Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ | Капустников Олег Юрьевич. Работа №309366

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья полезна тренерам-преподавателям по футболу, работающим в ДЮСШ и СДЮШОР.

Педагогический контроль является составной частью комплексного контроля. Главной задачей педагогического контроля является получение тренером объективной, в данном случае не зависящей от него, информации о состоянии подготовленности его подопечных.

Для простоты понимания и применения на практике выделим следующие виды контроля:

1) оперативно-текущий контроль;

2) этапный контроль.

Педагогический контроль в подготовке футболистов охватывает две основные стороны:

а) контроль уровня физических качеств;

          б) контроль соревновательной игровой деятельности

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

 

Капустников О.Ю.

 

Педагогический контроль является составной частью комплексного контроля. Главной задачей педагогического контроля является получение тренером объективной, в данном случае не зависящей от него, информации о состоянии подготовленности его подопечных.

Для простоты понимания и применения на практике выделим следующие виды контроля:

1) оперативно-текущий контроль;

2) этапный контроль.

Оперативно-текущий контроль постоянно проводимый контроль. Понятие «оперативно-текущий контроль» в данном контексте распространяется на все те мобильные слагаемые (акты, операции) контроля, постоянно осуществляемого по ходу занятий и в интервалах между ними, благодаря которым обеспечивается срочная оценка относительно быстро меняющихся признаков контролируемых явлений (их черт, моментов, фаз изменения).

Решаемые в оперативно-текущем контроле конкретные задачи, заключаются в следующем:

1) экстренно оценить степень реализации самого главного из намеченного (освоение разучиваемых упражнений, влияние нагрузок одного или серии упражнений и т.д.);

2) проследить динамику показателей оперативной работоспособности, утомления и восстановления по ходу занятия;

3) проконтролировать решающие моменты осуществляемых в ходе занятия направленных воздействий, основные черты совершаемых действий, параметры нагрузок и отдыха и в целом линию поведения, от которых главным образом зависит эффект занятия (образовательный, тренировочный, воспитательный);

4) сделать общее заключение о качестве занятия, о положительных сторонах и недостатках его содержания и методики.

Решение этих задач предполагает мобильность операций данной разновидности контроля, поскольку предметом их являются весьма динамичные изменчивые черты контролируемых процессов, явлений (оперативно меняющиеся функциональные состояния, текущие воздействия, переходящие и быстро преобразующиеся эффекты воздействий).

Для оперативно-текущего контроля наиболее пригодны методы, позволяющие получить необходимую информацию с минимальными затратами времени. Существенно также, чтобы выполняемые в ходе его операции не требовали бы от занимающихся значительных дополнительных затрат сил (были по возможности нетрудоемкими), не отвлекали бы их от решения основных задач, на которые нацелено данное занятие, не создавали бы перерывов в нем, а органически вписывались в его целостную структуру. Этим обусловлены особенности методики оперативно-текущего контроля.

Методических приемов осуществления оперативно-текущего контроля достаточно много. В совокупности они позволяют органически включить оперативно-текущий контроль в содержание и структуру занятий неспециально-контрольного типа.

В последние годы появляется все больше образцов измерительной электронной аппаратуры. Особенно ценны в этом отношении автоматизированные средства экстренного получения и обработки информации, позволяющие синхронно контролировать параметры движений и обусловленные ими функциональные сдвиги, не отягощая исполнителей: фотометрические, тензометрические, электронно-телеметрические и другие датчики, соединенные с устройствами для компьютерной обработки и дисплейного воспроизведения фиксируемых данных.

В педагогической практике оперативный контроль за деятельностью спортсмена, его техникой, тактикой, физическим состоянием, а также за формированием отдельных сторон его личности и личности в целом, его способностей и возможностей обеспечивается при помощи наблюдения.

Наблюдение, наряду с тестированием, – одно из важных средств педагогического контроля, которое позволяет не только оценить способности и возможности ученика, но и определить дальнейший путь его обучения и воспитания, с учетом особенностей его индивидуального развития. Это достигается посредством анализа различных сторон подготовленности и разработки на основе полученных данных типологических характеристик занимающихся.

Этапный контроль выявляет не обнаруживаемые оперативно-текущим контролем основные тенденции контролируемого процесса на его относительно продолжительных этапах – на этапах годичного цикла спортивной тренировки и т.птапный контроль проводится в начале и конце конкретного этапа подготовки футболистов.

