Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Особенности бурятской народной манеры пения». | Цынгуева Жаргалма Цыденовна. Работа №292655

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Цынгуева Жаргалма Цыденовна
Проблема обучению народному бурятскому пению остается актуальной. Она постоянно находится в центре внимания педагогов - практиков и исследователей. Важность и значение ее решения подчеркиваются в необходимости развития и обучения народному пению во всех образовательных учреждениях культуры и центрах дополнительного образования.

Каждый народ обладает своей певческой культурой, в недрах которой складываются ее интонационный строй, жанры и средства изложения. У каждого народа пение сопровождает человека от рождения до смерти, выражая его эмоциональный строй во многих жанровых песнопений бурятского народа.

Каждой местности нашей республики, округах и краях - присуща своя манера звукообразования, на которую влияют музыкальный склад песни и особенности местного говора. 

Обучение народному пению- благородная задача сохранения преумножения, во многом утраченного бурятского народно-певческого искусства. Необходимо сохранить национальную основу бурятского народного интонирования и не до конца раскрытую певческую (вокальную) природу народного искусства пения.

 

«Особенности бурятской народной манеры пения».

 

Цынгуева Жаргалма Цыденовна

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Городской Дворец (детского) юношеского творчества»

(МАУ ДО «ГДДЮТ») город Улан-Удэ

Педагог дополнительного образования

 

Проблема обучению народному бурятскому пению остается актуальной. Она постоянно находится в центре внимания педагогов - практиков и исследователей. Важность и значение ее решения подчеркиваются в необходимости развития и обучения народному пению во всех образовательных учреждениях культуры и центрах дополнительного образования. «В исполнительской манере каждого народа, - замечает Земцовский, - есть нечто существенное, специфическое, не переводимое в иной исполнительский стиль. Больше того, манера пения является одним из самых устойчивых элементов народной традиций, и поэтому признаком не только образным, но и эстетическим». Это характерность выражается прежде всего через бурятскую (музыкальную) речь, особенности ее фонетики. Поскольку фольклор существует лишь в диалектах, что естественно, что художественный стиль локально ограничен определенными географическими картами.

Каждый народ обладает своей певческой культурой, в недрах которой складываются ее интонационный строй, жанры и средства изложения. У каждого народа пение сопровождает человека от рождения до смерти, выражая его эмоциональный строй во многих жанровых песнопений бурятского народа.

Диалектная множественность бурятского песенного фольклора нередко становится предметом дискуссий среди практиков народного пения. Перед исполнителями встает вопрос о профессиональной ориентации в местных певческих стилях, которые связываются с решением конкретных творческих задач: представлять ли певцу какую- либо одну, местную, певческую традицию по стилю районов и округов, или вообще отказаться от всяких «диалектизмов» и петь на литературном языке. Если учесть, что наибольшая характерность, специфичность окраски народного пения кроется именно в особенностях народного говора, то у певцов, естественно, возникает желание исполнять народные песни на языке оригинала, т.е. диалекте.

Каждой местности нашей республики, округах и краях (Усть – Ордынский округ и Забайкальский край) – присуща своя манера звукообразования, на которую влияют музыкальный склад песни и особенности местного говора. Если взять фонемы общебурятского типа, получившие отражение в литературном бурятском языке, присутствуют те же краткие кардинальные фонемы (а, о, уу, э, оо). И в обучении народному пению мы учитываем локальные особенности народного пения, т.е. основываемся на общепринятых филологических трудах бурятского языка.

Для бурятского языка характерны следующие особенности в области фонетики, отличающих его от других монгольских языков.

Интонационно – ритмическая специфика, замедленно – монотонно

темп речи, полногласия и отсутствие количественно редукции гласных.

Наличие фарингального согласного;

Диалектные чередования явлений «оканья» и «яканья».

В подлинно народном пении голос-звук как бы отходит на второй план,

уступая первенство смысловой интонации интонированию слова. Этот принципиально важный момент народного пения существует и сфере особого музыкального мышления народных певцов (пою, как говорю).

