Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности чувашской вышивки | Сорокина Ольга Сергеевна . Работа №301586

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Сорокина Ольга Сергеевна
Основу народного творчества чувашей  составляли резьба по дереву, камню и кости, керамика, плетение, вязание, узорное ткачество, изготовление изделий из шерсти и войлока, ювелирное искусство, шитьё  бисером и монетами и конечно  вышивка. В орнаментах вышивки нашли себе место изображения, напоминающие пиктограммы и рунические знаки – элементы пред письма и древнейшие письмена, которые позволяют предполагать незапамятную древность их возникновения». Вышивка-национальная гордость  чувашского народа.

«Особенности чувашской вышивки»

 

«У чувашского народа сто тысяч песен,

сто тысяч слов,

сто тысяч вышивок»

И.Я.Яковлев, патриарх чувашского народа.

 

Основу народного творчества чувашей составляли резьба по дереву, камню и кости, керамика, плетение, вязание, узорное ткачество, изготовление изделий из шерсти и войлока, ювелирное искусство, шитьё бисером и монетами и конечно вышивка. В орнаментах вышивки нашли себе место изображения, напоминающие пиктограммы и рунические знаки – элементы пред письма и древнейшие письмена, которые позволяют предполагать незапамятную древность их возникновения». В результате изучения научных трудов об истории чувашской вышивки была получена информация о том, что в чувашской вышивке особенностью является сочетание геометрических узоров с растительным и животными мотивами, что «чувашский орнамент состоит из узоров в форме крестиков, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов и полос. Круг, ромб, розетка, квадрат, восьмиугольник – символически означают солнце, как источник жизни; люди – крестики (знаки жизни); горы – треугольники; животные - прямые линии разной направленности; земледелие и – две параллельные линии, соединенные наклонными; вода изображается волнистой линией».

Вышивка-национальная гордость чувашского народа. Молва о ярких полотнах и нарядах с оригинальными узорами зигзагообразной и геометрической формы, что из города на Волге, ходит с давних времен по всему миру. Предметы, украшенные вышивкой, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем жизненном пути. Мастерицы использовали более 30 видов швов и еще около 40 их разновидностей. Чувашская вышивка, единственная в своем роде, не имеет узлов и с обеих сторон выглядит одинаково. Чувашская вышивка - это отражение жизни народа в узоре, это её религия, вера, надежда. Она – носительница тысячелетней наследственной программы.

Актуальность - В последнее время интерес к национальной вышивке растет. В каждом доме чувашей бережно хранятся вышитые салфетки и полотенца. Одежду с элементами национального орнамента с удовольствием носят не только в Чувашии, но и за ее пределами. Разумеется, эти наряды далеки от одеяний наших предков, но они несут в себе народную память и напоминают нам об уникальной культуре с тысячелетней историей. Хотя на улице сложно встретить человека в одежде с чувашским орнаментом, ее стало модным использовать, например, на свадьбах.

Вышивание — самый массовый вид декоративно-прикладного искусства в Чувашии. Чувашский народ с древних времён славился своими талантливыми вышивальщицами. По идущим из глубины веков заветам все чувашки с детства обязаны были владеть искусством вышивания. Первоначально вышивка была примитивной – стежки имитировали штрихи ткани. Постепенно штрихи приобрели очертания различных геометрических фигур, а также изображения птиц, зверей, древа жизни. Орнамент каждой украшенной вещи был неповторим в узорах. Чувашки обычно не копировали вышивку, поэтому каждая из них становилась уникальной. Любой узор являлся своего рода шифром, знаковым письмом с каким-либо пожеланием или оберегом. Символы, знаки вышивки позволяли определить положение человека в обществе и его принадлежность к определённой родовой группе. А еще узор можно сравнить с песней, сказкой, смысл которой не в том, что на поверхности, а в том, что внутри – а это не сразу увидишь. Узор был трехуровневым: близь – один узор, даль – второй узор, глубь - третий узор. Читать орнамент нужно снизувверх или по принципу зеркального отражения, добавляя значение цвета. Ткани, нитки имелись в каждой крестьянской семье. Красители получали из корней, коры растений, листьев, цветов, плодов. А также красили сажей, золой, глиной. Небольшие траты делались только для приобретения игл и шелковых ниток для вышивания. В вышивке использовались сдержанные, скромные тона, такими же качествами обладали и сами мастерицы. Белый цвет – цвет мудрости. Белое поле холста воспринималось как благополучие планеты, чистый воздух. Жёлтым цветом вышивали солнце. Зелёный цвет – признак жизни, роста и развития. Синий цвет символизирует небосвод. Вышивкой сопровождалось любое событие в жизни чувашей: рождение ребенка, праздники, свадьба, проводы на службу и даже проводы в последний путь. В этих вышивках отражалось представление вышивальщиц о миропонимании, мироздании, их быт, культура.

