Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Основы композиции через практические задания: от простого к сложному | Степанов Алексей Иннокентьевич. Работа №348337

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Обучение основам композиции в дизайне — это важный элемент профессиональной подготовки студентов, который требует грамотного подхода и последовательности. В данной статье рассматриваются методы преподавания композиции через практические задания, выстроенные по принципу «от простого к сложному». Описаны этапы обучения, начиная с базовых понятий композиции и заканчивая сложными задачами, включающими работу с цветом, формой, симметрией и асимметрией. Также приведены примеры практических заданий, которые помогают студентам освоить ключевые аспекты композиции и применять их в реальных проектах.

Ключевые слова: композиция, обучение, дизайн, практические задания, симметрия, асимметрия, студенты, пропорции, визуальная гармония.

Основы композиции через практические задания:
от простого к сложному

 

Степанов Алексей Иннокентьевич, преподаватель

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «ЯКУТСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ)
ИМ. П.П.РОМАНОВА»

 

Аннотация. Обучение основам композиции в дизайне — это важный элемент профессиональной подготовки студентов, который требует грамотного подхода и последовательности. В данной статье рассматриваются методы преподавания композиции через практические задания, выстроенные по принципу «от простого к сложному». Описаны этапы обучения, начиная с базовых понятий композиции и заканчивая сложными задачами, включающими работу с цветом, формой, симметрией и асимметрией. Также приведены примеры практических заданий, которые помогают студентам освоить ключевые аспекты композиции и применять их в реальных проектах.

Ключевые слова: композиция, обучение, дизайн, практические задания, симметрия, асимметрия, студенты, пропорции, визуальная гармония.

 

Композиция является основой любого визуального искусства, будь то графический дизайн, фотография или веб-дизайн. Понимание композиции и умение грамотно организовать элементы на плоскости или в пространстве — это ключевые навыки, которые необходимо развивать у студентов-дизайнеров. В процессе обучения важно не только объяснять теоретические аспекты композиции, но и давать студентам возможность на практике закреплять полученные знания. Лучший способ это сделать — выстроить систему практических заданий, которые постепенно усложняются, позволяя студентам шаг за шагом осваивать всё более сложные концепции.

Первый этап обучения композиции обычно включает знакомство с самыми базовыми понятиями: симметрия, баланс, пропорции. На этом этапе важно предложить студентам простые задания, направленные на создание композиций с минимальным количеством элементов. Например, можно предложить задание на создание симметричной композиции из геометрических фигур. Студенты могут работать с основными формами — кругами, квадратами, треугольниками, — размещая их таким образом, чтобы достичь равновесия на странице. Такие упражнения помогают понять природу симметрии и развивают чувство баланса.

Следующим шагом может быть задание на асимметрию. Асимметричная композиция, в отличие от симметричной, требует более тонкого подхода к размещению элементов. Студентам нужно будет учитывать не только размеры и формы объектов, но и их визуальный вес. Например, большой светлый объект может уравновешиваться небольшим, но тёмным элементом. Такое задание учит студентов ощущению гармонии в композиции, даже если элементы не симметричны. Примером может служить создание плаката, где крупный объект справа уравновешивается текстом или другим визуальным элементом слева. Это упражнение помогает студентам развить гибкость в работе с композиционными решениями и увидеть, как асимметрия может быть использована для создания динамики в работе.

После освоения базовых принципов симметрии и асимметрии можно переходить к более сложным заданиям, связанным с работой над визуальной иерархией и пропорциями. Одним из таких упражнений может быть задание на создание постера или веб-страницы, где необходимо выделить главные и второстепенные элементы. В этом случае студенты учатся не только правильно размещать элементы, но и использовать размер, цвет и пространство для того, чтобы направить внимание зрителя на ключевые области работы. Визуальная иерархия помогает студентам понять, как управлять вниманием и вести зрителя через композицию, акцентируя внимание на важных деталях.

На следующих этапах обучения можно добавить работу с цветом как важным элементом композиции. Одним из упражнений может быть создание цветовой композиции на основе одного выбранного цвета и его оттенков. Это помогает студентам научиться управлять цветом в пределах одной гаммы, создавать гармоничные цветовые решения и ощущение глубины. Более сложное задание может включать работу с контрастными цветами. Например, студентам можно предложить создать композицию, используя только два контрастных цвета (например, синий и оранжевый), что учит их работать с контрастами и выделением элементов в композиции.

Помимо цвета, важным аспектом композиции является работа с текстурами и фактурами. Преподаватель может предложить задание, где студенты создают коллажи из различных материалов, таких как бумага, ткань, фотографии. Это упражнение развивает чувство тактильности и глубины в композиции, помогает понять, как различные материалы взаимодействуют друг с другом на плоскости. Студенты учатся комбинировать элементы с разной фактурой таким образом, чтобы композиция оставалась целостной и гармоничной.

На завершающих этапах обучения можно предложить задания, связанные с созданием комплексных многослойных композиций, где используются различные элементы — текст, изображение, цвет, текстура. Например, студентам можно предложить создать макет для журнальной статьи, где необходимо сочетать текстовую информацию с изображениями и декоративными элементами, сохраняя при этом визуальный баланс и читабельность. Такое задание учит студентов мыслить системно и видеть работу как единое целое, где каждый элемент поддерживает и усиливает другие.

Неотъемлемой частью преподавания основ композиции является анализ и критика работ. Преподаватели должны поощрять студентов к обсуждению их композиций, выявлению сильных и слабых сторон, а также совместной работе над улучшением результатов. Например, после выполнения задания можно организовать обсуждение в группе, где каждый студент представляет свою работу, объясняет принятые решения, а остальные студенты и преподаватель дают обратную связь. Это помогает развить у студентов навыки анализа и критического мышления, а также учит воспринимать критику как важный элемент творческого процесса.

Важным аспектом в обучении композиции через практические задания является постепенное усложнение задач, что позволяет студентам развивать свои навыки на каждом этапе обучения. Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы задания были достаточно сложными для стимулирования творческого мышления, но при этом выполнимыми и понятными для студентов. Последовательный переход от простых упражнений к более сложным помогает студентам не только осваивать теоретические аспекты композиции, но и применять их на практике в реальных проектах.

Таким образом, обучение основам композиции через практические задания является эффективным методом подготовки студентов к профессиональной работе. Начальные упражнения с симметрией и асимметрией помогают заложить базу, которая затем дополняется более сложными задачами, связанными с работой над визуальной иерархией, цветом и текстурой. В результате студенты получают не только теоретические знания, но и практические навыки, которые они могут применить в своей дальнейшей профессиональной деятельности, создавая визуально гармоничные и выразительные работы

 

 

 

 

Список литературы

Салтыкова Г. М. Методика преподавания дизайна в обучении студентов направления подготовки "Дизайн" // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2021. №3 (92). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-prepodavaniya-dizayna-v-obuchenii-studentov-napravleniya-podgotovki-dizayn

Салханова

Жанар

Рахатовна

Теоретические основы обучения композиции студентов-

дизайнеров с позиций

компетентностного

подхода // ОНВ. 2015. №2 (136).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-obucheniya-kompozitsii-studentov-dizaynerov-s-pozitsiy-kompetentnostnogo-podhoda

Самсонов Борис Васильевич, Исаева Лидия Андреевна Формирование профессиональных навыков у студентов в сфере дизайна // Эпоха науки. 2018.

№14. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnyh-navykov-u-studentov-v-sfere-dizayna

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×