Мысль, выражающаяся в слове, дает сигнал действию – к пению, в свою очередь выражающемуся в певческом звуке. Народные певцы пользуются «разговорной» манерой пения, при которой сохраняется мышечная координация. Означает ли это, что народное пение, как специфическое, близкое к «озвученной речи» нельзя рассматривать сквозь призму норм вокального искусства и в этой связи применимы ли вообще к народному пению нормы профессионального вокального искусства? Если да, то в какай гарантирующей сохранности его самобытного начала? Думаю, что ответом на вопрос может послужить оценка вокальности мелодического материала бурятской народной песни, как результата многовековой исполнительской практики народных певцов. Стихотворная основа бурятских народных песен отличается разнообразием и богатством. В ней встречаются то совершенно короткие строки, способствующие возникновению коротких речитативных фраз, то длинные строки, дающие широкие развернутые мелодические построения.

Для бурятских народных песен в основном характерно нисходящее движение, сочетающее с различными видами волнообразности. Например, речитативные напевы, отличающееся четкой и подвижной речитацией мелодии. К ним относятся:

Старинные песни (охотничьи, трудовые, улигерные напевы и некоторые хороводные);

Распевные мелодические напевы, наиболее распространенные

песенном творчестве бурят;

Мелодии с широким применением вокализации и мелизматики.

Анализируя структуру народных песен, можно спроецировать, охарактеризовать и сами свойства исполняющего их голоса. Напомним по этому случаю развитую внутрислоговую мелодику бурятских народных песен, их свободный мелодический распев широкого дыхания

Необходимо отметить, что фонетика языка и народная музыкальная речь органически связаны. А национальные различия коренятся в речевых особенностях звучания гласных и согласных звуков.

В народе существует развитая система обозначения художественных приемов, специфически оценочные термины, правила художественной интерпретации. Однако уже признание такой системы фиксации народной терминологии является хорошей предпосылкой для специального исследования такого рода системы понятий в народном пении.

От речевой интонации идут характерные приемы: форшлаги, растягивание слова на добавочные гласные, скольжения, «скаты», разрыв слова, пение на сонорные согласные. Поэтому изучение народными певцами сохранения в их собственном пении образной народной речи во всей непосредственности и непринужденности являются первым условием правдивости исполнения. Не только в старинных, но и в современных песнях нужно сохранять основные особенности местного говора, характерную фонетическую окраску.

Профессиональная музыка для народного голоса, даже если в ней используется язык фольклорного голоса, всё же отличается от произведений фольклора и характером музыкально – образного мышления, и способом его воплощения средством профессиональной музыки. И здесь не обойтись без фундаментальной певческой школы, которая поможет певцу не только усвоить законы бурятского народного песнетворчества и народную манеру интонирования, но и развить эти знания и навыки на основе достижений профессионального вокального искусства.

Обучение народному пению – вот благородная задача сохранения преумножения, во многом утраченного бурятского народно- певческого искусства. Необходимо сохранить национальную основу бурятского народного интонирования и не до конца раскрытую певческую (вокальную) природу народного искусства пения.

Как известно, профессиональная академическая вокальная школа выросла и сформировалась в самостоятельное художественное направление из недр народно – певческого искусства. Вопросы профессионального народного пения не исследуются. В их серьезном осмыслении нуждаются и исполнительская практика, и вокальная педагогика. Проблемы развития народной манеры пения остаются актуальными и сегодня. Решение этой проблемы зависит прежде всего от разработки теоретических основ развития певческой манеры исполнения, а также необходимо в результате исследовательских работ найти условия и пути их совершенствования.

 

Литература:

Ба

гадуров

В.

Очерки

по истории вокальной педагогики. М,

1956

.

Вопросы вокальной педагогики – М, 1976. Вып.№3

Звуковой строй монгольских языков:

Сб.

ст.- Улан-У

дэ, 1989

.

Олзоев Б.В. Бурятские народные

песни.

Улан-Удэ, 1964

.

Традиционный фольклор и современные хоры и ансамбли. М. 1991- Вып. № 2

Бадлуев Д.Ж. Цибудеева Н.Ц. Сохранение и развитие уникальной старинной манеры пения Предбайкальских бурят. Методические рекомендации. Улан – Удэ, 2020.

Кан- оол А.Х. Арбын оссун. Учебное пособие. Кызыл, 2019.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×