В чувашской вышивке радует богатство узоров, нитей и цвета, своеобразие швов и филигранность их исполнения, а особенно восхищаются отсутствием изнанки: вышивка не имеет узлов и с обеих сторон выглядит одинаково. Каждая вышивка обладает биоэнергетическим ресурсом. Масмак – (налобная повязка) снимает головную боль, кеске – (нагрудная вышивка) сердечную, а сурпан – душевную. Чувашские вышивальщицы живут долго, и до самой смерти сохраняют ясный ум.

 Чувашская вышивка. Первоначально вышивка создавалась как символ, позволяющий определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной родовой группе. В ней отражались возраст и половые отличия. Вышивка жила в каждом доме, с нею был связан повседневный быт. Предметы, украшенные вышивкой, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем жизненном пути.  Чувашские мастерицы использовали более 30 видов швов и еще около 40 их разновидностей.

В старинной вышивке чувашей белые нитки отсутствуют, но белый цвет в общей гамме узора всегда есть - это основа( белый холст.)

Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости.

 Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей, видимо, в большей части занимались земледелием.

Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни.

Синий - свод неба, желтый - солнце. Однако можно предполагать, что самыми древними цветами в искусстве вышивки являются красный, черный и белый.

Ткани, нитки имелись в каждой крестьянской семье. Красители получали из корней, коры растений, листьев, цветов, плодов. А также красили сажей, золой, глиной. Небольшие траты делались только для приобретения игл и шелковых ниток для вышивания.

Первоначально вышивка была примитивной – стежки имитировали штрихи ткани. Постепенно штрихи приобрели очертания различных геометрических фигур, а также изображения птиц, зверей, древа жизни.В этих узорах отражалось представление вышивальщиц о миропонимании, мироздании, их быт, культура.

Символы, знаки вышивки позволяли определить положение человека в обществе и его принадлежность к определённой родовой группе. По этим знакам (тамгам) можно было узнать сородича. «Возьми мою тамгу, - сказал богатырь Юман незнакомой солнцеликой красавице, ищущей по свету своего возлюбленного, пропавшего без вести.и иди по нашей земле без опаски. Покажи людям мою тамгу, и тебя приютит любой человек, покажет дорогу и посоветует, как по ней идти, любой мудрец. Моя тамга откроет тебе сердце моего народа».

Из литературы я узнала, что ведущим орнаментом в чувашской вышивке является знак Солнца, как источника жизни. Солнце вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника. По преданиям в древности светили три Солнца, на Земле была благодать. Злые силы убили двоих, третье. испугавшись, улетело в бескрайную высь. «Пусть каждая женщина вышьет на своих полотнах ярким красным цветом три Солнца, что когда – то светили Земле. Вышивки эти мы назовём – солнечными– решили мудрецы и вернули Солнце назад».

 До наших дней сохранился принцип изображения кеске, узора нагрудной части женской рубахи в виде солнца, двух крестов, положенных друг на друга.

Изображая знаки Солнца, Луны, звезд, неба, воды, деревьев, он надеялся, что они принесут ему удачу на охоте, обильный урожай, уберегут от невзгод и болезней. Орнамент каждой украшенной вещи был неповторим в узорах. Чувашки обычно не копировали вышивку, поэтому каждая из них становилась уникальной. Основные функции орнамента: - оберег от злых чар.  Любой узор являлся своего рода шифром, знаковым письмом с каким-либо пожеланием или оберегом. Вначале нужно найти знаки-символы и определить их значение. 2) Любой узор был своего рода песней, сказкой, смысл которой не в том, что на поверхности, а в том, что внутри – а это не сразу увидишь. Надо знать, что любой узор был трехуровневым: близь – 1 узор, даль – 2 узор, глубь - 3 узор. 3) Читать нужно орнамент снизу вверх или по принципу зеркального отражения, добавляя значение цвета.

В вышивке использовались сдержанные, скромные тона, такими же качествами обладали и сами мастерицы. Белый цвет – цвет мудрости. Белое поле холста воспринималось как благополучие планеты, чистый воздух. Жёлтым цветом вышивали солнце. Зелёный цвет – признак жизни, роста и развития. Им вышивали растения. Синий цвет символизирует небосвод. А какие вышивки сохранились у чувашей, когда и как они ими пользовались. Об этом мне захотелось узнать, и я обратилась к старожилам своего поселка. У коренных жителей чувашей своя вера. Отсюда свои стародавние обычаи, обрядовые традиции, вышивки Ивановой Галине Петровне  больше восьмидесяти лет. Вот что я узнала из её рассказов. При рождении ребёнка родители говорят, что к ним прилетела новая птица. Птица у чуваш – символ счастья. Старшая женщина в семье (чаще это бабушка или прабабушка) вышивают красными нитками специальные швы на чепчике и пелёнке новорожденного, которые оберегают дитя от сглаза. Красный цвет осмысливается как оберег от болезней и несчастий. Эта традиция сохранилась и сегодня.

