Особенности адаптации первоклассников с интеллектуальными нарушениями к школе. | Альфия Рафиковна Узбекова. Работа №319897
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни меняется режим дня, требуется мобилизация всех сил ребенка. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения , новые обязанности , новый вид деятельности - учебная деятельность.
“Адаптация” - это междисциплинарное понятие, поэтому оно рассматривается многими исследователями. Данное понятие охватывает различные адаптивные системы. Термин “адаптация” происходит от латинского слова adaptatio – приспособление. Мы рассмотрим данное понятие применительно к ученикам с умственной отсталостью и ТМНР , поступающих в 1 класс коррекционного учреждения.
Особенности адаптации первоклассников с интеллектуальными нарушениями к школе.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни меняется режим дня, требуется мобилизация всех сил ребенка. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения , новые обязанности , новый вид деятельности - учебная деятельность.
“Адаптация” - это междисциплинарное понятие, поэтому оно рассматривается многими исследователями. Данное понятие охватывает различные адаптивные системы. Термин “адаптация” происходит от латинского слова adaptatio – приспособление. Мы рассмотрим данное понятие применительно к ученикам с умственной отсталостью и ТМНР , поступающих в 1 класс коррекционного учреждения.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
Адаптация ребенка с ОВЗ в школе довольно сложный и длительный процесс, направленный на выработку наиболее адекватных форм поведения в меняющихся условиях. Немалую роль в успешной адаптации школьников играют личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах. Поэтому работа по успешной адаптации ребенка начинается еще в дошкольных ОУ и в стенах дома ребенка. Дети , не посещавшие детский сад до школы, не имеют навыков общения, а значит не приучены к элементарным навыкам самообслуживания, им постоянно требуется помощь взрослых, часто не понимают элементарных режимных требований после однообразного пребывания в домашних условиях, где были предоставлены сами себе и чаще всего находились без присмотра. В школе для них все меняется: новые требования, новый режим, необходимость выполнять инструкции, находиться за партой и т.д. Чтобы приспособиться к новым условиям, нужны время и поддержка взрослых, родителей и педагога.
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению и во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению.
Психологическая готовность рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в школьную жизнь и для формирования учебной деятельности на этапе школьного детства.
Из-за особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложнившиеся требования. Индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей, которые проявляются в заторможенности, депрессии, чувстве страха, нежелании идти в школу. Особенности адаптации ребенка к школе будут зависеть от самых разных особенностей: готовности к школе, а именно наличии базовых навыков, физической и моральной подготовки; физического уровня развития; наличия социальных навыков.
Одной из основных задач школы является включение детей с ОВЗ в социальное пространство, их социальная адаптация в классе под руководством педагогов ОУ и должен пройти с минимумом дискомфорта для ребенка с ОВЗ.
Обычно адаптационный период составляет от 1 до 2 месяцев. Выделяют два уровня адаптации. Высокий- адаптируются в школе в течение первых двух месяцев, положительно относится к школе, учебный материал усваивает легко, проявляет интерес к учебной деятельности. Низкий – социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями, первоклассник отрицательно относится к школе, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины.
Дети с ОВЗ, поступившие в 1 класс коррекционной школы, имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. Большинство детей испытывают высокую утомляемость, работоспособность ребенка резко падает через 10-15 минут после начала урока и может резко снизиться к началу второго урока, все это нужно учитывать. Такие дети не готовы к обучению в школе из-за недосформированности высших психических функций и незрелости эмоционально-волевой сферы, у них практически не сформирована учебная мотивация, они возбудимы, поэтому время адаптации умственно отсталых первоклассников к обучению в школе увеличивается до 2-3 месяцев. Наибольшие трудности испытывают дети, у которых наряду с интеллектуальными дефектами обнаруживается недоразвитие мотивационной сферы. В их поведении преобладают черты инфантилизма, которые проявляются в двух формах: в виде моторной расторможенности и в виде психической заторможенности.
Приходя в первый класс , дети испытывают такие трудности:
а) непонимание объяснений учителя;
б) недостаточное развитие мелкой моторики , несформированность графического навыка;
в) отсутствие интереса к учёбе, негативное отношение к школе, непонимание учебной задачи, неумение контролировать свои действия, дети не умеют сравнивать результаты с образцом, у них нет навыков учебной работы, низкий уровень обучаемости.
Основная нагрузка по адаптации ребенка к школе ложится на педагогов начальной школы. Учителю постоянно нужно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, создавать ситуации успеха. В процессе обучения необходимо учитывать особенности психических процессов детей с нарушениями интеллектуального развития и индивидуальные особенности каждого ребенка отдельно, которые проявляются в трудности усвоения режима школьной жизни, расписания, длительности уроков. Для облегчения адаптации можно использовать план дня в картинках.
Учителем и специалистами сопровождения должна проводиться работа по формированию у детей алгоритма деятельности в различных ситуациях - что делать:
-когда захотел в туалет;
- когда необходимо идти в столовую;
-когда класс идет на прогулку, на физкультуру и т.д.
Очень важно организовать пространство внутри классной комнаты и вне ее, организовать уголок, игровую зону, где дети могли бы отдохнуть, побыть наедине.
Огромную роль в адаптации ребенка к школе играет общение. Только через общение ребенок может почувствовать и понять самого себя. В процессе общения ребенок познает интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую стороны общения. Родителям и педагогам необходимо оказывать психологическую помощь и поддержку, развивать у него желание учиться, хвалить его, настраивать на успешные результаты.
Об успешной адаптации к школе ребенка можно говорить, если в итоге у ребенка формируется положительное отношение к школе, он спокоен, у него нет страхов, беспокойства, с желанием по утрам собирается в школу, бодр, не устает.
На основании выше сказанного целью педагогического коллектива школы является разработка комплексной программы по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации индивидуально для каждого обучающегося первого класса. Чтобы эта работа была более эффективной, необходима тесная взаимосвязь всех специалистов, работающих с ребенком и выполнение следующих задач:
-создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников;
-создание доброжелательной атмосферы в классе;
-помощь первоклассникам в принятии правил школьной жизни и режима;
-создание благоприятной обстановки для общения детей друг с другом;
-создание предпосылок для учебной сотрудничества и групповой сплоченности;
-знакомство педагога с особенностями детей в классе.
Адаптация ребенка к школе будет продолжатся и после 1 класса, наша задача – помочь им в этом.