Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности анализа лирических произведений и развитие читательской грамотности | Ахматшина Елена Владимировна. Работа №344736

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена особенностям анализа лирических произведений на уроках русского языка и литературы и их значению в развитии читательской грамотности учащихся. В статье раскрываются ключевые аспекты работы с лирическими текстами, их влияния на эмоциональное и интеллектуальное развитие учащихся. Рассматриваются методы, способствующие глубокому пониманию поэзии, а также формированию у школьников навыков анализа художественных произведений. Приводятся примеры применения этих методов в образовательном процессе.

Ключевые слова: лирика, читательская грамотность, анализ поэзии, эмоции, художественный текст, критическое мышление, интерпретация.

Особенности анализа лирических произведений и развитие читательской грамотности

 

Ахматшина Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 18»

 

Аннотация. Статья посвящена особенностям анализа лирических произведений на уроках русского языка и литературы и их значению в развитии читательской грамотности учащихся. В статье раскрываются ключевые аспекты работы с лирическими текстами, их влияния на эмоциональное и интеллектуальное развитие учащихся. Рассматриваются методы, способствующие глубокому пониманию поэзии, а также формированию у школьников навыков анализа художественных произведений. Приводятся примеры применения этих методов в образовательном процессе.

Ключевые слова: лирика, читательская грамотность, анализ поэзии, эмоции, художественный текст, критическое мышление, интерпретация.

 

Анализ лирических произведений занимает особое место в преподавании русского языка и литературы. В отличие от эпических или драматических текстов, лирика требует глубокого проникновения в чувства и переживания автора, требует от учащихся умения интерпретировать эмоциональные состояния и настроения. Это делает процесс анализа поэтических произведений сложным, но одновременно важным для развития читательской грамотности школьников.

Лирика, как жанр литературы, тесно связана с субъективным восприятием мира и выражением эмоций. Анализ поэтического текста позволяет ученикам не только лучше понять структуру и особенности поэтического языка, но и развить свою эмоциональную и читательскую грамотность. При этом важно, чтобы педагог сумел создать условия для того, чтобы учащиеся активно включались в процесс анализа, учились высказывать свои мысли, аргументировать интерпретации и находить в тексте ключевые элементы художественной структуры.

Одним из центральных методов анализа лирики является разбор образной системы. Образная система это совокупность символов, метафор и эпитетов, которые поэт использует для выражения своих мыслей и чувств. Так, при изучении стихотворений А. С. Пушкина, например «К морю», важно обратить внимание на образы природы, которые олицетворяют свободу и тоску героя. Учитель может предложить ученикам разобрать каждый образ, его значение в контексте стихотворения, а также поразмышлять о том, как они соотносятся с идеями произведения.

Чтение и анализ лирики тесно связаны с развитием эмоциональной отзывчивости учащихся. Лирические произведения вызывают у школьников сильные эмоции, такие как восхищение, грусть, радость, что помогает им глубже понять смысл стихотворения. Одним из приемов, помогающих развивать эмоциональную грамотность через лирику, является метод «чтения вслух». Когда ученик или сам учитель читает стихотворение вслух, создается особая атмосфера, позволяющая лучше прочувствовать ритм, интонацию, мелодику стиха. Например, при анализе стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» важно обратить внимание на интонацию, с которой читает поэт, на ту внутреннюю мелодию, которая передает состояние героя.

Важную роль в развитии читательской грамотности играет также работа с лексикой лирического произведения. Поэтический язык отличается высокой насыщенностью и многозначностью слов. Задача учителя помочь ученикам увидеть, как поэт работает со словом, какие образы создает с помощью метафор и аллегорий. Примером может служить стихотворение А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью», где через каждый образ передается глубокая эмоциональная драма героини.

Одним из эффективных способов работы с лирикой является также метод сравнительного анализа. Сравнение двух или более лирических произведений, написанных разными авторами, но на схожие темы, помогает ученикам увидеть, как различные поэты могут выражать одни и те же чувства, используя разные поэтические средства. Например, можно предложить сравнить стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь» и С. Есенина «Белая береза». Оба поэта используют образ зимы для создания эмоциональной картины, однако у Пастернака зима символизирует ночную тоску, а у Есенина природную чистоту и красоту.

Еще одним важным аспектом анализа является работа с ритмической структурой стихотворения. Лирика обладает особой музыкальностью, и понимание ритма помогает глубже проникнуть в смысл произведения. Например, при изучении поэзии В. В. Маяковского полезно обратить внимание на его использование необычных ритмов и разрывов строк, которые создают напряжение и динамику.

Необходимо учитывать, что каждая поэтическая деталь это часть общей концепции произведения. Учитель должен научить учеников видеть взаимосвязь между ритмом, образами, стилем и идеями стихотворения. При изучении стихотворения М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной» важно обсудить, как ритм и рифмовка подчеркивают эмоциональное напряжение и внутренние противоречия лирической героини.

Работа с лирическими произведениями должна строиться с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Для одних учеников важна визуальная наглядность, и тогда можно предложить создать иллюстрации к стихотворению. Для других значимым будет работа с текстом через написание эссе, где они смогут выразить свои личные переживания и интерпретацию. Такой индивидуальный подход позволяет развивать читательскую грамотность с учетом эмоционального и интеллектуального уровня каждого ученика.

Таким образом, анализ лирических произведений на уроках русского языка и литературы играет важную роль в развитии читательской грамотности и эмоционального интеллекта учеников. Используя разнообразные методы, такие как работа с образами, лексикой, ритмом и интонацией, а также методы сравнительного анализа, учитель способствует более глубокому восприятию поэзии и развивает у учащихся умение критически мыслить и интерпретировать текст.

 

Список литературы

Левонюк

А

.

Е

.

Методика

преподавания

русского

языка

и

литературного

чтения

:

учеб

.

метод

.

комплекс

.

Брест

:

БГУ

, 2019. 120

с

. 2.

Методические

рекомендации

по

формированию

функциональной

грамотности

обучающихся

5-9

классов

с

использованием

открытого

банка

заданий

на

цифровой

платформе

по

шести

направлениям

функциональной

грамотности

в

учебном

процессе

и

для

проведения

внутришкольного

мониторинга

формирования

функциональной

грамотности

обучающихся

/

под

ред

.

Г

.

С

.

Ковалевой

.

М

:

ФГБНУ

«Институт

стратегии

развития

образования

РАО»

, 2022. 360

с

.

Фирсова

Т

.

Г

.

Современный

урок

литературного

чтения

:

методический

конструктор

:

учеб

.

метод

.

пособие

для

студентов

,

обучающихся

по

направлениям

44.03.01

и

44.04.01

«Педагогическое

образование»

(

начальное

образование

).

М

.:

Перо

, 2018. 211

с

.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×