Название статьи:
Особенности экспериментирования в разных возрастных группах | Липкань Полина Евгеньевна. Работа №353523
Дата публикации:
07.12.2024
Автор:
Липкань Полина Евгеньевна
Описание:
В статье представлена таблица, в которой прописаны особенности экспериментирования в разных возрастных группах: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная. Этапы экспериментирования:
1)Осознание того, что хочешь узнать
2)Формулирование задачи исследования
3)Продумывание методики эксперимента
4)Выслушивание инструкций и критических замечаний
5)Прогнозирование результатов
6)Выполнение работы
7)Соблюдение правил безопасности
8)Наблюдение результатов
9)Фиксирование результатов
10)Анализ полученных данных
11)Словесный отчет об увиденном
12)Формулирование выводов
Таблица: Особенности экспериментирования в разных возрастных группах.
Этап
Вторая младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Осознание того, что хочешь узнать
Проявляют любопытство, задают первые вопросы природоведческого характера.
Возрастает количество вопросов, укрепляется потребность получить ответ экспериментальным путем.
Дети обращаются к воспитателю с просьбами: Давайте сделаем так..., Давайте посмотрим, что будет, если….
Экспериментирование становится основным путем ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов.
Формулирование задачи исследования
Задачу эксперимента формулирует воспитатель, и дети ее понимают.
Задачу эксперимента формулирует воспитатель, и дети ее понимают.
Педагог ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Он не навязывает своих советов и рекомендаций.
Дети самостоятельно задумывают опыт или выдвигают гипотезу.
Продумывание методики эксперимента
При проведении простейших экспериментов начинают отвечать на вопрос взрослого: Как это сделать?.
Ребенок начнет все чаще и чаще задавать воспитателю вопрос: Как это сделать?.
Воспитатель старается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло.
Дети сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой.
Выслушивание инструкций и критических замечаний
К концу года начинают выполнять инструкции, содержащие два поручения сразу.
Могут выполнять три указания сразу, если действия просты и знакомы.
Выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. В отдельных случаях можно попробовать дать одно задание на весь эксперимент.
Дети сами распределяют обязанности между собой.
Прогнозирование результатов
При проведении простейших опытов начинают отвечать на вопрос: Что случится, если мы сделаем это?.
При проведении не сложных опытов отвечают на вопрос: Что случится, если мы сделаем это?.
Прогнозирование результатов делится на: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов.
Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез (простейших с точки зрения взрослого, но достаточно сложных для них), проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится.
Выполнение работы
Работают вместе с воспитателем.
Появляются первые попытки работать самостоятельно.
Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Вводятся длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов.
Инициатива по проведению экспериментов распределяется равномерно между воспитателем и детьми.
Соблюдение правил безопасности
Начинают предвидеть некоторые последствия своих действий; реагируют на предупреждения взрослых, если до этого убеждались в их правильности.
Контроль со стороны взрослых обязателен.
Если процедуры просты и не опасны непосредственное участие взрослых не так важно. Визуальный контроль со стороны взрослого обязателен.
Предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.
Педагог только наблюдает за выполнением правил безопасности.
Наблюдение результатов
Под непосредственным руководством педагога.
Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны.
Мера самостоятельности (по крайней мере, по сравнению со взрослым) пока невелика. Без поддержки со стороны педагога — хотя бы молчаливой — речь детей постоянно прерывается паузами.
Дети сами проверяют верность своих гипотез, педагог наблюдает и может задавать наводящие вопросы по мере необходимости.
Фиксирование результатов
К концу года начинают использовать готовые формы (циферблаты, фотографии, картинки)
Чаще всего используют готовые формы, но в конце года постепенно начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематические рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо.
Широко применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и пр.).
Дети самостоятельно фиксируют результат.
Анализ полученных данных
Запоминают последствия
некоторых экспериментальных воздействий.
Понимают простейшие
одночленные цепочки
причинно-следственных связей.
Впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: Почему этот камешек нагрелся сильнее? — Потому что он имеет черный цвет; Этот платочек высох быстрее. Почему? — Потому что мы его повесили на батарею.
Детям становятся доступны двух-, и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос Почему?.
Дети могут сами полностью проанализировать свою работу. При необходимости педагог может наводящими вопросами помочь произвести анализ результатов.
Словесный отчет об увиденном
Развернуто отвечают на
вопросы взрослых по
теме наблюдения. Нуждаются в большой
поддержке со стороны
воспитателя.
