Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Основы формирования толерантности у детей в ДОУ | Буртняя Юлия Сергеевна. Работа №308389

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

translator

     Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей.

Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. 

Основы формирования толерантности у детей в ДОУ.

Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям разных национальностей, культур и традиций, к людям с ограниченными возможностями здоровья. Мы живем в многонациональном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей и дети с ограниченными возможностями здоровья. Надо стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Педагогическими условиями формирования толерантности у детей дошкольного возраста:

1.Создание толерантного пространства в дошкольном образовательном учреждении.

2.Организация условий, соответствующих целям и задачам толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

Применение в работе с детьми современных педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.

Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.

Разработка и внедрение в педагогическую

практику специальных

программ по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Создание среды способствующей освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т.д.

формировании толерантности у детей дошкольного возраста через организацию различных мероприятий в группе;

организации специально разработанного цикла познавательных занятий, бесед, чтения произведений художественной литературы и сказок по теме.

Задачи:

1.Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса;

2.Пополнение материальной и методической базы

3.Создание условий для развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста;

Воспитывать у детей любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, к людям с ограниченными возможностями здоровья;

Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.

Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

5.Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.

Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Для детей

Для педагогов

Для родителей

Воспитательные:

-Формирование толерантного отношения к

людям разных национальностей и вероисповеданий, людям с ограниченными возможностями;

-Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой и умения выходить из конфликтных

ситуаций;

Развивающие:

Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников и со

взрослыми;

-Проанализировать психологопедагогическую литературу по проблеме формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста и раскрыть сущность понятия «толерантность»;

-Изучить возрастные особенности детей дошкольного возраста.

- Выявить педагогические

условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста;

-Исследовать уровень сформированности основ толерантности у детей

дошкольников;

-Разработать ряд проектов по формированию толерантности детей дошкольного возраста и апробировать их в педагогической деятельности;

-Выявить уровень толерантности родителей

-Активизировать родителей, вовлечь в воспитательный

процесс, путем включения в проект, а именно:

-Подготовка совместно с детьми фото проектов.

-Участие в

совместных мероприятиях

-На основе

изученных материалов определить тенденции формирования толерантности у детей

Обучающие:

Знакомство детей понятием «толерантность»

«толерантный человек».

-Определить эффективность

педагогическую реализованных

старшего дошкольного возраста и разработать комплекс практических рекомендаций для родителей.

Стратегия достижения поставленной цели и задач

Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, праздники.

Важным условием для успешности является подбор оптимального содержания воспитания, педагогических методов и приемов, использования национального регионального компонента. В связи с этим при формировании навыков успешного социального целесообразно использовать следующие виды деятельности ребенка:

1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а также освоение и закрепление социальных норм поведения через сюжетно– ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры основой которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

Чтение художественной литературы

из серии “Развитие безусловного принятия себя и другого человека”.

Сказкотерапия

, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

4.Психогимнастика включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.

Этюды и упражнения, направленные на: на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»; воспитание уважения к людям различных национальностей и рас.

5.Использование художественного слова – стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

6.Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

7.Использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт. Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

В качестве основных методов и приемов работы:

Беседа

на моральные темы

Чтение

и последующий

анализ

художественных произведений

Ролевая гимнастика

для упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного

Создание проблемных ситуаций

для обыгрывания и обсуждения

Слушание и пение

детских песен

Просмотр и обсуждение

фрагментов знакомых мультфильмов

Рисование

на заданную тему

Проигрывание этюдов

(отрывки из сказок, сценки из жизни), передающие различные черты характера.

Развивающие и словесные игры

, направление на знакомство с моральными чертами

характера.

Проигрывание этюдов

с неопределенным концом («Как бы ты поступил в такой ситуации?»).

С родителями воспитанников ДОУ

Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума. Родители являются первыми и основными воспитателями детей и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Проведение родительского собрания с участием детей

«Толерантность

-путь к миру»;

Круглый стол.

Выпуск тематических групповых газет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему

миру, папок

-передвижек

«Права

и обязанности взрослых и детей»;

Организация совместной деятельности, чаепитий с родителями.

. Работа родителей с детьми

1.Совместно с детьми изготовить атрибуты костюмов дома сшить костюм для куклы;

2. Изготовление генеалогических дерев;

3. Конкурс совместных рисунков.

Формы работы с воспитателями

1.Изучение психолого-педагогической литературы (теоретический анализ проблемы);

Проведение

семинара-тренинга

с

воспитателями

«Особенности

проявления толерантности в структуре

деятельности воспитателя

»

Консультирование воспитателей

по проблеме формирования толерантности.

Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста

Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей отслеживаеться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.

Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых отслеживается через анкетирование, определяться степенью заинтересованности.

Практическая значимость работы по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста. Внедрена модель формирования толерантности у детей дошкольного возраста, и в нее включены цикл занятий и бесед, список произведений художественной литературы для чтения и обсуждения разработан конспект игры-тренинга с родителями подобраны мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением, сформирована картотека игр и упражнений «Уроки добра» , картотека «Уроки общения», картотека игр народов мира, картотека по психогимнастике.

