Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Основы светской этики, 4 класс | Валентина Павловна Заськина. Работа №342692

Дата публикации:
Автор:
Описание:

У выпускника будут сформированы:

–                     основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

–                     ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

–                     знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

–                     развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Нормативные правовые документы, на основании которых составлена рабочая программа:
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 классов составлена на основе:
-Основная образовательная программа НОО МБОУ СОШ№6
- Учебного плана МБОУ Средняя образовательная школа № 6
- Примерной программы по основам религиозных культур и светской этики 4 класс (стандарты второго поколения)
- Федеральный перечень учебников, утверждённый Минобрнауки (приказ №253 от 31.03.14).
- Годового календарного учебного графика
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики является приложением к образовательной программе начального общего образования МБОУ СОШ№6 на 2015/ 2016 -2019/ 2020 годы.
1.2.Информация об используемых учебниках
М.Т. Студеникин. Основы светской этики 4 кл. Москва: Русское слово, 2012
Планируемые результаты освоения учебного предмета Освоение религиозных культур и светской этики
Предметные результаты:
Планируемые результаты освоения предметной области Основы религиозных культур и светской этики включают общие результаты по предметной области (учебному предмету) и результаты по каждому учебному модулю с учетом содержания примерных рабочих программ по Основам православной культуры, Основам исламской культуры, Основам буддийской культуры, Основам иудейской культуры, Основам мировых религиозных культур, Основам светской этики.
Общие планируемые результаты.
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
Изучая модуль Основы светской этики
Выпускник научится:
–раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
–на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
–излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
–соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
–осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
–устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
–выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
–акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
–устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
–выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
–акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания Я как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств— стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
.Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, втом числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем миреиосебесамом,втомчислеспомощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание учебного предмета
Введение. Россия – наша Родина
Россия – Родина моя. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Культура. Религии народов России (православие, ислам, буддизм, иудаизм). Их роль в культуре, истории и современности. Наши предки. Культурные традиции. Этикет: Правила приличия.
Культура и мораль. Этика и этикет. Диалог о философии и этике. Этика и ее значение в жизни человека. Этикет проведения ассамблей. Этикет: Цветы – лучший подарок. Культура и мораль Трудовая мораль. Государство и мораль гражданина. Вежливость. Что значит быть нравственным в наше время? История развития представлений человечества о морали и нравственности. Нравственные традиции предпринимательства. Вежливые слова. Добро и зло. Добродетель и порок. Богатырь Добрыня Никитич. Татарская народная сказка "Сёстры ". Этикет: Язык жестов. Дружба и порядочность. Правила дружбы. Альтруизм и эгоизм. Татарская народная сказка "Четыре друга ". Этикет: Собираемся в гости. Честность и искренность. Высшие нравственные ценности , идеалы, принципы, морали. Что значит быть моральным. Истина и ложь. Корейская сказка Честный мальчик. Чувашская народная сказка Что сильнее всего на свете. Этикет: Поведение в гостях. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Гордость и гордыня. Самоуважение, уважение других. Достоинство. Отечественная война 1812 года. Этикет: К тебе пришли гости.
Ценности рода и семьи. Обычаи и обряды русского народа: таинство венчания в церкви. Обычаи и обряды мусульманского народа: татарское застолье. Терпение и труд. Труд свободный, посильный, постоянный. Татарская народная сказка Три совета отца. Этикет: На горячие напитки не дуют. Род и семья – исток нравственных отношений. Семья. Имена и фамилии членов семьи. Правила поведения для каждой семьи. Что такое родословная? Китайская притча Ладная семья. Этикет: Если капнул на скатерть. Семейные традиции. Жизнь человека — высшая нравственная ценность. Традиции годовщин супружества. Этикет: Запеканка, суп и бутерброд. Сердце матери. Стыд, вина и извинения. Отрывок из рассказа Ю.Яковлева Сердце матери. Р.Миннуллин Что нужней всего на свете. Этикет: Подготовка застолья.