Кроме операций, характерных для контроля в целом, этапный контроль включает:

1) ретроспективно обобщающую обработку материалов оперативно-текущего контроля, полученных в совокупности в течение малых циклов и накопленных этим путем суммарных данных, которые отражают общие черты и параметры контролируемого процесса в его средних циклах, этапах и больших циклах;

2) тестирующие и другие диагностические процедуры, которые проводят в конце этапа, а также в отдельных его фазах (когда он достаточно продолжителен и имеет сложную структуру) для определения общего кумулятивного эффекта занятий, состоявшихся на протяжении этапа. Получение информации о сдвигах, произошедших за это время в состоянии занимающихся, уровне их тренированности и подготовленности в целом;

3) сравнительный анализ динамики показателей, выявляемых в результате обработки материалов оперативно-текущего контроля и диагностических процедур, осмысливание обнаруженных тенденций и соотношений с выводами для последующих действий.

Перечисленное представляет собой последовательные звенья «технологии» этапного контроля, которая используется с определенными вариациями (применительно к его особенностям) в различных по масштабу циклах контролируемого процесса.

Выявляя и оценивая результаты в тестах, используемых в педагогическом контроле, важно соблюдать метрологические требования, которые предъявляются к тестированию:

– тестируемые обязательно должны хорошо владеть техникой выполнения контрольного упражнения;

– стандартность процедур и условий тестирования;

– наличие унифицированных оценочных шкал – систем оценок;– информативность и надежность тестов.

Вся совокупность рассмотренных процедур этапного контроля предоставляет информацию, позволяющую провести сравнительный анализ динамики воздействий, осуществленных на протяжении цикла или этапа, и динамики результирующих показателей суммарной эффективности данных воздействий. Это важнейший интегративно-аналитический аспект этапного контроля, без которого контроль, с педагогической точки зрения, не может считаться достаточно полноценным и завершенным.

Педагогический контроль в подготовке футболистов охватывает две основные стороны: а) контроль уровня физических качеств;

б) контроль соревновательной игровой деятельности.

Кроме того, в подготовке юных футболистов младших возрастных групп рекомендуется использовать тесты по оценке собственно технической подготовленности. Контроль за уровнем физических качеств (специальной физической подготовленности) осуществляется в процессе проведения педагогического тестирования, которое предусматривает оценку стартовой и дистанционной скорости, прыгучести и выносливости, а также наиболее специфичных для футбола проявлений координационных способностей.

В учебных программах для ДЮСШ и методической литературе содержатся шкалы нормативных оценок для каждой возрастной группы юных спортсменов.

Скоростные качества. Оцениваются по результатам бега на 10 и 30 метров с высокого старта.

Время бега регистрируется при помощи электронного секундомера и фотодатчиков. Время бега на 10 метров регистрируется в процессе пробегания всей дистанции. Отмечу, что скорость (время) прохождения 10-метровой дистанции служит критерием оценки стартовой скорости, а 30-метровой – дистанционной (пиковой) скорости. Выполняются две попытки с достаточным интервалом отдыха.

Скоростно-силовые способности. Их целесообразно оценивать по высоте выпрыгивания вверх с места. Для оценки высоты выпрыгивания используется лента Абалакова. Вертикальное выпрыгивание выполняется толчком двух ног со взмахом рук. Выполняется не менее трех попыток.

Скоростная выносливость. В младших возрастных группах юных футболистов измерять данное проявление выносливости не следует. Определяется по времени пробегания семи пятидесятиметровых отрезков – «челночный бег 7×50 м». Результат в тесте «7×50 м» регистрируется ручным секундомером. Всю дистанцию футболист должен преодолевать на максимальной для себя скорости. Зная среднюю скорость прохождения теста «7×50 м» и скорость бега на отдельном отрезке 50 м, легко определить в целом процент реализации максимальных скоростных возможностей в тесте «7×50 м». Полученный показатель объективно отражает уровень скоростной выносливости и может быть обозначен как коэф-фициент скоростной выносливости (КСВ): КСВ=V7×50×100%,V50, где V7×50 – средняя скорость пробегания теста «7×50 м», которая равна отношению пути (350 м) ко времени выполнения теста; V50 – скорость бега на отрезке 50 м, которая равна отношению пути (50 м) ко времени выполнения теста «бег на 50 м».

Комплексное проявление выносливости. В настоящее время, начиная с 15-летнего возраста, измерения проводятся в тестах типа «бип-тест» или «Yo-Yo-тест». Разновидностей таких тестов несколько, они близки по методике проведения. Тренеру необходимо выбрать какую-либо одну модификацию и системно применять ее. Методика и шкалы оценок приведены в специальной литературе.

Координационные способности в условиях скоростных передвижений.

1. Бег 30 м с максимальной скоростью – «гладкий бег» (нормативный тест):30 м

2. «Слаломный» бег между 6 стойками (расстояние между ними – 3,33 м); время «слалома» минус время «гладкого» = показатель ловкости (ПЛ): 10 м (разгон) 3,33 м 11712. Основы педагогического контроля подготовленности юных футболистов

3. Ведение мяча с обводкой этих же 6 стоек; время «обводки» минус время «слалома» = показатель техники (ПТ)10 м (разгон, не менее 3-х касаний мяча на первых 10 м).

Для наиболее наглядного определения «вклада» скоростных качеств, собственно ловкости или техники в решение двигательной задачи рассчитывается комплексный показатель быстроты, ловкости и техники (КПБЛТ): КПБЛТ = время бега 30 м + ПЛ + ПТ. Например: 5,5 с + 2,0 с + 3,5 с = 11 с. Данный тест достаточно прост и позволяет получить информацию как о собственно координационных способностях в условиях скоростных передвижений, так и технике владения мячом в этих же условиях. Очевиден факт – за счет какого из компонентов (быстрота, ловкость, техника) преимущественно решается данная двигательная задача.

Контроль соревновательной деятельности – индивидуальных технико-тактических действий. Целесообразно применять в работе с юными футболистами, начиная с 12-летнего возраста.

Технико-тактическая подготовленность футболистов в соревновательной деятельности оценивается путем регистрации количества и точности выполнения следующих технико-тактических действий (ТТД) с мячом:

– передачи (короткие и средние вперед, короткие и средние назад и поперек, длинные);

– ведение, обводка, отбор, перехват, игра головой, удары по воротам ногой и головой.

Запись действий осуществляется с помощью диктофона или вручную на бланке. Надежность оценки ТТД футболистов существенно зависит не только от методов регистрации, но и от правильной классификации ТТД. Многолетняя практика изучения ТТД позволяет охарактеризовать основные критерии при регистрации тех или иных действий с мячом.

Короткая и средняя передачи – мяч посылается партнеру на расстояние до 25 метров. Учитывается направление передач (вперед, назад, поперек).

Передача с углового в штрафную считается как длинная, но с пометкой «угловой удар». Ведение мяча – перемещение футболиста на любой скорости и в любом направлении с обязательным касанием мяча не менее 3 раз. Если спортсмен останавливается, а затем продолжает движение, то это считается как одно действие.

Обводка соперника считается точно выполненной, если мяч сохранился под контролем футболиста. Прокидывание мяча на скорости мимо соперника также рассматривается как обводка.

Отбор – действие, направленное на овладение мячом, находящимся у соперника. Если мяч перешел к выполняющему отбор или его партнеру, то прием выполнен точно.

Перехват – действие, направленное на прерывание передачи мяча команды соперника. Если мячом овладела обороняющаяся команда, то перехват выполнен точно.

Удар по воротам считается точно выполненным, если мяч попал в створ ворот, включая перекладину и стойки. В остальных случаях удар будет неточным.

Кроме того, можно фиксировать и единоборства за мяч с соперником. Правда, в последнее время под данным действием понимают любое противодействие с соперником, включая обводку, отбор подкатом.

С методических позиций оправданным единоборством будет считаться игровая ситуация, когда соперники в относительно равных исходных условиях вступают в борьбу за мяч, например, верховая борьба, борьба внизу за отскочивший мяч и т.п. При регистрации индивидуальных действий на диктофон записывается номер игрока, техническое действие и результат. Причем результат фиксируется лишь при неточном выполнении действия. Например: «перехват, минус». Данные, зарегистрированные на диктофон, переносятся в протокол и подвергаются статистической обработке. Первая цифра в протоколе – общее количество приемов, вторая в скобках – количество неточно выполненных приемов. Отношение неточно выполненных действий к их сумме (процент брака) во многом характеризует техническое мастерство футболиста.

 

 

Капустников Олег Юрьевич. тренер по спорту МКУ «Спортивная школа «Центр развития спорта» г. Иркутска, Россия.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×