Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ОСОБЕННОСТИ АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА | Зинаида Николаевна Галацан. Работа №340176

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной статье представлен теоретический анализ особенностей активного и пассивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, представлены результаты исследования уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями, а так же авторы , которые занимались данной проблемой.

ОСОБЕННОСТИ АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ особенностей активного и пассивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, представлены результаты исследования уровня развития словаря дошкольников.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, интеллектуальная недостаточность, активный словарь, пассивный словарь.

 

Формирование словарного запаса детей находится в неразрывной связи с его психическим развитием и с развитием представлений об окружающей действительности.

И поэтому в лексиконе детей с нарушением интеллекта находят отражение особенности его познавательной деятельности, ограниченность его представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности.

Проблемой развития лексики у детей с нарушением интеллекта занимались Г.И. Данилкина, Г.М. Дульнев, В.Г. Петрова, Н.В. Тарасенко. В своих работах они отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря.

В исследованиях Е. В. Мальцева, С.Г. Шевченко, подчеркиваются основные характерные черты словарного запаса детей с нарушениями интеллектуальной сферы, среди которых ведущее место занимают бедность и неточность.

Именно поэтому работа над словом имеет большое значение для коррекции и развития психики ребенка с нарушением интеллекта, для более успешного включения его в социальную сферу общения.

Важным условием умственного развития является овладение словарем т.к. содержание исторического опыта, усваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов.

Бедность словарного запаса затрудняет полноценное общение, а, следовательно, и общее развитие ребенка. И наоборот, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня интеллектуального развития.

Словарная работа является целенаправленной педагогической деятельностью, которая обеспечивает эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря представляет собой длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений, а также формирование умения использовать их в конкретных условиях общения [5, С.104].

В.И. Яшина отмечает, что слово обеспечивает содержание общения, свободная устная (письменная) речь опирается прежде всего на владение достаточным словарным запасом [7, С.121].

Следует различать пассивный и активный словарь. Пассивный словарь - это часть словарного состава языка, понятная ребенку, которая зависит от возраста, его психического развития и социальной среды[5, С.107]. Активный словарь – это часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком[4, С.104].

В процессе формирования словаря детей дошкольного возраста выделяют два аспекта:

-количественный рост словарного запаса,

-качественное развитие словарного запаса, т.е. овладение значениями слов.

Количественный рост зависит от условий жизни и воспитания и возрастного показателя. Так, Бизикова и Малетина отмечают, что в старшем дошкольном возрасте словарный запас дошкольников составляет около 3500-4000 слов [2, С.42]. Старшие дошкольники умеют уже мыслить на основе общих представлений, у них расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность, их внимание становится более целенаправленным, устойчивым.

Изучением особенностей словарного запаса умственно отсталых детей занимались многие авторы (В.Г. Петрова, Н.В. Тарасенко), которые отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование активного и пассивного словаря.

Словарь детей с интеллектуальной недостаточностью имеет определенные специфические особенности и существенно отличается от состояния словаря детей с нормальным умственным и речевым развитием.

Словарь детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется преобладанием существительных с конкретным значением. Слова абстрактного значения усваиваются детьми с большими трудностями.

Допускаемые детьми ошибки обусловлены недостаточным развитием познавательной деятельности и несформированностью функций анализа, синтеза и обобщения. В вербализации понятий ограничена область представлений, наиболее сформированы, оказались те, которые постоянно актуализируются у них и вводятся в различные контексты. Возникшие трудности указывают на несформированность сферы образов-представлений (абстрактного мышления) и преобладании наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Как отмечает В. Тарасенко, дети с умственной отсталостью, называя предметы, нередко смешивают слова одного рода и вида. Дети редко употребляют глаголы, обозначающие способы передвижения. В активном словаре отсутствуют слова, обозначающие признаки предмета, он крайне ограничен и перегружен штампами [6, С. 601].

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна бедность словарного запаса и неточность употребления слов. Структура значения слова у таких детей не сформирована, пассивный словарь преобладает над активным, процесс организации семантических полей нарушен. Наблюдаются трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме.

В качестве наиболее весомых причин ограниченности словарного запаса детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо отметить следующие:

-низкий уровень интеллектуального развития;

-низкая потребность в социальных и речевых контактах;

- недостаточность вербальной памяти;

- несформированность интересов;

-ограниченные представления и знания об окружающем мире.

Несмотря на то, что пассивный словарь умственно отсталых детей больше активного, он с трудом актуализируется, нередко для воспроизведения слов, требуются наводящие вопросы. Трудности обусловлены, с одной стороны, склонностью умственно отсталых детей к охранительному торможению в коре головного мозга, с другой же – особенностью формирования семантических полей.

У детей с интеллектуальной недостаточностью в речи наблюдаются искажения в употреблении падежей. Формы именительного, родительного и винительного падежей имени существительного являются самыми сформированными.[3, С.65].

