Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности эмоционального развития дошкольников с ОВЗ и методы психологической поддержки | Тесленко Юлия Владимировна. Работа №345852

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности эмоционального развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и методы психологической поддержки, направленные на создание благоприятных условий для их эмоционального и личностного роста. Подчёркивается роль педагога-психолога в оказании психологической помощи, а также использование различных методик, учитывающих особенности каждого ребёнка.

Ключевые слова: эмоциональное развитие, дошкольники, ОВЗ, психологическая поддержка, методы, педагог-психолог, эмоциональная помощь.

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

 

Тесленко Юлия Владимировна, педагог-психолог

ГБОУ Школа № 2001, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности эмоционального развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и методы психологической поддержки, направленные на создание благоприятных условий для их эмоционального и личностного роста. Подчёркивается роль педагога-психолога в оказании психологической помощи, а также использование различных методик, учитывающих особенности каждого ребёнка.

Ключевые слова: эмоциональное развитие, дошкольники, ОВЗ, психологическая поддержка, методы, педагог-психолог, эмоциональная помощь.

 

Эмоциональное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет свои особенности, которые требуют особого внимания со стороны педагогов и специалистов. В отличие от сверстников, дети с ОВЗ могут сталкиваться с задержками в развитии эмоциональной сферы, что оказывает влияние на их общение, взаимодействие с окружающими и способность выражать эмоции. Педагог-психолог играет ключевую роль в создании условий, способствующих гармоничному эмоциональному развитию таких детей, а также в разработке методов психологической поддержки, направленных на их адаптацию в обществе и эмоциональный комфорт.

Одной из ключевых особенностей эмоционального развития дошкольников с ОВЗ является замедленный темп формирования эмоций и их выражения. Дети с нарушениями в развитии могут испытывать трудности в идентификации собственных эмоций и в правильном их выражении. Это приводит к тому, что ребёнок может неадекватно реагировать на происходящие события или затрудняться в выражении своих переживаний. Например, дети с нарушениями слуха или речи могут испытывать сложности в установлении эмоционального контакта с окружающими из-за невозможности полноценно передавать свои эмоции с помощью слов. В таких случаях психологическая поддержка направлена на развитие невербальных способов общения, таких как мимика, жесты и рисунок.

Одним из эффективных методов работы с эмоциональным развитием дошкольников с ОВЗ является эмоциональная коррекция через игры и ролевые занятия. Игровая деятельность помогает детям лучше понимать собственные эмоции, развивать способность к саморегуляции и учиться выражать свои чувства в безопасной среде. Педагог-психолог может использовать эмоционально насыщенные игры, в которых дети учатся различать эмоции, выражать их и взаимодействовать с другими детьми. Например, игры, в которых требуется изображать радость, грусть, удивление или злость, помогают ребёнку осознать, что его эмоциональные состояния могут быть разными, и развивают способность осознанно управлять ими.

Кроме того, важным аспектом эмоционального развития дошкольников с ОВЗ является развитие эмпатии и социальных навыков. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут испытывать сложности в понимании эмоций других людей, что влияет на их способность к установлению контактов с окружающими. Для развития эмпатии педагог-психолог может использовать специальные методики, направленные на изучение эмоций других людей через ролевые игры или просмотр мультфильмов, где герои сталкиваются с различными эмоциональными ситуациями. Это помогает детям учиться распознавать эмоции других, понимать, как их действия могут влиять на окружающих, и развивать навыки общения и взаимодействия.

Арт-терапия — ещё один эффективный метод психологической поддержки дошкольников с ОВЗ. Этот метод помогает детям выражать свои эмоции через творчество, что особенно полезно для тех, кто сталкивается с трудностями в вербальном общении. Рисование, лепка и другие творческие занятия помогают детям выразить свои чувства и переживания, а педагог-психолог может анализировать созданные работы, чтобы лучше понять эмоциональное состояние ребёнка. Арт-терапия способствует развитию эмоциональной сферы, самовыражению и снижению уровня тревожности у детей.

Также необходимо уделять внимание психологической поддержке родителей дошкольников с ОВЗ, так как эмоциональная среда в семье оказывает прямое влияние на развитие ребёнка. Педагог-психолог может организовывать консультации для родителей, помогая им понять эмоциональные особенности своих детей и обучая их методам поддержки. Важно, чтобы родители участвовали в процессе эмоционального воспитания и помогали своим детям справляться с трудностями, создавая атмосферу безопасности и принятия. Психолог может предложить родителям различные техники работы с эмоциями, такие как дыхательные упражнения, развитие эмоционального интеллекта через общение или совместные игры, направленные на обучение детей управлению своими чувствами.

Медитативные и релаксационные упражнения также могут быть использованы для снижения эмоциональной напряжённости у дошкольников с ОВЗ. Специальные занятия, включающие спокойную музыку, медитации или дыхательные техники, помогают детям успокоиться, справиться с тревожностью и расслабиться. Это особенно важно для детей, склонных к чрезмерной возбудимости или эмоциональной нестабильности. Введение таких упражнений в ежедневную рутину ребёнка способствует улучшению его общего эмоционального состояния и помогает лучше адаптироваться к окружающему миру.

Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников с ОВЗ требует особого внимания и поддержки со стороны педагога-психолога. Использование различных методов, таких как игры, арт-терапия, развитие эмпатии и поддержка родителей, помогает детям осознать и выражать свои эмоции, развивать социальные навыки и лучше адаптироваться к окружающей среде. Психологическая поддержка играет ключевую роль в создании благоприятных условий для гармоничного эмоционального развития детей, что способствует их успешной адаптации и личностному росту.

 

Список литературы

1. Иванова Е.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.В. Иванова, Г.В. Мищенко. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 112 с.

2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении / Н. И. Галустян, Н. Н. Зайцева, Ю. С. Кадукова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 43-45.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X