектов.
-Участие в
совместных мероприятиях
-На основе
изученных материалов определить тенденции формирования толерантности у детей
Обучающие:
Знакомство детей понятием «толерантность»
«толерантный человек».
-Определить эффективность
педагогическую реализованных
старшего дошкольного возраста и разработать комплекс практических рекомендаций для родителей.
Стратегия достижения поставленной цели и задач
Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, праздники.
Важным условием для успешности является подбор оптимального содержания воспитания, педагогических методов и приемов, использования национального регионального компонента. В связи с этим при формировании навыков успешного социального целесообразно использовать следующие виды деятельности ребенка:
1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а также освоение и закрепление социальных норм поведения через сюжетно– ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры основой которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.
Чтение художественной литературы
из серии “Развитие безусловного принятия себя и другого человека”.
Сказкотерапия
, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
4.Психогимнастика включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.
Этюды и упражнения, направленные на: на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»; воспитание уважения к людям различных национальностей и рас.
5.Использование художественного слова – стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
6.Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.
7.Использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт. Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
В качестве основных методов и приемов работы:
Беседа
на моральные темы
Чтение
и последующий
анализ
художественных произведений
Ролевая гимнастика
для упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного
Создание проблемных ситуаций
для обыгрывания и обсуждения
Слушание и пение
детских песен
Просмотр и обсуждение
фрагментов знакомых мультфильмов
Рисование
на заданную тему
Проигрывание этюдов
(отрывки из сказок, сценки из жизни), передающие различные черты характера.
Развивающие и словесные игры
, направление на знакомство с моральными чертами
характера.
Проигрывание этюдов
с неопределенным концом («Как бы ты поступил в такой ситуации?»).
С родителями воспитанников ДОУ
Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума. Родители являются первыми и основными воспитателями детей и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Проведение родительского собрания с участием детей
«Толерантность
-путь к миру»;
Круглый стол.
Выпуск тематических групповых газет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему
миру, папок
-передвижек
«Права
и обязанности взрослых и детей»;
Организация совместной деятельности, чаепитий с родителями.
. Работа родителей с детьми
1.Совместно с детьми изготовить атрибуты костюмов дома сшить костюм для куклы;
2. Изготовление генеалогических дерев;
3. Конкурс совместных рисунков.
Формы работы с воспитателями
1.Изучение психолого-педагогической литературы (теоретический анализ проблемы);
Проведение
семинара-тренинга
с
воспитателями
«Особенности
проявления толерантности в структуре
деятельности воспитателя
»
Консультирование воспитателей
по проблеме формирования толерантности.
Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста
Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей отслеживаеться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.
Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых отслеживается через анкетирование, определяться степенью заинтересованности.
Практическая значимость работы по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста. Внедрена модель формирования толерантности у детей дошкольного возраста, и в нее включены цикл занятий и бесед, список произведений художественной литературы для чтения и обсуждения разработан конспект игры-тренинга с родителями подобраны мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением, сформирована картотека игр и упражнений «Уроки добра» , картотека «Уроки общения», картотека игр народов мира, картотека по психогимнастике.
.
Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь
Список используемой литературы
Арушанова
А. Детские диалоги// Обруч – 1999. - №5. – с.20-27
Бобинова
С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника –
2008. - №5. – с.40-43
Воспитание
индивидуальности
.Учебно
-методическое
пособие
под
ред.Степанова
Е.Н. // Москва . Творческий центр. 2005г.
Всеобщей декларации прав человека ООН 1995.
Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.62 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности:
Научнопублицистический
вестник. - М.: МГУ, 2001.
Закон «Об образовании» 2013 г.
Клепцова
Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. // М.:
Академ
. проект, 2004. - 175 с.
Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению», Ярославль
“Ознакомление дошкольников с историей родного края” Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений
Панфилова М.А.
Игротерапия
общения //
Москва ,
2001 г.
Сборник упражнений в рамках программы «Образование
ххi
века: Толерантная среда», Ижевск, 2008
Строгонова Л.В “Воспитание толерантности” М. 2007 г.