Нематериальные ценности. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Правила твоей жизни. Совесть. Золотое правило нравственности. Правила уличного движения. Этикет: Правила поведения в общественном транспорте. Праздники как одна из форм исторической памяти. Праздники народов России. Государственные и светские праздники. Образцы нравственности в культурах разных народов. Важнейшие религиозные праздники православных, мусульман, буддистов и иудаистов. Этикет: Кремы, пудинги и мороженое.
Любовь и уважение к Отечеству. Защитники Отечества. Любовь и уважение к Отечеству. Образцы нравственности в культуре Отечества. Честь и достоинство. Нравственные идеалы. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Герой Советского Союза маршал Жуков. Поэт-герой М. Джалиль.. Этикет: Подарок.
Обобщение. Через проектную деятельность, творческие задания, в игровой форме повторяется, обобщается и систематизируется изученный учебный материал..
Для реализации комплексности курса и ФГОС НОО в модуль Основы светской этики включены темы из других модулей:
2 урок – Религии народов России (православие, ислам, буддизм, иудаизм). Их роль в культуре, истории и современности.
16 урок - Обычаи и обряды русского народа: таинство венчания в церкви.
17 урок – Обычаи и обряды мусульманского народа: татарское застолье.
29 урок – Важнейшие религиозные праздники православных, мусульман, буддистов и иудаистов.
Тематическое планирование
Введение. Россия – наша Родина (3 часа)
Россия – Родина моя.
Нравственные ценности и идеалы российского народа. Культура. Религии народов России (православие, ислам, буддизм, иудаизм). Их роль в культуре, истории и современности. Роль духовных и нравственных ценностей в истории нашей Родины.
Наши предки. Культурные традиции. Этика поступков: доброжелательность, терпимость и уважение к традициям и национальным особенностям человека любой религиозной культуре.
Культура и мораль (12 ч)
Этика и этикет. Диалог о философии и этике. Этика и ее значение в жизни человека. Этикет проведения ассамблей. Этикет: Цветы – лучший подарок. Культура и мораль Трудовая мораль. Государство и мораль гражданина. Вежливость. Что значит быть нравственным в наше время? История развития представлений человечества о морали и нравственности. Нравственные традиции предпринимательства. Вежливые слова. Добро и зло. Добродетель и порок. Богатырь Добрыня Никитич. Татарская народная сказка "Сёстры ". Этикет: Язык жестов. Дружба и порядочность. Правила дружбы. Альтруизм и эгоизм. Татарская народная сказка "Четыре друга ". Этикет: Собираемся в гости. Честность и искренность. Высшие нравственные ценности , идеалы, принципы, морали. Что значит быть моральным. Истина и ложь. Корейская сказка Честный мальчик. Чувашская народная сказка Что сильнее всего на свете. Этикет: Поведение в гостях. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Гордость и гордыня. Самоуважение, уважение других. Достоинство. Отечественная война 1812 года. Этикет: К тебе пришли гости.
Ценности рода и семьи (10 часов)
. Обычаи и обряды русского народа: таинство венчания в церкви. Обычаи и обряды мусульманского народа: татарское застолье. Терпение и труд. Труд свободный, посильный, постоянный. Татарская народная сказка Три совета отца. Этикет: На горячие напитки не дуют. Род и семья – исток нравственных отношений. Семья. Имена и фамилии членов семьи. Правила поведения для каждой семьи. Что такое родословная? Китайская притча Ладная семья. Этикет: Если капнул на скатерть. Семейные традиции. Жизнь человека — высшая нравственная ценность. Традиции годовщин супружества. Этикет: Запеканка, суп и бутерброд. Сердце матери. Стыд, вина и извинения. Отрывок из рассказа Ю.Яковлева Сердце матери. Р.Миннуллин Что нужней всего на свете. Этикет: Подготовка застолья.Ю.Яковлева Сердце матери. Р.Миннуллин Что нужней всего на свете. Этикет: Подготовка застолья.
Нематериальные ценности (4 часа)
Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Правила твоей жизни. Совесть. Золотое правило нравственности. Правила уличного движения. Этикет: Правила поведения в общественном транспорте. Праздники как одна из форм исторической памяти. Праздники народов России. Государственные и светские праздники. Образцы нравственности в культурах разных народов. Важнейшие религиозные праздники православных, мусульман, буддистов и иудаистов. Этикет: Кремы, пудинги и мороженое.
Любовь и уважение к Отечеству (2 часа)
. Защитники Отечества. Любовь и уважение к Отечеству. Образцы нравственности в культуре Отечества. Честь и достоинство. Нравственные идеалы. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Герой Советского Союза маршал Жуков. Поэт-герой М. Джалиль.. Этикет: Подарок.
Обобщение (3 часа)
Через проектную деятельность, творческие задания, в игровой форме повторяется, обобщается и систематизируется изученный учебный
материал.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×