Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ОСОБЕННОСТИ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ | Умерова Гульсум Арсеновна. Работа №336066

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья посвящена изучению словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста  с умственной отсталостью. На основе анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы рассматриваются особенности мышления детей с умственной отсталостью. Изучение общей и специальной психолого-педагогической литературы указало на внимание многих учёных к изучению проблемы развития словесно-логического мышления у детей с нарушениями интеллекта. Анализ психолого-педагогических литературных источников позволил выявить понятие «мышления» как основной формы познания окружающей среды.

УДК-376

ОСОБЕННОСТИ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Умерова Гульсум Арсеновна

бакалавриат

Научный руководитель: Якубова Фериде Рустемовна,

преподаватель кафедры СДО

Кафедра специального (дефектологического) образования

ГБОУ РК КИПУ «Крымский инженерно-педагогический университет

Имени Февзи Якубова», город Симферополь

 

Аннотация: Статья посвящена изучению словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. На основе анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы рассматриваются особенности мышления детей с умственной отсталостью. Изучение общей и специальной психолого-педагогической литературы указало на внимание многих учёных к изучению проблемы развития словесно-логического мышления у детей с нарушениями интеллекта. Анализ психолого-педагогических литературных источников позволил выявить понятие «мышления» как основной формы познания окружающей среды.

Ключевые слова: словесно-логическое мышление, мышление, умственная отсталость.

Abstract: The article is devoted to the study of verbal and logical thinking of primary school children with mental retardation. Based on the analysis of general and special psychological and pedagogical literature, the peculiarities of thinking of children with mental retardation are considered.

Keywords: verbal and logical thinking, thinking, mental retardation.

 

Изучение общей и специальной психолого-педагогической литературы указало на внимание многих учёных к изучению проблемы развития словесно-логического мышления у детей с нарушениями интеллекта.

Перед тем как перейти к анализу психолого-педагогической литературы дадим определения основным понятиям которые будут использоваться в данной работе.

Умственнaя отстaлость – это стойкое снижение познaвательной деятельности ребёнкa, вследствие органического порaжения головного мозгa. Умственнaя отсталость – это состояние неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

Д. Н. Исaев даёт определение психическому недорaзвитию, кaк совокупности рaзличных этиологических факторов: наследственные, врождённые или рано приобретённые стойкие непрогредиентные синдромы общего психического недоразвития, которые проявляются в затруднении социальной aдaптации глaвным образом из-зa превалирующего интеллектуального отклонения от нормы.

Немецкий психиатр Э. Крепелин в начале двадцатого века разработал классификацию умственной отсталости по степени тяжести интеллектуальной недостаточности: идиотия, имбецильность и дебильность.

Согласно классификации принятой Всемирной организацией здравоохранения, умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжёлую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта.

- Дебильность – незначительная (лёгкая) степень умственной отсталости. Эта категория лиц составляет большинство среди страдающих умственной отсталостью. Они как правило, позже начинают ходить, говорить. Эти дети неловкие, физически слабые, мало интересуются окружающим. Потребности примитивны, самооценка не адекватна. Обучаются в специальных (коррекционных) школах.

- Имбецильность является умеренной степенью умственной отсталости. При данной степени поражены как кора больших полушарий, так и нижележащие образования. В младенчестве начинают позже держать головку, самостоятельно переворачиваться, сидеть. Нарушение речи и звукопроизношения. Существенно страдают навыки самообслуживания, познавательные способности резко снижены. В дошкольном возрасте дети могут посещать специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта, а в семь - восемь лет могут быть приняты в специальную (коррекционную) школу.

- Выраженная имбецильность – тяжёлая умственная отсталость. Восприятие не дифференцированно, мышление хаотично, смысловые связи отсутствуют, речь глубоко недоразвита, снижена потребность в обмене информацией, навыки самообслуживания практически не сформированы.

- Идиотия – глубокая степень умственной отсталости. Нарушение статических и моторных функций, неадекватная реакция на окружение, отсутствие навыков стояния, ходьбы, речи. В Российской Федерации данная категория детей находится в учреждениях Министерства социальной защиты.

Мышление – высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать, окружающую действительность обобщённо, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

В. М. Розин говорил, что «предпосылками» развития мышления являются такие образования, как формирование личности и познание действительности, подчинение рассуждений и способов познания правилам логики, отнесение полученных знаний к идеальным объектам. Мышление предполагает и формирование специфических форм сознания и осмысления”.

Л. С. Выготский считал, что речь и мышление имеют разные основы, но в определённый период развития мышления ребёнка появляется доречевая фаза, а в развитии речи – интеллектуальная. Объединение речи и мышления, является основой для формирования словесно-логического мышления.

В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мыслительных процессов по таким причинам как:

- генезис;

- характеру задач, которые будут решены;

- степени развернутости;

- степени оригинальности;

- средства мышления;

- функции мышления;

Охарактеризуем некоторые виды мыслительных процессов.

Наглядно-действенное – это вид мышления, основывающийся на прямом восприятии предметов в ходе действий с ними.