В активном словаре многие номинативные слова употребляются неточно. Выделяется неточность употребления самых простых слов, отсутствие дифференциации в обозначении сходных предметов. Так, например, шубу, пальто и плащ некоторые дети обозначают словом пальто. Куртку, свитер, рубашку называют словом кофта. В детской речи наблюдаются вербальные замены. Чаще всего дети заменяют слова, близкие семантически, обозначающие предметы одной группы. При этом названия нескольких похожих предметов заменяются одним словом, наиболее употребительным. Причинами неточности в употреблении слов у детей с нарушением интеллекта являются трудности дифференциации, различения самих предметов.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

- по мере интеллектуального развития и становления познавательной деятельности ребенок овладевает языковыми навыками;

- опыт, приобретаемый ребенком в процессе формирования познавательной деятельности, оказывает непосредственное влияние на развитие его лексики;

- низкий уровень развития познавательной сферы у детей с умственной отсталостью является недостаточной базой для развития лексического компонента языка.

Следовательно, недоразвитие речи и низкий уровень ее коммуникативной и когнитивной функции обусловлен недоразвитием лексики детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Для определения особенностей активного и пассивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на базе МБДОУ «Космос» г. Сургута было проведено экспериментальное исследование.

Целью эксперимента стало проведение первичной диагностики уровня сформированности словаря старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.

Для исследования уровня развития речи и уровня развития словаря были применены методики бальной оценки В.П. Глухова и Волковой Г.А. [2]

Анализ результатов диагностики уровня сформированности словаря старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости обнаружил следующее.

На основе выделенных критериев и показателей с помощью диагностических заданий были определены характеристики уровней развития словаря дошкольников. Данные по развитию словаря у детей оценивались количественно и качественно.

Качественный анализ результатов словаря у дошкольников по методике Глухова В.П. показал, что в основном были продемонстрированы умения, отнесенные нами к низкому уровню развития словаря. У 50% детей группы выявлен низкий уровень развития словаря, у 10% - средний уровень и у 40% - уровень ниже среднего. Высокого уровня развития словаря не было определено ни у кого из детей испытуемой группы.

По результатам проведения методики Волковой Г.А. видно, что у 20% детей группы выявлен низкий уровень развития словаря, у 30% - средний уровень и у 50% - уровень ниже среднего. Высокого уровня развития словаря не было определено ни у кого из детей испытуемой группы.

Исследование показало, что активный словарь находился у детей на низком уровне развития. Активный словарь четверых детей предельно беден, в их речи используются преимущественно названия действий, с которыми они часто сталкиваются в своей повседневной жизни, не используются в речи уточнения и распространения, нет развернутых предложений, наблюдается замена слов или путаница в окончаниях слов.

Пассивный уровень владения словарем у всех детей находится за пределами условной нормы.

Таким образом, низкий уровень развития активного и пассивного словаря дошкольников с умственной отсталостью обусловлено не только наличием нарушений, но и недостаточной степенью разработанности методической и коррекционной работы, направленной на формирование словаря.

Следовательно, без специально организованной коррекционно-развивающей работы словарный запас у таких детей остается бедным, носит бытовой характер.

С умственно отсталыми детьми необходимо проводить работу по расширению словарного запаса, эффективными будут занятия, направленные на развитие семантики и уточнение значения слова, формированию семантических полей и лексической системности. Особое внимание следует уделить предикативному словарю, прилагательным и глаголам. В процессе обучения, как и специалисты, родители должны принимать активное участие

Коррекция речевых нарушений предполагает систему специально разработанных методов и приемов обучения.

В целях формирования активного и пассивного словаря у старших дошкольников с умственной недостаточностью целесообразно использовать: чтение детской литературы, беседы с детьми, наблюдение на прогулке за природой. Также эффективны будут лексические упражнения и дидактические игры, с помощью которых дети могут научиться выделять свойства знакомых объектов и предметов, обобщать и абстрагировать признаки однородных предметов, классифицировать и сравнивать предметы. Также в ходе занятий важно, чтобы дети понимали подбирали антонимы и синонимы к словам разных частей речи, могли уточнить и объяснить лексическое значение мотивированных слов, могли выполнять задания на использование усвоенных слов в связных высказываниях.

 

Список литературы

Бизикова, О.А. Теория и методика развития речи дошкольников в таблицах, определениях и схемах [Текст, таблицы, схемы] / О.А. Бизикова, Н.С. Малетина. –

Издательство Нижневартовского государственного университета. 2014. 93с.

Глухов, В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций): Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В., 2012. - 256 c.

Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c.

Ханина, О.Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников / О.Г. Ханина. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 48 c.

Хмелькова Е. В., Леушина Т. А., Феофилатова К. Д. Развитие активного словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 104–108.

Черепкова Наталья Викторовна, Савельева Ольга Александровна Особенности логопедической работы с детьми с умственной отсталостью // Science Time. 2014. №12 (12) С.601-605.

Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: Учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования [Текст] / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2013. – 448 с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×