.

Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь

 

 

Список используемой литературы

Арушанова

А. Детские диалоги// Обруч – 1999. - №5. – с.20-27

Бобинова

С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника –

2008. - №5. – с.40-43

Воспитание

индивидуальности

.Учебно

-методическое

пособие

под

ред.Степанова

Е.Н. // Москва . Творческий центр. 2005г.

Всеобщей декларации прав человека ООН 1995.

Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.62 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности:

Научнопублицистический

вестник. - М.: МГУ, 2001.

Закон «Об образовании» 2013 г.

Клепцова

Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. // М.:

Академ

. проект, 2004. - 175 с.

Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению», Ярославль

“Ознакомление дошкольников с историей родного края” Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений

Панфилова М.А.

Игротерапия

общения //

Москва ,

2001 г.

Сборник упражнений в рамках программы «Образование

ххi

века: Толерантная среда», Ижевск, 2008

Строгонова Л.В “Воспитание толерантности” М. 2007 г.

Эльконин

Б.Д. Психология развития // учебное пособие для студентов Вузов.

Москва. Издательский центр «Академия» 2001,144с

Электронные ресурсы

Ганенкина

Е.Н. Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий с

здоровьесберегающими

технологиями

www

.

nerungri

.

edu

.

ru

Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. Проблема толерантности в современном мире his.1september.ru

Материалы

интернет-ресурса

www

.

tolerance

.

ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Бланк-опросник для воспитателей «Черты терпимой личности»

Колонка А Колонка В

Дружелюбие

Умение прощать обидчика

Терпение

Чувство юмора

Чуткость

Доверие

Способность помочь товарищу в трудную минуту

Терпимость к тому, что в твоем товарище не похоже на тебя

Умение контролировать свои слова и поступки

Доброжелательность

Любовь к животным

Любовь к людям

Умение слушать

Любознательность

Способность сочувствовать другому человеку

Приложение 2

АНКЕТА НА ВЫЯЛЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И ЖИЗНЕННЫХ ПОЗИЦИЙ

В какой степени каждое из перечисленных ниже качеств присуще вам?

Критерии нравственной воспитанности

Присуще в большей степени

Присуще в некоторой степени

Не пресуще

1.

Уважение к другим людям

2.

Терпимость к представителям другой национальности

3.

Агрессивность по отношению к

представителям другой национальности

4.

Справедливое отношение ко людям

всем

5.

Сострадание

 

6.

Конфликтность

 

7.

Ответственность

 

8.

Свобода в принятии решений

 

9.

Честность

 

10.

Самоуважение

 

11.

Гражданская сознательность

12.

Участие в общественно-полезном труде

Каждый пункт анкеты содержит три варианта ответов. Необходимо выбрать тот вариант, который наиболее точно отражает вашу позицию.

За каждый ответ «очень» запишите 4 балла;

«не особенно» - по 1 баллу;

«ни в коем случае» - 0 баллов.

Более 50 баллов. Вас не отнесешь к числу спокойных и уравновешенных людей. Вас раздражает все, даже вещи незначительные. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя. А это расшатывает нервную систему, от чего страдают и окружающие вас люди.

От 12 до 49 баллов. Вас можно отнести к самой распространенной категории людей. Вас раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод вы не делаете драму. К неприятностям вы умеете «поворачиваться спиной», достаточно легко забываете о них.

11 баллов и менее. Вы весьма уравновешенный человек, реально смотрите на жизнь. Или этот тест недостаточно исчерпывающий, и ваши наиболее уязвимые стороны в нем не проявились? Судите сами. По крайней мере, с полной уверенностью о вас можно сказать: вы не тот человек, которого легко вывести из равновесия.

МЕТОДИКА «ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ И

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ» (Ф. Фидлер)

Одной из самых известных методик для оценки психологического климата в коллективе – методика Ф. Фидлера. В таблице приводится10 пар слов, противоположных по смыслу, например: дружелюбие – враждебность, согласие – несогласие. Ответ по каждой из 10 характеристик оценивается по шкале от 1 до 8 баллов. Сотрудники отмечают в таблице, какой балл соответствует каждой характеристике. Например, для первой характеристики 1 балл будет соответствовать крайней степени дружелюбия в коллективе, а 8 – напротив, крайней враждебности. Баллы, полученные по всем 10 характеристикам, суммируются. Итоговый показатель колеблется в пределах от 10 баллов (положительная оценка) до 80 баллов (отрицательная оценка) и характеризует степень благоприятности и неблагоприятности атмосферы в коллективе.

Характеристика атмосферы в коллективе

Баллы

Характеристика атмосферы в коллективе

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

1

Дружелюбие

Враждебность

2

Согласие

Несогласие

3

Удовлетворенность

Неудовлетворенность

4

Продуктивность

Непродуктивность

5

Теплота

Холодность

6 Сотрудничество

Рассогласованность

7 Взаимоподдержка

Недоброжелательность

8 Увлеченность

Равнодушие

9

Занимательность

Скука

10

Успешность

Безуспешность

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×