Наглядно-образное – это вид мышления, который характеризуется опорой на образы и представления.

Словесно-логическое – это вид мышления, которое осуществляется с помощью логических операций в отношении понятий.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) – это вид мышления, который определяется на основе главных свойств и связей предмета, а также отвлечении от других, несущественных.

В зависимости от задач которые могут быть решены различают мышление:

- теоретическое;

- практическое.

Теоретическое мышление – это мышление основанное на теоретических суждениях и умозаключениях.

Практическое мышление – это мышление основой которого является суждение и умозаключение, которые основываются на решении задач практического характера.

По этапам развернутости различают мышление:

Дискурсивное (аналитическое) – это мышление направленное на логику рассуждения, а не на восприятия.

Интуитивное – это мышление на основе прямых восприятий чувственного характера и отражения воздействий объектов и явлений объективной окружающей среда.

О. К. Тихомиров выделял два элемента мышления:

Первый элемент – внятность условий задачи, которая выступает в качестве стимула поиска.

Второй элемент – информативность поисковых фактов и логика проверяемых признаков.

Самой авторитетной и разработанной теорией развития мыслительных процессов является теория Ж. В. Пиаже.

Основные понятия и идеи данной теории:

- Принцип гармонии как характеристика, обуславливающая развитие на каждом этапе;

- Идея о структурах и функциях. Структура является некой внутренней конструкцией, характеристика субъекта мыслительного процесса, которая определяет его развитие на каждом из этапов. Ребенок «воспринимает» из внешнего мира лишь то, что соответствует сформированным у него структурам. На основе действий формируются новые структуры.

Функции – это способы коммуникации с окружающей средой. Их две –организация и адаптация. Организация в качестве необходимого способа структурирования. Адаптация – динамическая сторона взаимодействия.

Два варианта адаптации:

- ассимиляция (включение новых объектов в уже имеющиеся схемы);

- аккомодация (приспособление схем к новому объекту).

Функции неизменны в течение жизни, структуры складываются в процессе жизни, накопление опыта, качественно различается на разных этапах развития событий.

Развитие – это смена господствующих ментальных структур.

Эволюция мышления детей идет от интеллектуального «реализма» – ошибочных идей причинности, которые выведены из непосредственных наблюдений; морального «реализма» – суждения о действиях связанных с их последствиями, реципрокности и релятивности.

Эгоцентризм – является важнейшим качеством детского мышления, определяющим его своеобразие. Эгоцентризм – это мышление «со своей точки зрения», непонимание ее относительности, субъективности.

Он показывает, что внешний мир не обращается непосредственно к уму субъекта, что внутренняя активность важна для того, чтобы истинно понять причинность.

Социализация (по Пиаже) – это процесс адаптации в социальной среде посредством сотрудничества, кооперации, которые позволяют ребёнку понять другие точки зрения на предметы, отличные от собственных.

Педагоги и психологи отмечают, что речевое недоразвитие оказывает неблагоприятное влияние на формирование когнитивных функций и развитие их индивидуальных качеств (О. Н. Усанова, И. Т. Власенко, Л. И. Тигранова, Ю. Ф. Гаркуша).

Словесно-логическое мышление занимает главную роль в познавательной деятельности дошкольника. Преобладающая степень мышления, приобретаемая в дошкольном возрасте, имеет важное значение для обучения в школе (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер, В. С. Мухина).

Анализ психолого-педагогических литературных источников позволил выявить понятие «мышления» как основной формы познания окружающей среды. Оно стоит на основе чувственного понимания ощущения, восприятия, памяти, а также имеет в процессе онтогенеза последовательно возникающие наглядно-действенные, наглядно-образные и словесно-логические формы. Словечно-логическое мышление – это одно из видов мышления, характеризующееся использованием логических конструкций, понятий и функционирующих языковых средств на его базе.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

Айзман

, Р. И. Медико-биологические осно

вы дефектологии /Р.

И.

Айзман

. — Москва: Юрайт, 2020. — 225 с.

Артюхова, И. С. Развитие мышления, внимания, памяти,

саморегуляции

у младших школьников / И. С. Артюхова. — Москва:

Владос

, 2008. 32 с.

Белькович

, В. Ю. Системный подход к развитию наглядно-образного мышления младших школьников при ознакомлении с природой / В. Ю.

Белькович

. // Вестник ТОГИРРО, 2

010. — №6(12). — 122 с. — Текст

: непосредственный.

Ворошнина

, Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие

гиперактивных

детей: учеб. пособие для СПО / Л. В.

Ворошнина

. — Москва:

Юрайт

, 2019. — 291 с.

Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд.,

испр

.

и доп. — Москва:

Юрайт

, 2019. — 295 с.

Немов

, Р. С. Воображение и мышление: учебник и практикум для вузов / Р. С.

Немов

. — Москва:

Юрайт

, 2020. — 224 с.

Шипицына, Л. М. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте / Л. М. Шипицына, О. В.

Защиринская

. — СПб.: Речь, 2009. — 128 с.

Шипицына, Л. М. Олигофренопедагогика / Л. М. Шипицына. — Москва: Академия, 2011. — 336 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×