Эльконин
Б.Д. Психология развития // учебное пособие для студентов Вузов.
Москва. Издательский центр «Академия» 2001,144с
Электронные ресурсы
Ганенкина
Е.Н. Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий с
здоровьесберегающими
технологиями
www
.
nerungri
.
edu
.
ru
Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. Проблема толерантности в современном мире his.1september.ru
Материалы
интернет-ресурса
www
.
tolerance
.
ru
Приложение 1
Бланк-опросник для воспитателей «Черты терпимой личности»
Колонка А Колонка В
Дружелюбие
Умение прощать обидчика
Терпение
Чувство юмора
Чуткость
Доверие
Способность помочь товарищу в трудную минуту
Терпимость к тому, что в твоем товарище не похоже на тебя
Умение контролировать свои слова и поступки
Доброжелательность
Любовь к животным
Любовь к людям
Умение слушать
Любознательность
Способность сочувствовать другому человеку
Приложение 2
АНКЕТА НА ВЫЯЛЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И ЖИЗНЕННЫХ ПОЗИЦИЙ
В какой степени каждое из перечисленных ниже качеств присуще вам?
№
Критерии нравственной воспитанности
Присуще в большей степени
Присуще в некоторой степени
Не пресуще
1.
Уважение к другим людям
2.
Терпимость к представителям другой национальности
3.
Агрессивность по отношению к
представителям другой национальности
4.
Справедливое отношение ко людям
всем
5.
Сострадание
6.
Конфликтность
7.
Ответственность
8.
Свобода в принятии решений
9.
Честность
10.
Самоуважение
11.
Гражданская сознательность
12.
Участие в общественно-полезном труде
Каждый пункт анкеты содержит три варианта ответов. Необходимо выбрать тот вариант, который наиболее точно отражает вашу позицию.
За каждый ответ «очень» запишите 4 балла;
«не особенно» - по 1 баллу;
«ни в коем случае» - 0 баллов.
Более 50 баллов. Вас не отнесешь к числу спокойных и уравновешенных людей. Вас раздражает все, даже вещи незначительные. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя. А это расшатывает нервную систему, от чего страдают и окружающие вас люди.
От 12 до 49 баллов. Вас можно отнести к самой распространенной категории людей. Вас раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод вы не делаете драму. К неприятностям вы умеете «поворачиваться спиной», достаточно легко забываете о них.
11 баллов и менее. Вы весьма уравновешенный человек, реально смотрите на жизнь. Или этот тест недостаточно исчерпывающий, и ваши наиболее уязвимые стороны в нем не проявились? Судите сами. По крайней мере, с полной уверенностью о вас можно сказать: вы не тот человек, которого легко вывести из равновесия.
МЕТОДИКА «ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ И
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ» (Ф. Фидлер)
Одной из самых известных методик для оценки психологического климата в коллективе – методика Ф. Фидлера. В таблице приводится10 пар слов, противоположных по смыслу, например: дружелюбие – враждебность, согласие – несогласие. Ответ по каждой из 10 характеристик оценивается по шкале от 1 до 8 баллов. Сотрудники отмечают в таблице, какой балл соответствует каждой характеристике. Например, для первой характеристики 1 балл будет соответствовать крайней степени дружелюбия в коллективе, а 8 – напротив, крайней враждебности. Баллы, полученные по всем 10 характеристикам, суммируются. Итоговый показатель колеблется в пределах от 10 баллов (положительная оценка) до 80 баллов (отрицательная оценка) и характеризует степень благоприятности и неблагоприятности атмосферы в коллективе.
№
Характеристика атмосферы в коллективе
Баллы
Характеристика атмосферы в коллективе
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Дружелюбие
Враждебность
2
Согласие
Несогласие
3
Удовлетворенность
Неудовлетворенность
4
Продуктивность
Непродуктивность
5
Теплота
Холодность
6 Сотрудничество
Рассогласованность
7 Взаимоподдержка
Недоброжелательность
8 Увлеченность
Равнодушие
9
Занимательность
Скука
10
Успешность
Безуспешность