Идут дни, года. Вот и подрастает парень. Наступает время ему служить в армии. По традиции деревни он обходит своих родственников и в каждом доме дарят ему вышитые полотенца. Обычно вышивают знаки солнца, как источника жизни. В день проводов в армию любимая девушка дарит ему вышитый платочек с инициалами и с этим же узором. Эти подарки вручаются в знак пожелания здоровья, счастья, благополучного возвращения. Узор «кеске» (солнечный) никто не должен забывать, особенно вдали от родного дома, потому что у чуваш он означает родину. Провожая сына или дочь в путь, мать кусок хлеба заворачивает в белую вышитую салфетку и молится Богу – Земли, Богу – Ветра, Богу – Неба с просьбой оберегать её дитя в пути. Вера в чудодейственную силу вышивки наблюдается в нашей деревне и в том, что почти в каждом доме в прихожее на зеркало вешается вышитое полотенце. Это защищает от злых глаз, порчи, от плохой ауры, считают старожилы. Раньше на свадьбу вышивали по 25-30 полотенец, одаривали родственников жениха.  Сегодня от этой традиции сохранилось то, что невеста в день свадьбы вешает в доме жениха вышитое полотенце на самом видном месте. Этим она подчёркивает своё уважение к предкам этого дома и то, что она входит в эту семью. На полотенце невесты вышиты узоры растительного характера, как признак жизни и продолжение рода.

У каждого народа есть свои любимые праздники. У нас самый радостный и весёлый праздник – агатуй. В древности его устраивали весной как обряд венчания земли с плугом. В наше время на этом празднике прославляют труд, мастеров земли, подводятся итоги работ. На агатуе самый любимый вид состязаний – скачки. В традиции деревни остался обычай награждать всех скакунов вышитыми полотенцами, особенно тех, кто остался последним. Этим они вселяют веру, не лишают надежды.

 Следующая моя собеседница Васильева ГалинаНиколаевна. Она рассказала мне о женской одежде. Одежда была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины). Покрывало невесты - вышивали по углам. Невеста под покрывалом должна была сидеть во время свадьбы, отдельно от жениха. В определённый момент свадьбы происходила церемония снятия покрывала и облачения невесты в костюм замужней женщины. На свадьбе часто прятали это покрывало, жених должен был найти и заплатить выкуп. Этот обычай сохранился в нашей деревне ив настоящее время.

  Любой узор являлся своего рода шифром, знаковым письмом с каким-либо пожеланием или оберегом. Вначале нужно найти знаки-символы и определить их значение.  Любой узор был своего рода песней, сказкой, смысл которой не в том, что на поверхности, а в том, что внутри – а это не сразу увидишь. Надо знать, что любой узор был трехуровневым: близь – один узор, даль – второй узор, глубь - третий узор.  Читать нужно орнамент снизу вверх или по принципу зеркального отражения, добавляя значение цвета

       Вышивание – увлекательный творческий труд, который вводит нас в мир прекрасного

Вышивкой сопровождалось любое событие в жизни чувашей: рождение ребенка, праздники, свадьба, проводы на службу и даже проводы в последний путь. В этих вышивках отражалось представление вышивальщиц о миропонимании, мироздании, их быт, культура.

Характерные черты чувашской вышивки - это богатство и разнообразие узоров, оригинальная расцветка, высокая техника исполнения и тонкое чувство ритма.

 Заключение. Современное толкование символов орнамента способствует глубокому изучению истории своего народа, развитию этнокультуры, укреплению дружбы и взаимообогащению культуры народов России. Исследование получилось увлекательное. Каждая линия рисунка наполнена глубоким смыслом, читающимся как целое послание будущему поколению, наказ, напутствие, символ рода. Знаки орнамента прошли исторический путь и закрепились как канон, как ценнейшее наследие национально – культурное наследие, дошедшее до нас из глубины веков. Люди знакомые с чувашским орнаментом могут прочитать это послание.

 

Приложение 1.

Узор

Толкование

Были и будем, величие рода

Братство, солидарность.

Поступь Неба и Земли.

Око Бога – Туре, Неба, Мира, прозрение.

 

 

 

Мироздание, единоверие.

Оберег от зла, гнева, доброта

Солнце, гармония, согласие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×