Ответ на вопрос педагога состоит из нескольких предложений и по объему приближается к развернутому рассказу.
Поддерживаемые доброжелательным интересом со стороны взрослого, дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
Дети сами дают яркое, красочное описание увиденного.
Формулирование выводов
Отвечают на вопросы
взрослых по теме наблюдения и эксперимента.
Воспитатель своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу.
Сравнивая два объекта дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации.
Дети способны делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы.
Скачать работу
Этап
Вторая младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Осознание того, что хочешь узнать
Проявляют любопытство, задают первые вопросы природоведческого характера.
Возрастает количество вопросов, укрепляется потребность получить ответ экспериментальным путем.
Дети обращаются к воспитателю с просьбами: Давайте сделаем так..., Давайте посмотрим, что будет, если….
Экспериментирование становится основным путем ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов.
Формулирование задачи исследования
Задачу эксперимента формулирует воспитатель, и дети ее понимают.
Задачу эксперимента формулирует воспитатель, и дети ее понимают.
Педагог ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Он не навязывает своих советов и рекомендаций.
Дети самостоятельно задумывают опыт или выдвигают гипотезу.
Продумывание методики эксперимента
При проведении простейших экспериментов начинают отвечать на вопрос взрослого: Как это сделать?.
Ребенок начнет все чаще и чаще задавать воспитателю вопрос: Как это сделать?.
Воспитатель старается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло.
Дети сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой.
Выслушивание инструкций и критических замечаний
К концу года начинают выполнять инструкции, содержащие два поручения сразу.
Могут выполнять три указания сразу, если действия просты и знакомы.
Выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. В отдельных случаях можно попробовать дать одно задание на весь эксперимент.
Дети сами распределяют обязанности между собой.
Прогнозирование результатов
При проведении простейших опытов начинают отвечать на вопрос: Что случится, если мы сделаем это?.
При проведении не сложных опытов отвечают на вопрос: Что случится, если мы сделаем это?.
Прогнозирование результатов делится на: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов.
Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез (простейших с точки зрения взрослого, но достаточно сложных для них), проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится.
Выполнение работы
Работают вместе с воспитателем.
Появляются первые попытки работать самостоятельно.
Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Вводятся длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов.
Инициатива по проведению экспериментов распределяется равномерно между воспитателем и детьми.
Соблюдение правил безопасности
Начинают предвидеть некоторые последствия своих действий; реагируют на предупреждения взрослых, если до этого убеждались в их правильности.
Контроль со стороны взрослых обязателен.
Если процедуры просты и не опасны непосредственное участие взрослых не так важно. Визуальный контроль со стороны взрослого обязателен.
Предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.
Педагог только наблюдает за выполнением правил безопасности.
Наблюдение результатов
Под непосредственным руководством педагога.
Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны.
Мера самостоятельности (по крайней мере, по сравнению со взрослым) пока невелика. Без поддержки со стороны педагога — хотя бы молчаливой — речь детей постоянно прерывается паузами.
Дети сами проверяют верность своих гипотез, педагог наблюдает и может задавать наводящие вопросы по мере необходимости.
Фиксирование результатов
К концу года начинают использовать готовые формы (циферблаты, фотографии, картинки)
Чаще всего используют готовые формы, но в конце года постепенно начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематические рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо.
Широко применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и пр.).
Дети самостоятельно фиксируют результат.
Анализ полученных данных
Запоминают последствия
некоторых экспериментальных воздействий.
Понимают простейшие
одночленные цепочки
причинно-следственных связей.
Впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: Почему этот камешек нагрелся сильнее? — Потому что он имеет черный цвет; Этот платочек высох быстрее. Почему? — Потому что мы его повесили на батарею.
Детям становятся доступны двух-, и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос Почему?.
Дети могут сами полностью проанализировать свою работу. При необходимости педагог может наводящими вопросами помочь произвести анализ результатов.
Словесный отчет об увиденном
Развернуто отвечают на
вопросы взрослых по
теме наблюдения. Нуждаются в большой
поддержке со стороны
воспитателя.
Ответ на вопрос педагога состоит из нескольких предложений и по объему приближается к развернутому рассказу.
Поддерживаемые доброжелательным интересом со стороны взрослого, дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
Дети сами дают яркое, красочное описание увиденного.
Формулирование выводов
Отвечают на вопросы
взрослых по теме наблюдения и эксперимента.
Воспитатель своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу.
Сравнивая два объекта дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации.
Дети способны делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы.